Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2000

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

МЫ УЧИМСЯ СМОТРЕТЬ В ОКНО

Продолжение цикла статей Ольги Леонидовны СОБОЛЕВОЙ об авторском подходе к преподаванию русского языка в начальной школе. Начало см. в №№ 13,17,20,27,35 2000 г.

Мы исходим из того, что изначально у каждого ребенка существует мощный речевой потенциал, непосредственно связанный с его психоэмоциональной сферой, и что наша задача — научить ребенка пользоваться своими почти безграничными возможностями в этой области.

Семантика заданий по развитию речи еще в большей мере, по сравнению с другими заданиями, должна нести в себе уважение к личности ребенка, искренний интерес к его внутреннему миру, доверие. Пожалуй, это так же важно, как в заданиях, нацеленных на развитие орфографической интуиции.

Сочинение, как любой акт творчества, — это, прежде всего, способ самовыражения, а не материал для контроля со стороны взрослых. Функция контроля должна быть как можно незаметнее для ребенка. Поэтому в учебниках формируется такая мотивационная установка: «Я пишу (говорю), чтобы выразить свои мысли, переживания, чувства, свой внутренний мир — выразить себя (а не для того чтобы учитель имел возможность проконтролировать, проверить, научился ли я связно писать и говорить)».

Система заданий строится на основе развития творческого воображения и фантазии, на стимуляции способности ребенка к созданию новых образов, персонажей, ситуаций, сюжетов. Важнейшая задача, которая при этом решается, — исключить банальность в создаваемых текстах. Нестереотипность мышления, нестандартность решений в процессе раскрытия темы, выражение индивидуальности ребенка в выборе языковых средств — все это реально и достижимо.

Одна из центральных линий в развитии речи связана с обучением приемам описания. Мы учим детей обнаруживать и устанавливать неожиданные связи, то есть связи, которые не лежат на поверхности (как между одуванчиками и планетами на обложке одного из наших учебников).

На основе этих связей рождается сравнение — один из самых экспрессивных элементов описания. Ребенок учится сравнивать и находить оптимальные языковые средства для этого. Чем сравнение неожиданнее, тем оно интереснее. Мы как бы играем в игру «Что на что похоже?» Это работает на развитие ассоциативного мышления, активизирует работу правого полушария.

Двуполушарность как принцип обучения, как подход к отбору и построению материала сохраняется. Важно сформировать у ребенка логичную и одновременно образную речь, научить его и в устной и в письменной речи двум вещам, на первый взгляд, не всегда совместимым: с одной стороны, умению последовательно «вести» свою мысль, свою идею через пространство текста, правильно и четко его структурируя, и с другой — умению сделать текст образным, метафоричным, эмоциональным, энергетичным.

Интересное наблюдение: когда мы учим ребенка писать по плану, то выигрываем во всем, что касается четкости и структурированности, но при этом теряется индивидуальность — все сочинения чем-то похожи. Они хорошие, правильные, но у них слишком много общего! Ведь план — это что-то вроде коридора: мы дали ребенку направление, показали, куда идти, и тем самым воздвигли стены (читай рамки). Выстроенный нами коридор может быть широк, стены могут быть так далеко, что их даже не видно, но все равно они есть, и мысль бьется об эти невидимые стены. Все это сразу ощущается, когда читаешь такое сочинение, — даже если план составлен при участии ребенка.

Зато когда есть только тема, да еще необычная, интересно сформулированная, плюс какая-то дополнительная мотивация, толчок, и больше ничего, никакого плана, никакого совместного проговаривания сюжета или элементов описания, — тогда мысль ребенка вращается вокруг темы абсолютно свободно, а его фантазия действительно безгранична. И все сочинения совершенно разные: сколько в классе детей, столько и вариантов сюжета, столько и идей по поводу того, как выполнить задание. А толчок, о котором мы говорим, может существовать в виде картинки, нарисованной так, как это умеет Лариса Вольницкая, — в виде косвенного побуждения (через придуманную ситуацию, например), в виде условий игры и т. д.

