Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2001
 В ЧЬИХ РУКАХ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ?

НАШИ ДЕТИ

В ЧЬИХ РУКАХ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ?

Как вы думаете, почему в российских городах открывается все больше образовательных и консультативных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи? Ответ ясен: есть дети, которые нуждаются в такой помощи (трудности в обучении, школьные неврозы, разные виды зависимостей). Но согласитесь, что работать с последствиями труднее. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

Нам кажется, что концепция активной профилактики, направленной на сохранение, укрепление психического и физического здоровья ребенка, не разработана ни теоретически, ни организационно, ни методически. В арсенале психологов немало методических приемов для диагностики и коррекции затруднений ребенка. Но гораздо меньше усилий мы прикладываем к решению проблем, связанных с профилактикой нарушений психического и физического здоровья.

Врачи дают детям лекарства и витамины, психологи проводят тренинги личностного роста, педагоги — беседы о необходимости заботы о своем здоровье. Но нет системной работы, когда действия специалистов согласованы между собой. В человеке все связано: при неразрешенности психологических проблем высока вероятность нарушения физического здоровья, и наоборот — у детей с трудностями в общении, обучении мы часто обнаруживаем неправильную организацию режима дня, питания и т. п.

Уже восемь лет в Ярославле над проблемой сохранения здоровья детей работает Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников. Специалисты центра осознали, что без создания у школьников мотивации (зачем быть здоровым, почему важно быть здоровым) все рекомендации и знания о способах сохранения здоровья будут не востребованы. Исследования, проведенные со старшеклассниками, показали, что 90% знаний усваиваются, но в реальном поведении они не находят своего выражения. Курящий подросток расскажет об умирающей от капли никотина лошади, но тем не менее он курит, так же как и его друзья.

Непонятно, какими должны быть программы и методическое обеспечение, как должны быть решены организационно-правовые вопросы, касающиеся взаимодействия разных специалистов и служб.
Мы считаем, что в работе с подростками по приобщению их к здоровому образу жизни важно учитывать следующие моменты:

— возрастные особенности (дети в этом возрасте уже готовы рассуждать о том, что такое здоровье и какова его роль в жизни человека);
— предоставление подросткам достоверной, научно обоснованной медицинской, психологической, юридической и другой информации по вопросам сохранения здоровья.

Работа с детьми, которую проводят специалисты центра, проходит в рамках общеобразовательного процесса, вместо уроков, и позволяет охватить практически всех школьников. Психолог, андролог, нарколог, гинеколог, венеролог, педиатр, юрист выезжают в школы города (в программе участвуют 60 школ, всего 15 тысяч учащихся восьмых, девятых и десятых классов) и в течение четырех дней проводят уроки.

Содержание уроков — психологических и медицинских — имеет общую логику. Врачи используют психологические методы преподавания, психологи проводят групповые дискуссии, анализируют различные ситуации.

На уроках применяются активные методы обучения. Наш принцип: «От деятельности — к знанию, а не наоборот». Сначала выявляется проблема, которая значима для детей. Потом организуется ее обсуждение. Очень важно объединить три составляющих: знание, принятие, действие.

Для того чтобы знания перешли в убеждения, необходимо участие родителей и педагогов. С ними также работают специалисты центра.
Кроме уроков специалисты предлагают детям и родителям индивидуальные консультации по вопросам, касающимся психологического и физического здоровья.
Закончим наши размышления высказыванием Сократа: «Здоровье — это не все, но все без здоровья — ничто».

Мы будем рады, если откликнутся специалисты, занимающиеся приобщением детей к здоровому образу жизни. Мы сможем обменяться идеями, программами и создать концепцию здорового развития личности.
Наш адрес: 150014, г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 122. Тел.: (0852) 21-71-93.

Ольга БЛАНДИНСКАЯ,
заведующая отделом
Городского центра психолого-медико-социального сопровождения,
диагностики и консультирования школьников,

Надежда КЛЮЕВА,
доктор психологических наук,
профессор кафедры педагогической психологии ЯрПГУ,
г. Ярославль

Спонсор публикации статьи: Информационный интернет ресурс Фармобзор.рф - обзоры новых БАДов и дженериков, фармакологических препаратов. На сайте будет опубликована полная информация о Ваших продуктах и местах их приобретения, что обеспечит их активное продвижение на рынках России.