Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2000

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Младший школьник не столь эмоционально активен и жизнерадостен, как дошкольник; возникающие при обучении трудности порой ведут к проявлениям нейротизма, тревожности, страхов, неуверенности в себе и снижению самооценки. Одна из причин этого заключается в том, что рефлексию ребенок способен применить только к учебной деятельности при усвоении материала об окружающем мире, но никто не обучает его рефлексии по отношению к самому себе, к собственному жизненному опыту.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ НЕГАТИВ

У ребенка в результате негативных вариантов развития могут проявляться невротические состояния или даже формироваться неврозы. Во многих случаях они могут быть следствием депривации, то есть систематического угнетения, неудовлетворения жизненно важных потребностей.
Младший школьник может осознать и объяснить свое эмоциональное отношение к другим людям и — в какой-то мере — переживаемые им чувства, однако способность к пониманию чувств других людей у него развита еще недостаточно. Его необходимо научить гибкости во взаимодействии со сверстниками, объяснить, как можно выражать свои чувства и эмоции. Это важно, поскольку в противном случае у ребенка может возникнуть такое специфическое нарушение, как алекситимия, то есть неспособность вербализовать собственные эмоциональные переживания и неумение правильно распознавать переживания других людей.

В психологии выделяются следующие виды депривации.

Сенсорная депривация связана с дефицитом новых впечатлений, разностороннего сенсорного опыта, отсутствием или недостатком материала, поставляемого ощущениями и восприятием.

Эмоциональная депривация возникает, если не удовлетворяется потребность в живых, теплых человеческих контактах.

Социальная депривация означает отсутствие у ребенка знаний о культурных нормах и правилах, принятых в обществе, и опыта применения этих правил в своей жизнедеятельности.

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

Всю жизнедеятельность человека можно рассматривать с точки зрения успешности или неуспешности реализации его потребностей. Эмоции возникают как отражение в форме переживаний того, как удовлетворяются (или какие имеют возможности быть удовлетворенными) потребности человека.
Например, учитель ожидал от ученика блестящего ответа на уроке, а тот оказался неподготовленным — учитель испытывает досаду или даже обиду, то есть негативные эмоции, так как потребности учителя не нашли удовлетворения.
Слова «позитивный» и «негативный», окрашивающие эмоциональные переживания в «белый» или «черный» цвет, в действительности не столь однозначны.
С одной стороны, «негативные» эмоции могут иметь для человека очень даже положительный смысл: страх не назовешь приятной эмоцией, но он оберегает от совершения действий, грозящих нашему физическому и психическому здоровью, предупреждает об опасности.
С другой стороны, положительные по своему субъективному переживанию эмоции могут быть отрицательными в системе нравственных оценок. Достаточно назвать такие эмоции, как наслаждение властью над другим человеком или радость «победителя» в скандале с соседями.
Вместе с тем следует помнить еще об одном «золотом» психологическом правиле: не бывает стопроцентно вредных или бесполезных эмоций.
Внутренний мир человека невозможно представить без всей богатейшей гаммы эмоциональных переживаний, каждое из которых играет свою роль в ярком, многозвучном и динамичном спектакле жизни. Изъятие каких-то эмоций и чувств, обеднение сферы переживаний или, говоря научным языком, эмоциональная депривация ведут к скуке, тоске, депрессии. Даже блюду неповторимый вкус и аромат придают различные специи, приправы и соусы! А вкус жизни? Он особенно ощутим, когда в ней есть и терпкость, и сладость, и острота, и горечь!
Иными словами, нет эмоций плохих или хороших. Как сказал Жан-Жак Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».

ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ

Итак, человеку присуща самостоятельная, сама по себе ценная и важная потребность в эмоциональных переживаниях. Но эмоции и чувства осуществляют и ряд вполне определенных функций, среди которых стоит прежде всего назвать информационную и регулятивную.
Информационная — заключается в оценивании поступающих в мозг сведений о внешнем и внутреннем мире и передаче этих сообщений организму на языке переживаний. Если какое-либо событие оценивается как позитивное (желательное, полезное, удовлетворяющее потребности человека), возникает положительная эмоция. Если же событие оценивается как негативное (нежелательное, вредное), то и эмоция получает соответствующий знак.
Регулятивная функция связана с осуществлением мобилизации ресурсов и возможностей организма для решения проблемной ситуации.
Приведем пример: ученик на уроке ждет, что его спросят, и волнуется. Это волнение создает достаточно сильную напряженность, состояние готовности, сосредоточенности, что, конечно же, позволит ему эффективно справиться с заданием. Но если его возбуждение возрастет избыточно, до некоторой вполне определенной точки, то оно уже перестанет играть позитивную роль. Включается так называемый механизм разрушения эффективности: мысли начинают путаться, скакать, язык оказывается парализованным, и ребенок не способен осуществить даже самые элементарные действия. Регулировать же уровень эмоционального возбуждения нелегко, но все-таки возможно.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАНИЕ

Для обозначения переживаний мы используем слова «чувства» и «эмоции», хотя это не одно и то же.
Представим такую ситуацию: учитель, которого ребенок искренне любит (устойчивое чувство), на уроке математики не обратил внимания на успешное решение малышом трудной задачи, не похвалил его, а напротив — даже сделал замечание по поводу не слишком аккуратной записи. Вспыхнувшая в ребенке обида (сильное кратковременное эмоциональное состояние) скоро растворится и, конечно же, не заглушит, не уничтожит любовь к учителю, особенно если тот больше не будет давать поводов к возникновению негативных эмоций.
Иными словами, следует понимать и видеть разницу между чувствами ребенка как отражением его долговременных и устойчивых переживаний и собственно эмоциями (иногда еще говорят — чувствами в «узком» смысле слова) как быстрыми и не слишком устойчивыми процессами реагирования на конкретные ситуации.
Еще одно важное отличие эмоций от чувств заключается в том, что эмоции возникают до рациональной оценки ситуаций, поэтому почти несовместимы с рефлексией (если рефлексия разворачивается, эмоция исчезает), а чувства связаны с работой сознания и выполняют в жизнедеятельности мотивирующую роль.

Главным критерием, разводящим эмоции и чувства, является длительность процесса.

Эмоции характеризуют непосредственные, как правило, яркие и кратковременные переживания, связанные с отношением к нашим сиюминутным потребностям.

Чувства же отражают устойчивое отношение человека к предметам, явлениям и другим людям.

СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ

К чувствам относятся аффекты, настроения и стрессы. Что же понимается в психологии под этими терминами?
Аффект — эмоциональный процесс, для которого характерны, прежде всего, сила и быстрота развертывания. Обычно это короткая, но очень бурная вспышка (буря, шквал!) чувств. Человек теряет контроль над своими действиями. Завершается аффект упадком сил, разбитостью, безразличием ко всему, порой сонливостью. Это и неудивительно: ведь во время аффекта выбрасывается огромное количество энергии.
Настроение — эмоциональное состояние, создающее определенный фон человеческой жизнедеятельности. Тонкая организация настроения создает впечатление, что управлять им невозможно. Но это не так. Наше настроение обязательно зависит от каких-то причин. Если мы не будем портить настроение окружающим, больше шансов, что и наше настроение не испортится. Если же все-таки нам грустно и тоскливо, что-то гнетет, а причины не видно, надо подумать, покопаться в себе и найти «корень бед». Им может оказаться какое-то забытое и невыполненное дело, о котором нам сигнализирует подсознание плохим настроением.
Стресс возникает в ситуациях опасности, угрозы, обиды — часто как результат длительного воздействия неблагоприятных факторов и эмоциональных перегрузок. В поведении стрессовое состояние может проявляться в беспорядочной активности, нервозности, а иногда — в безразличии, внешней пассивности как раз в тот момент, когда нужно что-то предпринять.
Стрессы могут способствовать обострению целого ряда заболеваний: ишемической болезни сердца, гипертонии, язвенной болезни и бронхиальной астмы. Даже обычная простуда и ангина могут быть связаны с переживаемым человеком стрессом.

РЕШЕНИЕ ИЛИ ПРИМИРЕНИЕ?

Шэйвер и О’Коннор (1992) указывают, что существует три различных стратегии, с помощью которых можно справиться со стрессом.
Первая стратегия — решение своей проблемы (тем самым будет устранен главный источник стресса). Например, для учителя в качестве стрессогенного фактора выступают постоянные нарушения дисциплины одним из учеников. Решение этой проблемы может заключаться в нахождении оптимальных и эффективных форм воздействия на нарушителя. А может — в переводе этого ребенка в другой класс. Ну а если решение проблемы не находится?
Тогда выбирается вторая стратегия — изменение отношения к проблеме. В нашем примере учитель может переосмыслить значение негативных поступков ученика. Так, вместо привычного и неконтролируемого раздражения педагог может проявить сочувствие к ребенку, для которого демонстративные выходки на уроке единственный способ привлечь к себе внимание и доказать свою значимость.
И, наконец, третья стратегия, предполагающая примирение с наличием проблемы. В этом случае нужно постараться уменьшить влияние вызванного ею стресса на организм.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук