МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проводить семинары трудно
(утомительно физически), но очень интересно. И
полезно. Так, семинар «Игровые технологии в
работе школьного психолога», который мы провели
на базе нашей школы (репортаж о нем см. «Школьный
психолог», № 45, 2000 г.) привнес в жизнь нашей
психологической команды много нового,
перспективного. В частности, готовясь к
«основному докладу» (к счастью для меня и моих
слушателей он получился кратким), я пришла к
необходимости создать рабочую классификацию
игр, которые мы придумываем и применяем в школе.
Существует много различных определений игры.
Наша же деятельность лучше всего согласуется с
теми взглядами, которые изложены в работах
замечательного нидерландского философа,
культуролога Йохана Хейзинги.
«Мы можем назвать игру, — пишет он в работе
«Человек играющий», — свободной деятельностью,
которая осознается как «невзаправду» и вне
повседневной жизни выполняемое занятие, однако
она может целиком овладевать играющим, не
преследует при этом никакого прямого
материального интереса, не ищет пользы, —
свободной деятельностью, которая совершается
внутри намеренно ограниченного пространства и
времени, протекает упорядоченно, по определенным
правилам и вызывает к жизни общественные
группировки, предпочитающие окружать себя
тайной либо подчеркивающие свое отличие от
прочего мира всевозможной маскировкой».
В этом определении есть все исчерпывающие
объяснения, почему игра так привлекательна для
каждого человека любого возраста. Также понятно,
почему игра обладает богатыми возможностями для
обучения, развития и совершенствования личности.
Трудно в одном игровом действии совместить все
элементы игры и использовать весь ее потенциал. В
нашем арсенале сегодня имеются игровые
пространства пяти различных видов. Часто в
реальном действии они так или иначе
переплетаются.
ИГРОВЫЕ ОБОЛОЧКИ
Первый вид — самый распространенный и
простой (если вообще бывают простые
психологические игры). Это так называемые
игровые оболочки.
В данном случае игра используется как некоторое
обрамление, общий фон психологической работы,
которая по своей сути может быть не игровой, а
тренинговой (так чаще всего и бывает).
К примеру: дети попадают в какой-то волшебный мир,
там им предстоят испытания: нужно что-то найти,
кого-то спасти или просто выбраться обратно.
Каждое испытание — некоторое тренинговое
задание, нацеленное на развитие психических
процессов, отношений в группе или с педагогом и
т.д. Как мы видим, игра здесь выступает защитным
слоем тренинговой работы, которая без такой
мифологии представляла бы значительно меньший
интерес для участников.
Игровые оболочки активно используются в
начальной школе, привлекательны они и для
младших подростков. Сегодня психологами
наиболее активно эксплуатируются игровые
оболочки, построенные по принципу новогодней
сказки для малышей в детском саду или дворце
спорта: новый год не может прийти вовремя по той
причине, что злые силы что-то там украли,
спрятали, сломали. Добрые герои, не щадя живота
своего, восстанавливают справедливость: новый
год все-таки приходит к нам.
Во многих психологических играх, описанных в
современной литературе, дети тоже куда-то
попадают и кого-то спасают. Я ничего не имею
против таких игр: мы тоже эксплуатируем этот
сюжет, но хорошо понимаем, что на нем одном далеко
не уедешь.
Правда, игровые оболочки могут быть самые разные.
Примеры? Пожалуйста: путешествие на поезде от
станции к станции, движение как бы внутри
компьютерной игры от уровня к уровню,
международная конференция журналистов с
мастер-классами, создание узоров в волшебном
калейдоскопе (каждое упражнение — узор). Я
назвала реальные сюжеты, положенные в основу уже
апробированных игр. А сколько еще можно всего
придумать!
Кстати, игровые оболочки можно подобрать и для
старшеклассников.
Так, у нас есть одна такая «болванка», мы ее уже
несколько раз использовали, наполняя разным
содержанием. Это игра в стиле «фэнтэзи». Ее
действие периодически переносится в темный
школьный подвал. Группу туда водят люди в черных
балахонах со свечами, идут ребята цепочкой,
держась за путеводную нить — веревку. В самом
темном углу их приветствуют. Здесь на них
возлагается миссия восстановления разрушенной
гармонии мира. На это накручивается еще много
разных символических действий: посвящение,
клятва, передача защитного талисмана (яйца),
который нельзя потерять или оставить в мире
Хаоса, демонстрация карты мира, который
предстоит восстанавливать, и многое другое.
