ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН
ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА
В настоящее время для изучения уровня
развития творческого мышления (креативности)
детей дошкольного и школьного возраста наиболее
часто применяются следующие
психодиагностические методики: вербальные и
образные тесты творческого мышления Торренса (6)
и батарея тестов креативности Туник (5). Последняя
создана на базе креативных тестов Гилфорда.
Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и
качественно провести психодиагностику
креативности. Для достижения данной цели был
адаптирован опросник креативности Джонсона (3).
Под креативностью мы понимаем способность
порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении
от традиционных схем, быстро разрешать
проблемные ситуации. Креативность охватывает
некоторую совокупность мыслительных и
личностных качеств, необходимых для становления
способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к
данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при
дефиците знаний; в процессе включения информации
в новые структуры и связи; в процессе
идентификации недостающей информации; в
процессе поиска новых решений и их проверки; в
процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как
неожиданный продуктивный акт, совершенный
исполнителем спонтанно в определенной
обстановке социального взаимодействия. При этом
исполнитель опирается на собственные знания и
возможности.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Опросник креативности (ОК) фокусирует
наше внимание на тех элементах, которые связаны с
творческим самовыражением.
ОК — это объективный, состоящий из восьми
пунктов контрольный список характеристик
творческого мышления и поведения, разработанный
специально для идентификации проявлений
креативности, доступных внешнему наблюдению.
При работе с ОК можно быстро самостоятельно
произвести подсчеты. Заполнение опросника
требует 10–20 минут.
Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает
за социальными взаимодействиями интересующего
нас лица в той или иной окружающей среде (в
классе, во время какой-либо деятельности, на
занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести
самооценку креативности (учащимися старшего
школьного возраста).
Каждое утверждение опросника оценивается по
шкале, содержащей пять градаций (см. «Возможные
оценочные баллы»).
Общая оценка креативности является суммой
баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8,
максимальная оценка — 40 баллов).
В таблице представлено соответствие суммы
баллов уровням креативности.
Таблица
Уровень
креативности |
Сумма баллов |
Очень высокий |
40–34 |
Высокий |
33–27 |
Нормальный, средний |
26–20 |
Низкий |
19–15 |
Очень низкий |
14–8 |
НАДЕЖНОСТЬ
Для определения надежности Джонсон
сравнивал между собой данные, полученные от
разных респондентов (экспертов), которые
проводили оценку творческих возможностей одних
и тех же учеников в различных ситуациях.
По Джонсону, коэффициент корреляции между
данными различных экспертов находится в
пределах от 0,70 до 0,80 (что является
доказательством достаточно высокого уровня
согласованности этих данных).
Нами также была проведена оценка надежности ОК.
Для оценки ретестовой надежности был рассчитан
коэффициент корреляции рангов Спирмена
(интервал — три месяца), который оказался равным
0,79 (объем выборки — 80 детей).
Для сопоставления между собой данных различных
экспертов (экспертами являлись три учителя,
преподающие разные предметы), были найдены
коэффициенты корреляции Спирмена.
Для выборки детей 8-ми лет величина коэффициента
корреляции находилась в пределах от 0,51 до 0,71, для
выборки детей 10-ти лет —
от 0,49 до 0,78, для выборки детей 14-ти лет — от 0,58 до
0,79.
Наши показатели, характеризующие
согласованность между различными экспертами,
несколько ниже, чем соответствующие показатели
Джонсона. Следует также отметить, что с
увеличением возраста детей согласованность
данных различных экспертов между собой
возрастает.
ВАЛИДНОСТЬ
В работах Джонсона приводятся
различные корреляционные данные, направленные
на определение внешней валидности ОК.
Джонсон сообщает (1975), что существует значимая
положительная корреляция между данными ОК и
данными методики «Социальное взаимодействие и
креативность в коммуникационной системе» (2).
Также сообщается о существовании положительной
корреляции между ОК и вербальной батареей тестов
творческого мышления Торренса (r = 0,56), между ОК и
тестом отдаленных ассоциаций (r = 0,51).
Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и
отдельными субтестами теста Векслера.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между
ОК и данными теста интеллекта Векслера равен 0,62
(объем выборки — 18 детей от 6-ти до 7-ми лет).
Также отмечено наличие отрицательной корреляции
между данными ОК и шкалой локуса контроля для
детей (тест Новински — Стрикленда). Можно
сказать, что существует отрицательная связь
между креативностью и экстернальностью, то есть
убеждением учащихся в том, что их поведение в
значительной степени зависит от удачи, случая,
судьбы и влияния других людей.
Нами получена положительная корреляция между ОК
и вербальными тестами Торренса (коэффициент
корреляции Спирмена равен 0,42); между ОК и
образными тестами Торренса (коэффициент
корреляции Спирмена равен 0,57).
Корреляция между ОК и данными батареи креативных
тестов Туник (5) характеризуется коэффициентом
корреляции Спирмена, равным 0,44.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между
ОК (при самооценке подростков) и креативными
тестами Туник равен 0,52, а коэффициент корреляции
Спирмена между самооценкой и экспертной оценкой
креативности по ОК (экспертами являлись три
школьных педагога) равен 0,44.
Получены интересные данные об отсутствии
значимой корреляции между ОК и школьной
успешностью (средний школьный балл за учебный
год). Корреляция между ОК и личностной
тревожностью также незначима.
Существует значимая положительная корреляция
между ОК и данными теста «Прогрессивные матрицы
Равена» (r = 0,48), а также между ОК и показателями
теста ШТУР (r = 0,41).
Все полученные данные свидетельствуют о
возможности применения ОК Джонсона в качестве
психодиагностического инструмента для оценки
творческих проявлений, доступных прямому
наблюдению. ОК может быть использован только как
метод экспресс-оценки, со всеми вытекающими
отсюда
ограничениями. Опросник предназначен для
психологов, а также может применяться педагогами
после предварительной консультации со школьным
психологом.
Елена ТУНИК,
кандидат психологических наук,
г. Санкт-Петербург
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Контрольный список характеристик
креативности
Творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные
особенности окружающего мира (чувствительность
к проблеме, предпочтение сложностей).
2. Выдвигать и выражать большое количество
различных идей в данных условиях (беглость).
3. Предлагать разные виды, типы, категории идей
(гибкость).
4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии
или решения (находчивость, изобретательность).
5. Проявлять воображение, чувство юмора и
развивать гипотетические возможности
(воображение, способности к структурированию).
6. Демонстрировать поведение, которое является
неожиданным, оригинальным, но полезным для
решения проблемы (оригинальность,
изобретательность и продуктивность).
7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в
голову, типичной, общепринятой позиции,
выдвигать различные идеи и выбирать лучшую
(независимость, нестандартность).
8. Проявлять уверенность в своем решении,
несмотря на возникшие затруднения, брать на себя
ответственность за нестандартную позицию,
мнение, содействующее решению проблемы
(уверенный стиль поведения с опорой на себя,
самодостаточное поведение).
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Дата_________________
Школа___________Класс___________Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) __________________________________________
(заполняющий анкету)
В листе ответов номерами от 1 до 8
отмечены характеристики творческого проявления
(креативности). Их перечень см. в тексте
опросника.
Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную
систему, в какой степени у каждого ученика
проявляются вышеописанные характеристики.
Возможные оценочные баллы:
1 - никогда,
2 - редко,
3 - иногда,
4 - часто,
5 - постоянно. |
№
п/п |
Ф.И.О. |
Характеристики
креативности |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
1. Johnson D.L. A conceptual model of teacher and student classroom
interaction and observed student verbal creativity. Psychology in the Schools, 10:4
(October, 1973) 475—481.
2. Johnson D.L. Social interaction and creativity in communication
system (SICCS). Cat. No. 33770, 1979.
3. Johnson D.L. Creativity checklist (Cch) Cat No. 33780 M, 1979.
4. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking. Personal
Press, 1972, 1983.
5. Туник Е.Е. Психодиагностика
творческого мышления. Креативные тесты. Спб.:
СпбУПМ, 1997.
6. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.
Торренса. Спб.: Иматон, 1998.