Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2000

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОКТЕЙЛЬ

Способности к выражению эмоций мы можем понять друг друга, не используя речевых средств. Безусловно удивительно, что язык эмоций — это единый язык для всех людей Земли. Можно вообразить встречу двух представителей народов, живущих в разных уголках планеты. Сумеют ли они понять лицевую экспрессию, мимику, отражающую эмоциональные состояния? Представьте себе — да! В том случае, конечно, если речь идет о таких базальных эмоциях, как гнев, радость, страх, удивление. Правда, жесты и позы, не являясь генетически обусловленными проявлениями, будучи продуктами разных культур, могут у разных народов достаточно сильно различаться.
Общаясь с людьми, мы всегда — осознанно или нет — «читаем» эмоции человека по его мимике, пантомимике и жестикуляции. Чувства и взрослого и ребенка легко понять, не только глядя на человека, но и слушая его; причем важно не столько то, что он говорит, сколько то, как говорит. Сигналы, которые несут информацию об эмоциональном состоянии, — это паузы, интонации, ударения и мелодика речи.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РОТ

Самым информативным можно считать лицо человека. Интересными оказались результаты психологического исследования, в котором выяснялось, какая часть лица играет решающую роль в выражении эмоций. Обнаружилось, что распространенное мнение о глазах, как «зеркале души», не совсем верно. За эмоциональное выражение лица отвечает прежде всего... рот.
Впрочем, эмоции отражаются на всех частях лица: например, гневаясь, ребенок не только сжимает губы, но и морщит нос, хмурит брови, напрягает скулы, кожа его краснеет или бледнеет.
Как вы думаете, можно ли по внешним признакам определить, говорит человек правду или лжет? Пол Экман утверждает, что для наблюдательного человека это возможно: фальшивая улыбка, призванная демонстрировать несуществующую радость, отличается от искренней. Она создается другими группами мышц, а именно теми (у глаз и у губ), которые участвуют в создании на лице выражения отвращения.
Психологами давно замечено, что люди правильно определяют эмоциональное состояние другого, если уподобляют свою мимику увиденной. На этом основана специальная психологическая техника «пристройки к партнеру». Многие дети интуитивно делают это, придавая своему лицу выражение, сходное с выражением лица человека на картинке или фотографии. Учителю стоит обратить внимание школьников на этот важный психологический факт.

ИНГРЕДИЕНТЫ

П. Экман насчитывает у человека шесть эмоций: радость, горе, отвращение-презрение, удивление, страх и гнев (1975).
По мнению отечественных исследователей, большая часть эмоциональных состояний человека является комбинацией в различных пропорциях трех важнейших базальных эмоций — удовольствия-радости, гнева и страха. Иначе говоря, почти из любого нашего «эмоционального коктейля» можно выделить эти три основных ингредиента. Впрочем, не следует забывать, что есть еще и печаль — эмоция, увы! достаточно распространенная и отличная от вышеназванных.
Набор К. Изарда (1999) включает десять фундаментальных эмоций и является, пожалуй, наиболее популярным: радость-удовольствие, интерес-возбуждение, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.
Охарактеризуем некоторые эмоции, выделяемые К. Изардом.

РАДОСТЬ-УДОВОЛЬСТВИЕ

Эта эмоция является желанной для подавляющего большинства людей. Согласно такой теории, как гедонизм, вся жизнь человека есть стремление к удовольствию. Сразу вспоминается классический опыт с лабораторной крысой, которой вживили электрод в мозговой центр удовольствия. В результате этого она нажимала на рычаг 24 часа в сутки, отказываясь даже от еды.
К счастью, человек все-таки отличается от крысы и далеко не всегда единственной целью своей жизни видит поиск наслаждений. История дает немало примеров тому, что пресыщенность ведет к лишению человека радости и почти постоянному чувству скуки.
Многие знают, что подготовка к празднику иногда доставляет больше радости, чем заключительный этап — сам праздник.
Радость ощущается особенно ярко тогда, когда она приходит неожиданно (например, ребенок надеялся получить в подарок щенка, но считал свои шансы призрачными, и вдруг — живой комочек в его комнате — вот это радость).
Американский психолог Фридман (см. Atkinson ed., 1990) обследовал 100 тысяч человек и обнаружил, в частности, что супружеские пары счастливее холостяков и неженатых пар, живущих вместе.
Д. Майерс (1992) указывает, что радостное восприятие мира и удовлетворение от жизни в целом чаще испытывают люди с активными религиозными убеждениями.
Необходимое условие радостного настроения — хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни — залог симпатии и расположения к тебе других. Надо иметь постоянную и ясную установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».

ИНТЕРЕС-ВОЗБУЖДЕНИЕ

Субъективно эта эмоция переживается как положительная. Природа не зря позаботилась о нас, обеспечив нам позитивный настрой при приобретении знаний, открытии нового. Интерес тесно связан с радостью. Нас привлекает новизна. Интерес актуализируется, если мы внезапно обнаруживаем в знакомых предметах или людях нечто новое. Мы «вычерпываем» эту новизну, удовлетворяя интерес и радуясь познанию.
Утрата интереса к жизни ведет к депрессии, тоске, унынию. Учителю необходимо постоянно поддерживать в учениках «пламя» познавательного интереса, не давать ему погаснуть. В то же время не стоит сразу сжигать все «топливо»: вспыхнув очень сильно, интерес быстро потеряет свою энергетику — любая излишне мощная эмоциональная вспышка ведет к утомлению.