Так что необходимы сочинения по плану и сочинения без плана, сочинения по наброскам (в том числе по чужим), по началу без конца и по концу без начала, сочинения с соавтором, по картинкам и без картинок, от первого лица и от третьего. Так реализуется одно из важнейших свойств системы работы по развитию речи — разнообразие.

Это свойство непосредственно связанно еще с одним — с альтернативностью, а через нее — с вариативностью. Задания могут различаться по уровню сложности, по основному каналу восприятия, по лексической тематике, по композиции, по особенностям психологического подтекста.

Особую роль в развитии речи и одновременно в развитии психической сферы ребенка играют задания, связанные с перевоплощением, — когда ребенок пишет от первого лица, но представляет себя кем-то или чем-то другим.

Вообрази, что ты — снеговик. Тебя слепили дети, ты стоишь во дворе, а рядом каток.
Вообрази, что ты — это трамвай, который мечтает заехать в парк и покататься на карусели.
Расскажи обо всем, что может с тобой случиться. Рассказывай
от первого лица, говори «я», а не «он», «снеговик» или «трамвай».

Когда встала проблема перевода учебного комплекса на программу «1–4», то в новом учебнике первого класса (сорок часов после букваря) мы решили дать что-то вроде пропедевтического курса по развитию речи. Этот учебник лежит сейчас у меня на столе в виде оригинал-макета, и я надеюсь, что через два-три месяца он окажется и у вас.

С помощью этого учебника мы обучаем детей технике работы по созданию предложений и маленьких текстов. Кроме собственно лингвистических приемов мы учим их и приемам психологическим: как включиться в воображаемую ситуацию, как «войти» в картинку (через нарисованную дверцу и через невидимую), как, «работая» с картинкой, правильно распределить свое внимание, как научиться направлять луч внимания на рисунок, на фрагмент текста, на нужное слово, даже на голос, как смотреть в окно, когда описываешь пейзаж, как собираться и расслабляться одновременно, как настроиться на создание нового текста, как включать эмоциональную сферу, как максимально реализовать в речи (устной и письменной) собственный словарный запас.

Исключительную роль во всем этом играют необычные иллюстрации художника: они предупреждают возникновение психологического напряжения, вызывают к жизни самые светлые и положительные эмоции и при этом дают мощный толчок детской фантазии, цепочкам ассоциаций и образов.

О заданиях по развитию речи рассказывать в газете труднее, чем об орфографических правилах. Эти задания слишком разные и часто пролонгированные. Тем не менее один фрагмент из нового учебника я сейчас приведу.

«Чтобы удержать луч чужого внимания, нужны интересные события, необычные слова, неожиданные сравнения. Сравнивать можно научиться! (Шрифтовые выделения в учебнике — цветные. — О.С.)

Учитель. Если бы у меня спросили, что на что похоже, я бы ответила так: «Всё похоже на всё! Просто иногда сходство легко заметить, а иногда нелегко. Вот и все». Давай играть! Чем они похожи? Попробуй объяснить!

Учитель. А вот еще два рисунка на ту же тему. Чем похожи эти рисунки?»
Как всегда, мне очень хочется, чтобы вы увидели рисунки цветными, так что я приглашаю всех на наш сайт www.metodika.ru.
Я также надеюсь на личную встречу со многими читателями «Школьного психолога», потому что в Москве каждый месяц проходят авторские семинары по адаптивной методике преподавания русского языка.
В последнее время приходит немало писем — от учителей, от ребят и от мам. Мы очень рады, что у них все получается. Чем больше писем, чем больше вопросов, тем лучше, так что пишите и вы: olgas@pbox.ttn.ru 
Мы всем обязательно ответим!

Ольга СОБОЛЕВА,
старший преподаватель
кафедры русского языка
Таганрогского государственного
педагогического института