Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2000

НОВОСТИ

СТАНИЦА ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ
(БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

9 ноября психологи Брюховецкого района
собрались на методический семинар

Как известно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В этом убедились школьные психологи Брюховецкого района Краснодарского края. Мало того, что они разбросаны по всему району, так еще и лишились руководителя методического объединения.
Твердо понимая, что только в единстве их сила, психологи района стали проводить семинары по обмену опытом. Интересно, что инициатива принадлежит самим психологам. В процессе такой работы они познакомились друг с другом и стали тесно общаться. Все то новое, что кому-то удается узнать, сразу же передается коллегам.
Очередной семинар прошел на базе спецшколы для детей с трудностями в поведении станицы Переяславская. Психолог спецшколы поделилась знаниями, которые она приобрела на семинаре по сказкотерапии, состоявшемся в Анапе. Собравшиеся узнали, как работать с проблемными детьми в новой для них технике с использованием песка.
В этом году спецшкола получила по программе «Дети России» комнату психологической разгрузки. Это дало возможность психологам ощутить на себе ее благотворное влияние.
Встречи проходят раз в четверть. Постоянно посещают семинар двенадцать человек. Они составили план работы на год. Каждый психолог знает, когда он должен выступить на объединении с каким-либо сообщением или программой.
Сейчас все дружно решают проблему: как работать по тем учетным формам, которые были предложены в «Школьном психологе». Брюховецкие психологи используют свои формы учета деятельности школьных психологов: журналы учета групповых форм работы и консультаций. Психологи решили работать по разным формам, а потом сравнить результаты.
В ближайших планах — работа над составлением программ. Следующее заседание методического объединения планируется в январе. На нем психологи будут представлять свои программы. Екатерина Галат — по работе с детьми в начальной школе, Ирина Прохоренко — с детьми среднего школьного возраста, кто-то составит программу по взаимодействию с педагогами, а потом произойдет обмен наработками.
Такая дружная работа уже дает результаты. 6 ноября в школе № 15 станицы Брюховецкой на совещании руководителей образования района поднимались вопросы организации психологической службы в школе. Обсуждались цели и задачи работы психолога, его права, обязанности, компетенция. Психологи школы № 15 дали открытые уроки, провели консультации. Директора и завучи, присутствовавшие на совещании, остались довольны.

Ирина ПРОХОРЕНКО,
педагог-психолог
средней школы № 20,
станица Брюховецкая
Тел.: (86156) 2-32-18


СЫКТЫВКАР

8—10 ноября центр психологической службы
Городского управления образования провел
семинар-тренинг для школьных и дошкольных
психологов по профилактике суицидального поведения детей и подростков

Стимулом к началу активной работы по профилактике суицидов среди детей и подростков в Сыктывкаре стал приказ прокуратуры республики Коми, рекомендующий учреждениям образования принять меры в связи с возрастающим количеством суицидов в детской среде. Городское управление образования разработало программу по профилактике дезадаптивного и отклоняющегося поведения учащихся.
В ее рамках специалисты центра провели семинар-тренинг для школьных и дошкольных психологов «Суицидальное поведение и профилактика суицидов среди подростков». Подготовка к нему положила начало сотрудничеству с психотерапевтами, работающими в городском Центре психического здоровья.
В отличие от психологов системы образования, специалисты Центра психического здоровья имеют не только знания о работе с суицидальными детьми, но и практический опыт.
На теоретической части семинара собравшиеся познакомились с основными подходами к взаимодействию с детьми, представляющими «группу риска» по суициду. Присутствующим на семинаре психологам повезло, так как их познакомили с самыми современными разработками в этом направлении. Недавно специалисты Центра психического здоровья прошли обучение на базе Федерального научно-методического суицидологического центра.
Вторая часть семинара носила практический характер. На ней выступила психолог, имеющая большой опыт общения с суицидальными детьми на «телефоне доверия».
Первый опыт взаимодействия психологов и психотерапевтов надо признать удачным. Практически все участники семинара дали положительную обратную связь. Теперь перед специалистами центра психологической службы и психологами города стоит задача — донести полученные знания до учителей, классных руководителей и родителей.