УДИВЛЕНИЕ

6.htm3.jpg (8012 bytes)

Эта эмоция обычно предшествует возникновению интереса, страха или каких-либо других эмоций. Само по себе удивление не имеет определенного знака — «плюс» или «минус». Это мимолетное эмоциональное состояние, которое характеризуется неопределенностью, непониманием.
Удивление можно считать «переходным» переживанием, «эмоциональным мостиком» между состояниями организма до и после внезапного воздействия. Удивление освобождает пути для нового способа активности человека, для осуществления необходимых действий.
В школе учителю надо постараться обеспечить развертывание такой «эмоциональной цепочки»: удивление — интерес — радость. Это позволит поддерживать эффективность уроков на высоком уровне.

ГОРЕ-СТРАДАНИЕ

Это негативное эмоциональное состояние, возникающее при невозможности (кажущейся или действительной) удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причинами страданий могут быть многие факторы: боль, голод, физическое и психологическое отчуждение, неудачи во всех видах и формах.
Современные исследователи основные причины горя видят в той или иной утрате. Это может быть утрата физическая (смерть любимого человека, потеря здоровья или материальных ценностей), психологическая (утрата самоуважения, интеллекта, положительных качеств), статусная (потеря привычного положения на работе, в семье) и др.
Функция страдания состоит в том же, в чем и функция физической боли, — сообщить человеку (и его окружению), что ему плохо и он нуждается в помощи и заботе. Страдание (чаще всего в форме эмоционального стресса) сигнализирует человеку, что он должен предпринять какие-нибудь действия для изменения ситуации, а возможно, и всего стиля жизни.

ГНЕВ-ЯРОСТЬ

Если страдание имеет астенический характер, то есть ослабляет человека, обессиливает его, то гнев, напротив, стеничен — вызывает мощный всплеск жизненных сил и протекает по типу аффекта. Его возникновение связано с препятствиями, которые не дают реализоваться значимым для человека потребностям.
Когда ребенок гневается (на сверстников, родителей, учителей), он освобождается от отрицательных эмоций, но причиняет ущерб жертве своего гнева, да и себе тоже — ведь он вырабатывает нежелательные привычки, формирует негативные черты характера и просто-напросто портит отношения с окружающими. Поэтому следует учить детей конструктивно выражать справедливый гнев, сохраняя контроль над интенсивностью эмоции.
Детям нужно объяснить, что можно проявлять свои чувства не оскорбляя и не унижая других людей — через высказывание своего отношения к ситуации и к причинам, породившим гнев.
Если у вас возникло раздражение, не нужно бороться с ним. Попробуйте «отделить» его от себя. Понаблюдайте за его протеканием, найдите и проанализируйте причину его появления. Вы легко убедитесь, насколько мелка и несерьезна эта причина. Такой отстраненный анализ собственных эмоций способствует их угасанию.

ОТВРАЩЕНИЕ-ОМЕРЗЕНИЕ

При возникновении этой эмоции ребенок испытывает прежде всего желание убежать, отдалиться, выйти из ситуации. Объекты, вызвавшие отвращение (люди или предметы), в переживаниях характеризуются как крайне неприятные и абсолютно несовместимые со вкусами и установками человека. Любопытно, что слово «вкусы» здесь не случайно: гримасы ребенка, испытывающего отвращение, практически совпадают с выражением лица человека, съевшего нечто отвратительное.
Указанная эмоциональная реакция, по-видимому, нужна человеку как сигнал организма о необходимости побыстрее избавиться от опасного и вредного объекта.
Если же отвращение неоправданно, то рациональный анализ причин его появления поможет избавиться от него.

ПРЕЗРЕНИЕ-ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ

 

Эта эмоция связана с такими личностными проявлениями, как высокомерие, чувство превосходства над кем-то. К сожалению, эту холодную отрицательную эмоцию можно нередко обнаружить у детей, имеющих высокопоставленных и обеспеченных родителей. Такие дети считают, что социальный и материальный статус родителей дает им право на пренебрежительное отношение к сверстникам из другой социальной группы.
Презрение может вести к агрессии, обману, подлости. Задача учителя — помогать детям преодолевать эту эмоцию, осознавать ее крайне негативный характер.

СТРАХ-УЖАС

Эта эмоция обычно возникает в ситуациях, несущих реальную или воображаемую угрозу — либо физическую, либо психологическую. Страх может парализовать, а может породить необузданную активность, реализующуюся в бессмысленном импульсивном поведении или паническом бегстве.
Страх обладает прогностической функцией, то есть он является переживанием ожидаемого: предвидение страдания порождает в нас страх.
Преодолевать страх сложно, так как обычно мы редко правильно осознаем его источник. Например, ребенок боится отвечать у доски перед классом, хотя блестяще знает материал урока. Ни учитель, ни сам малыш не в состоянии рационально объяснить истоки этого страха. А дело может быть в том, что ребенка пугает ситуация публичного оценивания. Такая ситуация равносильна для него оценке его личности.
До тех пор пока школа будет использовать страх перед наказанием как едва ли не основной рычаг управления учеником, ни о каком осмысленном усвоении моральных норм и гармоничном личностном развитии детей говорить не придется.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук