ЛИЧНЫЙ ОПЫТПРИ СВЕТЕ СКАЗОЧНОГО КАМЕЛЬКАВ ППМС-центр часто обращаются родители, обеспокоенные тем, что их дети не могут найти контакт со сверстниками и педагогами, что в семье отсутствует взаимопонимание. Очевидно, что в таких случаях необходимо работать как с ребенком, так и с родителями. Сказкотерапия выгодно отличается от других психологических методов деликатностью и увлекательностью. Мне хотелось бы поделиться своим опытом проведения групп для детей и родителей с использованием метода сказкотерапии. Хочу сразу оговориться: занятия были построены таким образом, что мамы принимали в них участие (рисовали, шили кукол, участвовали в обсуждении), но не мешали детям. ПОРОЗНЬ И ВМЕСТЕВ начале учебного года в центр обратились четыре мамы. При всем различии проблем в этих семьях их истоки оказались схожими. Это — гиперопека со стороны мам по отношению к детям в сочетании со вседозволенностью, а также патологическая симбиотическая связь между мамами и детьми. Конечной целью работы нашей группы стало достижение детьми самостоятельности и изменение родительских установок. Работа с детьми и родителями проводилась параллельно. В комнате, где проходили занятия, гасили свет и зажигали «волшебный камелек» — ночничок с мерцающим светом. Создавалась атмосфера таинственности. Дети сочиняли, рассказывали и разыгрывали сказки, не обращая внимания на мам. Присутствующие мамы не мешали детям. Зато после занятия, когда дети отдыхали, с мамами проводилось обсуждение высказываний детей, их поведения в той или иной сказочной ситуации. Это давало маме возможность задуматься над проблемами ребенка и семьи. Удачной мне показалась находка с традиционными чаепитиями. На занятия дети приносили что-нибудь вкусненькое. А сразу по возвращении из сказки все вместе за столом обсуждали только что пережитые чувства. Это способствовало созданию доверительной обстановки, раскрепощало участников. Чаепитие за общим столом сглаживало отрицательные эмоции, помогало переживать горькие минуты разочарования, возникавшие в процессе занятий, сплачивало и детей и родителей. ОЩУЩЕНИЕ СВОБОДЫЗа время занятий группа прошла несколько этапов. Первое занятие было посвящено групповым установкам и тестированию. Мне кажется важным, что через тесты проходили не только дети, но и мамы. Уже на первом этапе удалось показать мамам ту деструктивную связь между ними и детьми, которая мешала развиваться их чадам, тормозила личностный рост и в то же время мешала мамам жить полноценной жизнью. На втором занятии при рисовании «волшебными красками» оказалось, что дети и мамы выбрали краски одного и того же тона. При обсуждении этот факт оказался открытием для мам. В процессе рисования были созданы условия, при которых мамы не имели возможности чрезмерно опекать своих детей. Они погрузились в творчество. Дети даже поначалу не поверили, что «можно все». Один мальчик никак не мог решиться оставить кисточку и начать рисовать пальцами. Зато какой восторг все испытали, когда ощутили свободу! Не меньше чем дети оказались потрясены мамы. На третьем занятии шили психотерапевтических кукол. Любопытно было наблюдать, как мамы и дети создавали своих героев. Когда мамы занимались творчеством, то они не мешали своим детям. А дети, привыкшие к постоянному руководству, вдруг обнаружили, что сами способны творить чудеса. В тех же случаях, когда мамы не захотели шить кукол, а взялись активно помогать детям, получилось, что мальчики сшили кукол-девочек: один — подобие матери, другой — сестры. Один из мальчиков, Паша, создал куклу, которую назвал Бякой. Кукла тут же стала драться с другими куклами. На вид она была весьма непривлекательной. Зато потом, по ходу занятий, когда Паша превратился в храброго и благородного мушкетера, мы не раз вспоминали Бяку, на которую ему уже не хотелось походить. А вот пятилетнему Толе мама помогала умело и ненавязчиво. Со своей куклой он ходил везде, брал с собой спать. Кукла помогла ребенку преодолеть мучившие его страхи. В РАЗНЫХ РОЛЯХИнтересным оказался опыт имиджтерапии. В канун рождества все участники группы, переодевшись в костюмы, превратились в сказочных героев. Мальчики стали мушкетерами и принцами, а мамы оказались бякой, красавицей и придворной