Центр психологической службы
Городского управления
образования, г. Сыктывкар
Тел.: (8212) 42-06-03


МОСКВА

1 декабря во французском культурном центре состоялась лекция известного французского психоаналитика Элизабет Рудинеско «Чему служит психоанализ»

Публичное выступление профессора Элизабет Рудинеско (историка, психоаналитика, доктора филологических и общественных наук) предоставило прекрасную возможность всем желающим познакомиться с основами психоанализа.
Это направление психологии стало популярным у нас в России во многом благодаря тому, что книги его основоположника Зигмунда Фрейда долгое время находились чуть ли не под запретом. Поэтому библиотека французского культурного центра едва cмогла вместить всех желающих. Среди собравшихся были и молодежь и пожилые люди, как ни странно — обоего пола, что нетипично для массовых психологических мероприятий.
К сожалению, популярные во Франции работы Элизабет Рудинеско «История психоанализа во Франции», «Словарь психоанализа», «Чему служит психоанализ» не переведены на русский язык, но желающие могут познакомиться с ними в библиотеке центра на языке оригинала.
Элизабет считает, что у психоанализа в России большое будущее, поскольку именно этот метод наиболее эффективен для работы с людьми, пережившими или переживающими эмоциональный стресс.
2 декабря в дополнение к лекции был показан документальный фильм «Зигмунд Фрейд. Изобретение психоанализа». Этот фильм снят Э. Рудинеско совместно с Э. Капнист.

Французский культурный центр в Москве
Тел.: (095) 915-79-74


Село БАЛТАСИ
(РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН)

21 ноября в средней школе села Балтаси
прошел психологический семинар для учителей

Вопрос обеспечения школ Татарстана психологами очень актуален. К сожалению, последних не хватает. На 24 школы нашего района приходится только четыре психолога и два социолога. В сентябре этого года меня избрали руководителем районного методического объединения. И я решила, что нам пора обратить внимание администраторов школ на значимость психологии в системе образования.
К счастью, те немногие специалисты, которые есть у нас в районе, с энтузиазмом отнеслись к психологии. Работники РОНО — тоже. В нашей школе последние три года директором проработал человек, всей душой заинтересованный в психологии. Это — В.М. Закиев. В августе этого года он стал заведующим РОНО. Но он нас не бросил, а по своему желанию стал куратором психологов Балтасинского района.
Начали мы с того, что составили график психологических семинаров. На первый семинар мы пригласили психологов, социологов, завучей по внеклассной работе. Семинар был построен таким образом, чтобы даже непосвященные люди могли увезти с собой какие-то первоначальные знания и умения.
21 ноября я провела в нашей школе психологический семинар «Компетентный подход в обучении и воспитании». Для этого совместно с учителями были разработаны уроки и занятия. В
3 «б» классе был проведен урок «Чаша доброты» по развитию воображения на уроках рисования, в 5 «а» классе — тренинг взаимопонимания, в 11 «а» классе — занятие «Встреча трех религий». На последнем занятии ребята обсуждали философские и психологические основы буддизма, ислама и христианства, учились высказывать свои мысли публично.
Затем я провела занятие с участниками семинара, где познакомила их с психологическими особенностями личности учителя и парадоксами современной школы. В результате участники семинара смогли наглядно убедиться в том, что психологическое сопровождение учебного процесса актуально. А заведующий РОНО даже предложил нам составить график проведения выездных семинаров в тех школах, где нет специалистов-психологов.

Алсу РАМАЗАНОВА,
школьный психолог,
руководитель методического объединения психологов
и социологов Балтасинского района
Тел.: (84386) 2-13-97


СТРЕЖЕВОЙ
(ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ)

1 ноября в городе состоялось совещание психологов, работающих в системе образования

На совещании выступила руководитель городского управления образования Людмила Михайловна Милованова. Разговор в основном шел о задачах психологов на предстоящий год. В состав методического объединения входят психологи школ, дошкольных учреждений и коррекционной школы.
В этом году психологи Стрежевого решили внести коренные изменения в работу методического объединения. Они постановили покончить с существовавшей ранее практикой, когда совещания превращались в приятные «посиделки».
На этот раз силами управления образования на базе местной библиотеки была организована выставка психологической литературы. Оказалось, что психологи даже не подозревали о том, какие «богатства» есть в их городе!
В будущем решили встречаться не реже одного раза в месяц. Психологи города больше всего страдают от разобщенности. Каждый из них замкнут в рамках своего образовательного учреждения. А ведь многие только недавно закончили высшие учебные заведения и не имеют практического опыта. Конечно, можно учиться на собственных ошибках, но лучше этого не делать.
Среди обозначенных на совещании актуальных проблем — адаптация первоклассников. В городе нет надежного диагностического инструментария, который можно было бы использовать в работе. Многие специалисты считают, что было бы полезно иметь единый комплект диагностических и коррекционных методик. Это даст возможность учиться друг у друга и обмениваться опытом.
Часто психологи сталкиваются с некачественной психологической литературой и инструментарием. Книги в Томской области обычно заказывают по каталогам. Но только по названию невозможно понять, насколько книга будет полезной в работе. Нужна объективная оценка и рекомендации специалистов.

Т.В. ЛЕБЕДЕВА,
средняя школа № 5,
г. Стрежевой
Тел.: (38259) 5-44-97