ИГРА-ПРОЖИВАНИЕ
Второй вид — игра-проживание. В таких
играх происходит освоение некоторого
придуманного пространства. В его рамках строятся
межличностные отношения, создаются и
осмысляются ценности личного существования. Это
более опасный, чем предыдущий, вид работы как для
участников, так и для ведущего. Для ведущего
сложность представляет управление игровым
процессом, для участников опасность связана с
необходимостью включаться в отношения,
выстраивать их, обращаться к собственному «я» с
достаточно непростыми вопросами.
Как ни странно, все вышесказанное не означает,
что такие игры надо проводить только со
старшеклассниками и в группах с проработанными
межличностными отношениями. Возраст может быть
любой.
Например, с малышами можно играть на волшебной
поляне, где каждый ребенок обустраивает свой
домик, а затем налаживает отношения с соседями и
жизнь на поляне.
Уровень развития группы существенно влияет на
то, как сложится игра-проживание. Группа может
организовать только такую жизнь на осваиваемом
пространстве, к которой она готова. Если
отношения между детьми агрессивны, то это
обязательно проявится, если дети равнодушны друг
к другу — это также станет очевидно. Если же
класс «созрел» для развития отношений, то игра
хорошо продвинет его в этом направлении.
Ведущему нужно понять, что игра не может быть
однозначно удачной или неудачной. Просто в
каждом классе она складывается по-своему, иногда
— трагично, иногда — невозможно скучно, иногда —
как хорошая песня: пел бы ее и пел... Это нелегко
принять даже психологам, я уже не говорю о
педагогах — классных руководителях, которые в
большинстве случаев участвуют в таких играх.
Педагог ждет запланированного эффекта, а
получает иногда нечто совсем иное: конфликт,
раскрывшийся во время игры во всей красе,
ценностные разногласия детей, их полную
неготовность к сотрудничеству и
самоорганизации. Однако и такая игра очень
полезна: она выявляет скрытые разрушительные
процессы, помогает группе понять, что в ней
происходит. Значит, жизнь продолжается.
Для игры-проживания можно придумать множество
игровых пространств: необитаемый остров,
фантастические миры мужчин и женщин, неосвоенная
планета, доисторическое время, в которое группа
попала с помощью машины времени...
Развертываться игра может по-разному.
Если времени мало и нет подходящих условий,
следует просто на словах описать участникам
ситуацию, в которой они оказались, выдать
фломастеры и бумагу для рисования карты (плана,
схемы) того места, которое обживается. Все
проживание в этом случае осуществляется
мысленно. Дети сидят в кругу и обсуждают
предполагаемые действия и свои чувства. Но так
нужно действовать только при условии, что у
участников хорошо развито воображение и им
нравится именно процесс обсуждения ситуации.
Игра-проживание обретает свои настоящие
возможности, если организуется в
приспособленном для ее проведения помещении с
применением различных атрибутов. Но не надо
пугаться! Однажды мы в течение шести часов
осваивали с девятиклассниками «необитаемый
остров». В нашем распоряжении был зал размером со
школьный класс, множество стульев и скамеек,
одеяла для сидения на полу и много-много старых
шейных платков, шарфов и шалей. Да, еще была
бумага и фломастеры. Какой замечательный остров
соорудили дети! С пальмовыми зарослями, лагуной,
черепахами, болотом и крокодилами. А какое
бунгало они себе построили!
Важный момент в игре — это самоопределение в
пространстве и времени каждого участника. Нельзя
увлекаться только групповыми процессами.
Необходимо построить игру так, чтобы каждый
участник осознал свое место, свою позицию,
осмыслил значение игровой ситуации для себя
лично.
Игра-проживание не терпит длительных
отвлеченных разговоров: в нее нельзя включать
такие чисто тренинговые процедуры, как обратная
связь и рефлексия. Это может разрушить игровой
процесс. Выход видится во внедрении в игру
элементов личного выбора. На «необитаемом
острове» это может быть ситуация с принесенными
штормом корабельными бревнами, в игре с женским и
мужским мирами — возможное объединение миров. Но
вводить драматические моменты в процесс
проживания не обязательно. Часто игра и без этого
протекает остро.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
(Окончание следует)
|