дамой. «А почему, собственно, я — придворная дама», — задумчиво произнесла одна из мам... В процессе занятий мы разыгрывали известные сказки. Дети и взрослые менялись ролями. И тут происходили удивительные и поучительные вещи. Например, Машенька из сказки «Гуси-лебеди» вдруг, вместо того чтобы убегать от Бабы-Яги, потребовала, чтобы та полезла в печку. К всеобщему удивлению Баба-Яга испугалась и подчинилась. Потом мы обсуждали, чем рисковала Машенька, что могло бы произойти и почему наша Баба-Яга подчинилась такому приказу. Мы пытались сочинять и разыгрывать новые сказки. Но не так-то просто было прийти к общему решению. Возникли, например, разногласия: стоит ли спасать заколдованное дерево «симбис», если оно не хочет ни с кем дружить, считает себя умнее других. Удивительные истории нам рассказывал мальчик Даня. У него жесткий отец и мягкая вседозволяющая мать. Для закалки характера отец заставлял Даню нырять в бассейн, хотя мальчик панически боялся воды. Плавать Даня в результате научился, но в его сказках главный герой, прекрасный горный алмаз, постоянно попадал в потоки грязной воды, проваливался в канализацию, попадал в водопровод. Вода постоянно его куда-то уносила. Всей группой мы обсуждали Данины сказки: почему в них так много трагических ситуаций. Впоследствии сказки этого мальчика стали более оптимистичными. После курса занятий Данин папа подтвердил, что у ребенка наметились положительные сдвиги в поведении. СОЛНЕЧНЫЙ ИТОГВ начале курса Паша и Даня нарисовали людей, стоящих под дождем. На рисунке Паши (рис. 1) человек стоит под дождем, беспомощно опустив руки. На рисунке Дани (рис. 2) человек тоже не пытается даже укрыться от дождя. По окончании курса они рисовали вновь. Паша нарисовал шалашик, грозу, сверкающие молнии, загоревшееся дерево. Человек спрятался в шалаше (рис. 3). Даня нарисовал комнату в доме, где человек только что попил чаю из самовара и ушел спать. А дождь... Он там, за окном (рис. 4). На подсознательном уровне дети стали искать выход из трудных жизненных ситуаций. Пока они спрятались от трудностей. Возможно, это — первый шаг на пути их преодоления. Маленький Толя на первом занятии на своем рисунке (рис. 5) изобразил ужасные колючие елки, колючее солнце, летящую колючую птицу и посредине — человека со стоящими дыбом волосами. А «Человек в сказочной стране» напоминал беспомощного карлика, затерявшегося в каменных джунглях (рис. 6). В начале этого года пришла счастливая мама и привела улыбающегося Толю. Ребенок изменился даже внешне. Кроме того что мальчик подрос и окреп, он стал держаться более уверенно. По словам мамы, он, наконец, оторвался от нее, вошел в контакт с детьми из спортивной секции, сумел там постоять за себя, когда его пытались обижать старшие мальчики. Я попросила Толю нарисовать человека под дождем. Он изобразил ярко-красного снеговика под зонтиком, затем нарисовал дом и солнце. А дождь на рисунке так и не пошел (рис. 7).
Хочу привести некоторые выдержки из рассказа Толиной мамы. Год назад мы пришли к Ольге Вадимовне с жуткой проблемой. Толя не смог ходить в детский сад. Это все произошло по непонятным для меня причинам, так как ребенка готовили к детскому саду заранее: в мае, июне ходили к воспитателям, в августе — вместе убирали садик. В сентябре пошел на полдня, потом на целый день. Потом заболел. После болезни, из-за некорректного отношения одной из воспитательниц, у Толи начались кошмарные сновидения, он боялся ходить по улице, на которой находится детский сад, ходил везде только со мной, держась за руку. У мальчика появилось убеждение, что он — «дурак». Ольга Вадимовна предложила нам курс «сказкотерапии». Я отнеслась к этому скептически, но согласилась водить ребенка. И вот теперь вижу результат. Борьба в «страшном царстве со злыми волшебниками» не прошла бесследно. Спасибо ей большое. Это для меня необыкновенная радость и счастье, что ребенок смог «оторваться» от меня! Занятия в группе помогли детям обрести уверенность в себе, дали им примеры решения жизненных ситуаций, помогли адаптироваться в детских коллективах. Мамы смогли посмотреть на своих детей другими глазами, глубже понять их и изменить характер взаимоотношений с ними. Ольга КУЗНЕЦОВА, |