ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
БРОСАЙТЕ ЯКОРЯ!
Попробуйте задавить в себе
вспыхнувший гнев или проглотить горькую обиду —
не очень-то получается. Да и последствия такого
«задавливания» и «проглатывания» эмоций могут
оказаться для организма весьма плачевными —
сколько заболеваний имеют корни в
«непереваренных» эмоциях!
А ведь и дети часто пытаются держать свои
переживания внутри — отсюда в день диктанта,
вызывающего ужас у второклассника, у него
внезапно происходит скачок температуры едва ли
не до запредельных значений, но все признаки ОРЗ
исчезают через день-два.
Так что же делать? Выходит, для себя полезней
выплеснуть чувства наружу, дабы избавить свой
«эмоциональный котел» от кипения и опасности
внутреннего взрыва? В принципе, этот выход в
самом деле более приемлем. Но вот более ли
безопасен? Выраженные в форме внешней агрессии
эмоции наверняка больно ударят по людям,
находящимся рядом с нами. И они будут вынуждены
также совершить выбор: либо ответить нам такой же
агрессией (что может опять-таки нанести ущерб
нашему здоровью), либо «проглотить» свои
негативные переживания, рискуя испортить
собственное здоровье.
Следовательно, нужно поискать третий
путь избавления от отрицательных эмоций. И такой
путь, разумеется, есть: эмоции должны быть
выражены, но «мирным» путем, без нанесения
эмоциональных ударов по людям. Психологи
гуманистического направления дают здесь такие
рекомендации:
1) используйте «я-послания», избегая
«ты-осуждений», то есть сообщайте о своем
чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним
переживанием;
2) осуществляйте «мы-подход», говорите о вашей с
партнером («нашей»!) ситуации взаимодействия,
предлагайте выход, конструктивное решение
возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и
принять другой вариант, дайте партнеру свободу
выбора;
3) говорите открыто, дружелюбно, искренне; будьте
«конгруэнтны» — ваши слова, интонации, жесты,
мимика, поза должны находиться в соответствии
друг с другом, не быть фальшивыми;
4) выражайте свою эмоцию, отражайте ее, не
пытайтесь занять позу всепрощения, если она не
отвечает вашим подлинным переживаниям.
Средства «мирного» выражения эмоций в
арсенале учителя и школьников, к сожалению, чаще
всего очень скудны. Отсюда очевидна
необходимость специальной работы по овладению
своими переживаниями.
Следует обратить внимание еще на один
немаловажный аспект: выражение эмоций
агрессивным путем может осуществляться двумя
основными способами. Во-первых, как вполне
осознанный и намеренный акт, во-вторых, как
эмоциональный взрыв потерявшего самообладание
человека.
Если агрессивное выражение эмоций осознанно, то
человек (учитель или ребенок) так же осознанно
может заменить в своем поведении агрессивные
действия на действия мирного характера.
Если же мы имеем дело с неконтролируемым
эмоциональным взрывом, то эмоциональная
регуляция и смена способов выражения чувств
могут оказаться более сложными и трудными.
Среди психологов и поныне можно встретить мнение
о том, что чувства не подвластны воле, что нельзя
по заказу вызвать у себя то или иное чувство. С
этим, конечно, трудно согласиться. Можно и нужно
управлять своими эмоциями, и не только изменяя
или выражая (и тем самым избавляясь от них)
отрицательные эмоции, но и вызывая
положительные.
Убедительное подтверждение этому
может получить каждый, применив такую
психотехнику (упражнение «Ресурсное состояние»):
в расслабленном состоянии вспомните как можно
ярче, во всех деталях и подробностях, а еще лучше
— со звуками и запахами ситуацию, в которой вы
были очень успешны, когда у вас все получалось
как нельзя лучше. Войдите в это состояние,
почувствуйте себя вновь в той ситуации. В момент
наиболее сильного ощущения крепко сожмите
большой и указательный пальцы, создав таким
образом «якорь» на состояние успеха.
Повторите это упражнение пять-семь раз. Теперь в
нужный момент вы можете произвольно вызвать
эмоциональное состояние «радости успеха», всего
лишь «бросив якорь» — сжав большой и
указательный пальцы.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук