Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2000

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЗАЧЕМ НУЖНА "КЛАССНАЯ МАМА"

Важнейшая задача современного образовательного процесса — воспитание творческой индивидуальности учащегося. Желательно, чтобы подрастающий человек обладал потребностью в саморазвитии, стремился к самообразованию, умел самостоятельно принимать решения.
Без специалиста, осуществляющего педагогическое сопровождение на длительном пути становления личности, здесь не обойтись. Однако большинство учителей пока ставят только одну цель — передать школьникам знания, умения, навыки.
Изменить сложившуюся веками систему непросто. Понятно, что необходим целый ряд конкретных мер по пересмотру — не на словах, а на деле — содержания образовательного процесса, критериев оценки готовности выпускника к жизни и к выбору профессии.
По нашему мнению, важные задачи становления личности школьника может решить освобожденный классный воспитатель (мы называем его «классная мама»). Такой педагог может реально помочь школьникам в достижении целей, в установлении необходимых связей с социально-профессиональной средой, в преодолении возникающих препятствий и конфликтных ситуаций. То есть «классная мама» может осуществлять педагогическое сопровождение учащихся.
Я работаю научным руководителем и директором школы-лаборатории
№ 848 Северного административного округа г. Москвы. Наш коллектив поставил цель — создать «школу самопознания и саморазвития». Одно из направлений нашей деятельности — разработка и испытание модели деятельности освобожденного классного воспитателя («классной мамы»). Именно на этого педагога, в первую очередь, ложится ответственность за воспитание личности, способной к принятию самостоятельных жизненных и профессиональных решений.

Основными задачами «классной мамы» (в соответствии с возрастными особенностями школьников) являются:

— анализ медицинских и психологических данных о ребенке, поступающем в школу, и его семье;
— создание психолого-педагогического портрета учащегося и на его основе выработка первичной организационно-педагогической стратегии;
— разработка совместно с учащимся и его родителями оптимального режима занятий, их сложности, скорости усвоения учебных предметов на основе сложившейся учебно-познавательной мотивации, постоянная стимуляция жизненной и познавательной активности ребенка;
— поиск (совместно с учащимся и его родителями) наиболее подходящих для ребенка видов и типов деятельности, постоянное поощрение к совершенствованию этой деятельности; помощь в познании и развитии не только сильных, но и слабых сторон личности;
— воспитание эмпатического сопереживания у каждого воспитанника;
— развитие целеустремленности, способности к самопознанию и самосовершенствованию, творческой активности в любых видах деятельности;
— помощь учащимся и их родителям в стрессовых ситуациях;
— воспитание у школьника нравственного отношения к себе и к окружающим людям, бережного отношения с своему здоровью.

«Классная мама» должна соблюдать в своей работе следующие принципы.

1. Не навреди.
2. Свобода и ответственность в выборе форм и методов сопровождения.
3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый — единственная и неповторимая индивидуальность, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся, может не подойти другому.
4. Старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится.
5. Семья ребенка всегда права, не можете убедить — отойдите в сторону.

Формы и методы работы могут быть следующими.

Индивидуальные и групповые беседы, опросы (анкетирование, интервьюирование).
Анализ продуктов учебной деятельности школьников (контент-анализ, изучение текстов, графологический анализ рисунков).
Социально-психологические тренинги межличностного общения; имитационные, профориентационные и деловые игры; учебные дискуссии, осуществляемые в диалоговом режиме.
Профессиональные консультации.
Анализ продуктов различной познавательно-трудовой деятельности, фиксируемый в дневнике наблюдений «классной мамы» и карте самонаблюдений (карте личности) учащегося.
Поисково-творческая деятельность учащихся, реализуемая как в учебной, так и во внеклассной работе с последующей обязательной фиксацией.
Решение поставленных задач воспитания и использование различных форм работы зависит от многих условий.
Воспитатель имеет возможность создавать ситуации, на которых дети учатся эмпатически слушать, сопереживать, идентифицировать себя с различными людьми, интерпретировать внутренний мир других людей по их внешнему поведению, использовать интуицию.
Воспитатель должен научить школьника проводить самонаблюдение, использовать тестовые методики (уметь их интерпретировать), анализировать собственные поступки, взаимоотношения с другими людьми, ставить перед собой новые цели, преодолевать трудности и всегда добиваться результата.
Нет и не может быть какой-то одной-единственной, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти. Иногда такую ситуацию следует и специально создать.
Взаимодействие «классной мамы» с учителями-предметниками, родителями, администрацией школы должно строиться в соответствии с правилами внутреннего распорядка, устава школы, договоров с иными учреждениями. Главным же в этом взаимодействии является решение проблем ребенка и его семьи. В спорной ситуации мнение «классной мамы» является определяющим.
Освобожденный классный воспитатель работает с группой (классом) учащихся, по возможности, от момента их зачисления в школу до ее окончания.
Главный критерий эффективности деятельности «классной мамы» — это уровень подготовки к жизни самореализующейся личности на каждом возрастном этапе.
Опытно-экспериментальная работа по разработанной нами модели принесла неплохие результаты. В 2000 го-ду ученики школы, участвовавшие в эксперименте, смогли максимально успешно реализовать свои профессиональные возможности. Большинство выпускников (92%) поступили в вузы или колледжи в соответствии с жизненными и профессиональными планами и вполне удовлетворены своим выбором.

Валерий БОНДАРЕВ,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Центра социально-профессионального
самоопределения РАО,
г. Москва


Статья подготовлена при поддержке сайта для родителей www.Mamacheb.Ru. Если у Вас возникли проблемы с воспитанием ребенка или Вы ищете совет, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Mamacheb.Ru. Перейдя по ссылке: «Молодые мамы Чебоксар», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о детях, воспитании, кормлении и родах. Сайт www.Mamacheb.Ru постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти новую и актуальную статью.