Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проводить семинары трудно (утомительно физически), но очень интересно. И полезно. Так, семинар «Игровые технологии в работе школьного психолога», который мы провели на базе нашей школы (репортаж о нем см. «Школьный психолог», № 45, 2000 г.) привнес в жизнь нашей психологической команды много нового, перспективного. В частности, готовясь к «основному докладу» (к счастью для меня и моих слушателей он получился кратким), я пришла к необходимости создать рабочую классификацию игр, которые мы придумываем и применяем в школе.
Существует много различных определений игры. Наша же деятельность лучше всего согласуется с теми взглядами, которые изложены в работах замечательного нидерландского философа, культуролога Йохана Хейзинги.
«Мы можем назвать игру, — пишет он в работе «Человек играющий», — свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».
В этом определении есть все исчерпывающие объяснения, почему игра так привлекательна для каждого человека любого возраста. Также понятно, почему игра обладает богатыми возможностями для обучения, развития и совершенствования личности.
Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры и использовать весь ее потенциал. В нашем арсенале сегодня имеются игровые пространства пяти различных видов. Часто в реальном действии они так или иначе переплетаются.

ИГРОВЫЕ ОБОЛОЧКИ

Первый вид — самый распространенный и простой (если вообще бывают простые психологические игры). Это так называемые игровые оболочки.
В данном случае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической работы, которая по своей сути может быть не игровой, а тренинговой (так чаще всего и бывает).
К примеру: дети попадают в какой-то волшебный мир, там им предстоят испытания: нужно что-то найти, кого-то спасти или просто выбраться обратно. Каждое испытание — некоторое тренинговое задание, нацеленное на развитие психических процессов, отношений в группе или с педагогом и т.д. Как мы видим, игра здесь выступает защитным слоем тренинговой работы, которая без такой мифологии представляла бы значительно меньший интерес для участников.
Игровые оболочки активно используются в начальной школе, привлекательны они и для младших подростков. Сегодня психологами наиболее активно эксплуатируются игровые оболочки, построенные по принципу новогодней сказки для малышей в детском саду или дворце спорта: новый год не может прийти вовремя по той причине, что злые силы что-то там украли, спрятали, сломали. Добрые герои, не щадя живота своего, восстанавливают справедливость: новый год все-таки приходит к нам.
Во многих психологических играх, описанных в современной литературе, дети тоже куда-то попадают и кого-то спасают. Я ничего не имею против таких игр: мы тоже эксплуатируем этот сюжет, но хорошо понимаем, что на нем одном далеко не уедешь.
Правда, игровые оболочки могут быть самые разные. Примеры? Пожалуйста: путешествие на поезде от станции к станции, движение как бы внутри компьютерной игры от уровня к уровню, международная конференция журналистов с мастер-классами, создание узоров в волшебном калейдоскопе (каждое упражнение — узор). Я назвала реальные сюжеты, положенные в основу уже апробированных игр. А сколько еще можно всего придумать!
Кстати, игровые оболочки можно подобрать и для старшеклассников.
Так, у нас есть одна такая «болванка», мы ее уже несколько раз использовали, наполняя разным содержанием. Это игра в стиле «фэнтэзи». Ее действие периодически переносится в темный школьный подвал. Группу туда водят люди в черных балахонах со свечами, идут ребята цепочкой, держась за путеводную нить — веревку. В самом темном углу их приветствуют. Здесь на них возлагается миссия восстановления разрушенной гармонии мира. На это накручивается еще много разных символических действий: посвящение, клятва, передача защитного талисмана (яйца), который нельзя потерять или оставить в мире Хаоса, демонстрация карты мира, который предстоит восстанавливать, и многое другое.

ИГРА-ПРОЖИВАНИЕ

Второй вид — игра-проживание. В таких играх происходит освоение некоторого придуманного пространства. В его рамках строятся межличностные отношения, создаются и осмысляются ценности личного существования. Это более опасный, чем предыдущий, вид работы как для участников, так и для ведущего. Для ведущего сложность представляет управление игровым процессом, для участников опасность связана с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к собственному «я» с достаточно непростыми вопросами.
Как ни странно, все вышесказанное не означает, что такие игры надо проводить только со старшеклассниками и в группах с проработанными межличностными отношениями. Возраст может быть любой.
Например, с малышами можно играть на волшебной поляне, где каждый ребенок обустраивает свой домик, а затем налаживает отношения с соседями и жизнь на поляне.
Уровень развития группы существенно влияет на то, как сложится игра-проживание. Группа может организовать только такую жизнь на осваиваемом пространстве, к которой она готова. Если отношения между детьми агрессивны, то это обязательно проявится, если дети равнодушны друг к другу — это также станет очевидно. Если же класс «созрел» для развития отношений, то игра хорошо продвинет его в этом направлении.
Ведущему нужно понять, что игра не может быть однозначно удачной или неудачной. Просто в каждом классе она складывается по-своему, иногда — трагично, иногда — невозможно скучно, иногда — как хорошая песня: пел бы ее и пел... Это нелегко принять даже психологам, я уже не говорю о педагогах — классных руководителях, которые в большинстве случаев участвуют в таких играх. Педагог ждет запланированного эффекта, а получает иногда нечто совсем иное: конфликт, раскрывшийся во время игры во всей красе, ценностные разногласия детей, их полную неготовность к сотрудничеству и самоорганизации. Однако и такая игра очень полезна: она выявляет скрытые разрушительные процессы, помогает группе понять, что в ней происходит. Значит, жизнь продолжается.
Для игры-проживания можно придумать множество игровых пространств: необитаемый остров, фантастические миры мужчин и женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, в которое группа попала с помощью машины времени...
Развертываться игра может по-разному.
Если времени мало и нет подходящих условий, следует просто на словах описать участникам ситуацию, в которой они оказались, выдать фломастеры и бумагу для рисования карты (плана, схемы) того места, которое обживается. Все проживание в этом случае осуществляется мысленно. Дети сидят в кругу и обсуждают предполагаемые действия и свои чувства. Но так нужно действовать только при условии, что у участников хорошо развито воображение и им нравится именно процесс обсуждения ситуации.
Игра-проживание обретает свои настоящие возможности, если организуется в приспособленном для ее проведения помещении с применением различных атрибутов. Но не надо пугаться! Однажды мы в течение шести часов осваивали с девятиклассниками «необитаемый остров». В нашем распоряжении был зал размером со школьный класс, множество стульев и скамеек, одеяла для сидения на полу и много-много старых шейных платков, шарфов и шалей. Да, еще была бумага и фломастеры. Какой замечательный остров соорудили дети! С пальмовыми зарослями, лагуной, черепахами, болотом и крокодилами. А какое бунгало они себе построили!
Важный момент в игре — это самоопределение в пространстве и времени каждого участника. Нельзя увлекаться только групповыми процессами. Необходимо построить игру так, чтобы каждый участник осознал свое место, свою позицию, осмыслил значение игровой ситуации для себя лично.
Игра-проживание не терпит длительных отвлеченных разговоров: в нее нельзя включать такие чисто тренинговые процедуры, как обратная связь и рефлексия. Это может разрушить игровой процесс. Выход видится во внедрении в игру элементов личного выбора. На «необитаемом острове» это может быть ситуация с принесенными штормом корабельными бревнами, в игре с женским и мужским мирами — возможное объединение миров. Но вводить драматические моменты в процесс проживания не обязательно. Часто игра и без этого протекает остро.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

(Окончание следует)