РЕПОРТАЖ
И СНОВА ЭТА САМАРА!
После выхода тематического номера
«Самарская область» (см. «Школьный психолог», №
42, 1999 г.) многие наши читатели при личном общении
стали не без ревности говорить: «Ну что вы все
пишете про Самарскую область!» Действительно,
интересный и уникальный опыт есть у многих. Но
надо отдать должное самарцам: их модель
психологической службы реально действует в
пределах целого региона.
В 1999 году в Самаре прошел обучающий
семинар-презентация «Психологическая служба
области. Опыт Самары», организованный Самарским
региональным социопсихологическим центром
совместно с еженедельником «Школьный психолог».
Его участники, посещая различные
образовательные учреждения, смогли на практике
познакомиться с организацией работы. Тогда же
было решено провести еще один семинар, для того
чтобы показать деятельность областной
психологической службы не только на примере
Самары и близлежащих районов, но и более
отдаленных территорий.
Этот семинар «Опыт Самарской области.
Психологическое обеспечение образовательного
процесса» проходил с 13 по 17 ноября 2000 года. Его
организаторами и ведущими стали Т.Н. Клюева
(директор регионального социопсихологического
центра) и М.С. Мышкина (начальник лаборатории
исследований проблем развития детей дошкольного
возраста).
Путь на семинар для многих был долгим и трудным.
Народ собрался из разных, даже самых удаленных
уголков России: Красноярского и Краснодарского
края, Ханты-Мансийского автономного округа,
Томской, Саратовской, Тюменской, Владимирской,
Кемеровской, Челябинской и Оренбургской
областей, Татарстана и Башкирии.
Большинство из присутствующих представляли
психологические службы, которые находятся еще
только в стадии формирования и творческом
поиске, поэтому участникам было крайне важно
своими глазами увидеть возможности
психологической работы в образовательных
учреждениях и выяснить все до мельчайших
подробностей.
Возможности самарской модели были показаны на
примере разных типов образовательных
учреждений. Участники смогли познакомиться с
работой психологов в дошкольном коррекционном
образовательном учреждении, в массовой школе и в
районной психологической службе.
Были показаны особенности построения
психологической службы в большом городе
Тольятти с маргинальной ментальностью
(промышленный центр с населением, состоящим в
основном из приезжих), в малом городе Жигулевске,
в сельском районе (Красноярский район) и даже в
сельской малокомплектной школе.
Разнообразной была и проблематика. Основной
принцип, который исповедуют психологи Самарской
области, — это психологизация педагогического
процесса.
Главные пути для реализации этого принципа:
личностно-ориентированный подход к обучению,
проведение социально-психологического
мониторинга и проектирование образовательной
среды. Кстати, проектирование самарцы понимают
широко. В основу этой работы положен метод
проектов Д. Толлингеровой. Проектируют здесь
практически все: и образовательные программы и
уроки.
Работа первого дня семинара началась в
замечательном дошкольном учреждении, которое
официально называется ДОУ
II категории общеразвивающего типа
№ 176 г. Тольятти (УДУ АО АвтоВАЗ). А вообще-то это
детский сад № 176 «Белочка», ведомственно
подчиненный АвтоВАЗу (заведующая Т.В. Шикова).
Посещение детских учреждений строилось
определенным образом. Сначала участников
знакомили с общими принципами организации
психологической службы в данных учреждениях,
затем проводились экскурсии, открытые занятия и
уроки.
В «Белочке» участникам семинара представилась
прекрасная возможность увидеть, каким образом
можно просто и изящно реализовать
личностно-ориентированный подход в условиях
образовательного учреждения. Одна из участниц
сказала потом: «Я много читала и слышала о
личностно-ориентированном подходе, но не
понимала, что это такое. И только здесь я смогла
увидеть его в действии». Кстати, эта мысль стала
лейтмотивом всего семинара. Действительно, его
участники смогли увидеть реальное воплощение
многих идей.
В «Белочке» усилиями педагогического коллектива
под непосредственным руководством специалистов
самарского социопсихологического центра
спроектирована близкая к идеальной
образовательная среда. Она включает создание
условий для интеллектуального, творческого и
физического развития детей через организацию
работы специальных кабинетов. В детском саду
существуют построенные по собственным проектам
«интерьерные» игры, созданные с учетом
возрастных и познавательных особенностей детей.
В каждой группе есть место для театральной,
игровой деятельности, конструирования,
изостудия, а также уголки уединения, релаксации
«песок-вода» и многое другое.
