Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2000


ИГРОТЕКА

АДМИНИСТРАТОР ГОСТИНИЦЫ

Среди разнообразных игр, используемых в тренинговых психологических программах, есть такие, которые обладают особой привлекательностью. Это так называемые игры с подвохом (более научное название — игры со скрытым мотивом). У каждого участника есть игровая роль и представление о ситуации, в которой разворачивается игра. Информацию о роли и ситуации участники черпают из двух источников: из общей инструкции, которую ведущий сообщает всем присутствующим, и из индивидуальных инструкций. С помощью последних участник узнает о том, какую внутреннюю позицию по отношению к игровой ситуации он занимает. Этой информацией он вправе распоряжаться по своему усмотрению. В ходе игры участники пытаются понять позиции друг друга и действуют, исходя из тех представлений, которые у них на этот счет возникли.
Игра «Администратор гостиницы» — достаточно простая и незатейливая, она с успехом может быть проведена после изучения темы «Позиции в общении».

Инструкция
Дело происходит в маленьком городке, в котором только одна гостиница. Обычно она пустует, но сейчас переполнена по случаю съезда лучших ветеринаров района.
(Естественно, что причина перенаселенности гостиницы может быть изменена ведущим в зависимости от ситуации.)
За стойкой — администратор. Мест нет, но он остается на своем посту. К нему время от времени подходят люди и пытаются все-таки получить номер.
Сейчас мы решим, кто из участников побудет в роли администратора, а кто — в роли приезжих, решивших посетить этот славный город. Посетители, договорившись со мной, будут использовать разные поведенческие стратегии. Администратор же поведет себя в этой ситуации так, как сочтет нужным. В распоряжении каждой из групп туристов — пять минут. По их истечении (если, конечно, ситуация логически не завершится раньше) администратор сообщит нам, готов ли он идти им навстречу.

Далее ведущий просит поднять руки тех, кто хотел бы попробовать себя в роли администратора. Оптимальное число — четыре человека. Остальные участники произвольно разбиваются на четыре группы.
Администраторов просят на некоторое время выйти из комнаты.
Ведущий предлагает каждой группе решить, с помощью какой коммуникативной позиции — «сверху», «снизу» или «на равных» — она будет решать поставленную задачу. Три группы из четырех определяются с позицией, кроме этого они придумывают некоторую «легенду», с которой придут в гостиницу. Четвертая группа работает в «свободном режиме»: она тоже создает свою игровую «легенду», но при этом может использовать любую коммуникативную позицию и имеет право менять ее в процессе игры.

Каждая группа вольна задействовать в игре любое количество участников. Если в группе четыре человека, они могут «приехать» в город все вместе, могут выдвинуть для игры одного, двух или трех человек. У тех, кто не играет, всегда остается возможность повлиять на ход событий: можно взять «тайм-аут», для того чтобы напутствовать игроков и даже заменить их другими.
Пока группы приезжих разрабатывают свои легенды, ведущий дает инструкцию администраторам. Им сообщается, что каждый из них будет работать с одной из групп посетителей и действовать по ситуации. Но мест в гостинице действительно нет. Ни одного. Весь резерв исчерпан. Конечно, остается личная «каморка» дежурного распорядителя, остается диван в холле, в конце концов, собственная жилая площадь администратора... Но это те резервы, которые администратор может задействовать, а может про них даже не вспоминать. Все зависит от тех отношений, которые у него сложатся с просителями.

Читатели уже поняли, наверное, в чем главный подвох этой игры: посетители не знают о том, что мест нет. Вернее, их об этом уведомил администратор официально, но вот поверили ли они ему? Каждый надеется, что для него-то местечко найдется.
Администраторы готовят рабочее место, определяются с тем, будут ли в холле гостиницы свободные стулья, и если да, то где и сколько. Между собой договариваются об очередности и сообщают ее участникам.
Посетители «делят» администраторов, то есть решают, кто с кем будет вести игровую партию.
Во время разыгрывания конкретной сцены все незадействованные участники группы являются зрителями, причем по возможности — молчаливыми. Хотя ведущему приходится быть снисходительным: смех и реплики практически неизбежны. Игра часто проходит бурно и эмоционально, участники тренинга неожиданно раскрываются как блестящие актеры.
У зрителей есть свои задачи. Они должны внимательно следить за развитием событий, отслеживать вербальные и невербальные реакции игроков. Ведущий обязательно должен подчеркнуть важность такого наблюдения. Цель упражнения — посмотреть, как в поведении реализуются различные коммуникативные позиции, как позиция одного участника взаимодействия влияет на его партнера, какова эффективность той или иной коммуникативной позиции, какие чувства она вызывает у самого исполнителя и окружающих его людей. И так далее.

Иногда для фиксации хода игры привлекается видеоаппаратура. Это не всегда целесообразно. Прежде всего потому, что в этом случае снижается активность и ответственность участников. Они не учатся наблюдать социальные процессы, доверяя все технике. Какой же это коммуникативный тренинг!
Какие только «легенды» ни придумываются участниками для достижения целей! Многодетные матери, бедные студенты и старушки (позиция «снизу»), крутые бизнесмены, политики и просто бандиты (позиция «сверху»), ловеласы, представители гостиничного бизнеса — то есть коллеги, журналисты (позиция «на равных»).
Администраторы тоже идут на самые головокружительные варианты, для того чтобы без потерь для самооценки выйти из сложной ситуации. Наибольший интерес представляет динамика их вербальных и невербальных реакций на действия просителей.

Иногда игра разворачивается довольно трагично, и ведущему к этому нужно быть готовым. «Легенда» может личностно затронуть участника, играющего администратора. Внешне невинная игра превращается в значимую и иногда невыносимо тяжелую для человека ситуацию. Естественно, что в этом случае ведущий не может продолжать действие в тренинговом режиме, и группа на некоторое время переходит в режим психотерапевтической работы.
Позволю себе дать совет начинающим ведущим: если вы не уверены в том, что справитесь с психотерапевтической работой, лучше не рискуйте. А для этого контролируйте «легенды», которые придумывают участники. Следите за тем, чтобы они не были экстремальными, слишком эмоционально опасными. Так, в моей практике был случай, когда группа представилась администратору в качестве членов комитета матерей солдат, пропавших без вести в годы службы в армии. От личной квартиры администратора, которую та им предложила почти сразу, отказались. Пытались выпросить номер в гостинице. Можете представить себе состояние участника, игравшего администратора в этом эпизоде!
Ведущий внимательно следит за временем. (Напомним, что каждой группе отводится ровно пять минут.) Обсуждение после каждой сценки проводить нецелесообразно. Важно только спросить у администратора (если в ходе игры это не стало очевидным), подействовали ли на него аргументы приезжих и если да, то что он готов для них сделать.
После завершения всех игровых эпизодов проводится общее обсуждение.

Большое внимание нужно уделить чувствам, которые возникали и у администраторов, и у наблюдателей по ходу разыгрывания той или иной позиции и легенды. Очень часто у тех, кто играл роль посетителя, остается чувство обиды, неудовлетворенности по поводу «подвоха» игры. Это тоже хороший материал для обсуждения: отсутствие мест не скрывалось администратором, наоборот, неоднократно подчеркивалось. Другое дело, что некоторые участники продолжали действовать так, как будто места на самом деле есть. Так где же был подвох: в инструкции или в субъективных ожиданиях участников?

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук