НЕКРУГЛАЯ ДАТАДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИНСТИТУТА16 декабря 1971 года Президиум Академии наук СССР принял решение об организации Института психологии. До того времени психология формально пребывала в статусе одной из ветвей педагогической науки. Единственный же в России психологический институт, основанный еще в начале века Г.И. Челпановым, находился в ведении АПН. В СССР, правда, существовали еще два института. Один был основан Д.И. Узнадзе в Тбилиси в 1941 году, другой — Г.С. Костюком в Киеве в 1945 году. Оба, впрочем, занимали довольно автономное положение и в основном развивали весьма специфические идеи местных научных школ. Например, влияние школы Узнадзе так никогда и не распространилось за пределы Грузии. В «большой» академии психологическая наука была представлена только сектором психологии, основанным С.Л. Рубинштейном в Институте философии в 1945 году. В трех университетах страны имелись факультеты психологии, в ряде педагогических вузов — кафедры психологии. К началу 70-х годов такая структура явно не отвечала требованиям жизни. Идея создания в рамках АН СССР института, разрабатывающего проблемы человекознания, к этому времени осознавалась и разделялась многими известными учеными, среди которых можно назвать академиков П.К. Анохина, А.И. Берга, П.Л. Капицу, П.Н. Федосеева и др. Особую роль сыграл тогдашний президент АН академик М.В. Келдыш. Все они были хорошо знакомы с результатами деятельности сектора психологии в Институте философии АН СССР: проводившиеся его сотрудниками фундаментальные исследования подтверждали высокий научный статус психологии. Главным инициатором создания института и его первым директором стал Б.Ф. Ломов, к тому времени уже успевший зарекомендовать себя как крупный ученый и организатор науки. Создание нового института потребовало разработки концепции и стратегии его развития, определения основных направлений исследований, осуществления ряда организационных мероприятий. Для Ломова легче всего было бы ориентироваться на инженерно-психологическую проблематику и прикладные исследования. Во-первых, эта была та область психологии, задачи и перспективы которой он знал чрезвычайно глубоко, мог быстро организовать и возглавить эффективную, отвечающую современным требованиям исследовательскую деятельность. Во-вторых, ждали прорыва именно в новых, практически ориентированных областях психологии, активного внедрения данных психологической науки в практику. Ломов не воспользовался этой беспроигрышной, наиболее комфортной для него, легко осуществимой стратегией. Он избрал другой путь — нелегкий, сопряженный с риском неудач и разочарований. Он решил создать комплексный институт с многоотраслевой структурой, с фундаментально-прикладной ориентацией. Поэтому в качестве задач института были определены следующие:
По сей день институт остается комплексным научным учреждением, осуществляющим исследования по широкому кругу психологических проблем. По старой памяти его нередко называют «ломовским». Он действительно является прекрасным памятником своему основателю. Впрочем, стоит ли так говорить о научном центре, у которого, вне сомнения, огромное будущее? Сергей СТЕПАНОВ |