Часть образовательной среды — и модульная
мебель в группах и кабинетах. Примечательно, что
вся она является эксклюзивной, поскольку
разработана и сделана по проектам методистов,
педагогов и психологов. Именно здесь я впервые
увидела близкий к идеальному психологический
модуль. В нем есть место для консультаций с
родителями, игровое пространство для детей,
релаксационная комната и рабочий кабинет
психолога.
Подробному рассказу об этом
замечательном дошкольном учреждении и его
психологической службе мы планируем посвятить
отдельный репортаж.
Во второй день семинара участники посетили
специальную (коррекционную) школу-интернат № 1
(директор М.А. Черняк). Дети, постоянно живущие
здесь (или посещающие языковую школу), нуждаются
в особом внимании со стороны взрослых. На учебных
занятиях учитываются особенности развития
каждого из детей. В интернате также есть зоны для
отдыха, релаксации, уединения и игр.
В этом учебном учреждении функционирует
психолого-медико-педагогический консилиум. В
соответствии с его рекомендациями
разрабатывается индивидуальный
психолого-педагогический подход к каждому
ребенку: для него подбираются формы заданий и
темп их выполнения, кружки и спортивные секции.
Дети два раза в неделю посещают бассейн.
Согласитесь, это доступно далеко не всем
«домашним» детям.
Не меньшим потрясением для всех стало посещение
школы № 10 города Жигулевска (директор Е.В.
Дмитриева). В этой самой обыкновенной на вид
средней школе педагоги продемонстрировали
по-настоящему высший пилотаж. Участники семинара
получили уникальную возможность
поприсутствовать на уроках, проводимых по методу
проектов. Все сожалели только о том, что уроки шли
параллельно и надо было выбирать что-то одно:
геометрию, английский язык, биологию или
логопедическое занятие.
Выбрав геометрию, я получила большое
удовольствие, наблюдая за работой Л.А. Барило.
Педагог сумела превратить изучение достаточно
тоскливой темы «Площади плоских фигур» в
увлекательное познавательное мероприятие —
деловую игру «Строитель». Обычные
девятиклассники, привыкшие к этому методу,
показывали чудеса взаимодействия. Учитель
выполнял лишь роль виртуозного дирижера.
Присутствующие на уроке биологии, который
проводил Г.П. Игошин, были в таком восторге, что
сочинили по этому поводу стихи! Кстати, это
первое из посещаемых мной мероприятий, в ходе
которого сочинялось и декламировалось множество
стихов.
Рабочие дни семинара были настолько насыщенными,
что обмениваться впечатлениями приходилось
буквально по ночам. И вообще на семинаре царила
атмосфера радости и оптимизма.
Эту атмосферу точно и поэтично передала Алсу
Рамазанова, школьный психолог, руководитель
районного методобъединения психологов и
социологов из села Балтаси республики Татарстан.
Вот выдержки из ее эссе.
Даже в самых розовых мечтах я не
могла себе представить, что смогу приехать на
самарский семинар. Но наш заведующий РОНО Вакиф
Мансурович Закиев поддержал меня, помог
материально, и вот я здесь.
У нас есть такая поговорка: «Где нет хороших
стариков, там нет хорошей молодежи». Сегодня я бы
переиначила эту поговорку так: «Где нет хороших
педагогов, там нет хороших детей», а также «Где
нет хороших руководителей, там нет хороших
подчиненных».
Психологическая служба Самарской области меня
буквально поразила: руководителями,
заинтересованными в работе психологов, и
педагогами, заинтересованными в психологическом
сопровождении работы, и конечно, психологами,
сплоченно работающими от всего сердца.
Меня поразили Татьяна Николаевна Клюева и Марина
Сергеевна Мышкина своей тихой любовью ко всем
психологам на свете! Преданностью своей работе!
С какой мыслью я еду домой? Я обязательно
попытаюсь организовать у себя в районе Центр
психологической службы, и тогда появится
возможность для более плодотворной работы. Я
знаю, мне будет трудно, но ведь на то мы и люди,
чтобы бороться.
Главное — теперь передо мной еще ярче горит
звезда моей цели. Это — развитие психологии в
моем районе. Дай мне Бог терпения и сил, а всем —
счастья, только счастья!
На уроке психологии в школе-интернате №
1 уделяется внимание каждому ребенку
|
Развивающая среда, созданная в ДОУ № 176 г.
Тольятти, позволяет детям самостоятельно
находить себе занятие
|
Групповая работа — основа метода проектов (на
уроке математики
в школе № 10 г. Жигулевска)
|
Участие в семинаре вдохновило многих
психологов на новые трудовые подвиги
|
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Самарский региональный
социопсихологический центр
Тел.: (8462) 32-66-40