ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
ЗЕРКАЛО ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
Сложные дети у сложных родителей.
Нетрудно догадаться, какие отношения в семье, где
растет дерзкий, агрессивный подросток или —
тревожный, нервно обкусывающий ногти дошкольник.
Велик соблазн заниматься детьми, то есть
следствием, проигнорировав при этом причину.
Встреча психолога с родителями, как правило,
все-таки происходит, но ее результат не всегда
приносит профессиональное удовлетворение.
«Беседовала с ней, убеждала, а она как кричала на
ребенка, так и продолжает кричать», — жалуется
коллега.
Поневоле задумаешься: а можно ли вообще что-либо
изменить в сложных отношениях родителей и
ребенка? Ведь
установки человека складываются всю жизнь.
Кто-то из специалистов отступает, кто-то ищет
новые методы и подходы.
Сегодня мне хочется поговорить о личностных
проблемах психолога, которые появляются во время
общения с родителями. Эти проблемы можно
рассматривать с трех следующих позиций.
Я — СПЕЦИАЛИСТ
Здесь все проблемы сводятся к
недостатку знаний. В таком случае можно
проштудировать литературу, пойти на семинар,
обратиться за помощью к коллегам.
К более сложным относятся проблемы, связанные с
наличием у психолога убеждений, мешающих
эффективной работе. Зачастую эти убеждения не
осознаются, и сформулировать их специалисту без
посторонней помощи бывает трудно.
На тренинге «Работа психолога с родителями.
Переориентация родительских отношений»
психологам предлагалось придумать и нарисовать
эмблему для папки «Работа с родителями». После
анализа элементов-символов, их взаимного
расположения и «атмосферы» рисунка выводы
делались самим психологом. Один из участников
пришел к такому: «Для меня эта работа — темный
лес!» На его эмблеме был изображен лес с
множеством тропинок, наверху сияла путеводная
звезда. Звезда символизировала психолога,
который таким образом старался скрыть свой страх
перед собственной некомпетентностью.
Оказалось, что для людей нашей специальности
характерно изображать себя в виде светил: солнца,
света в окне, факела и т.д. А родители, как это ни
странно, иногда на таких рисунках вообще
отсутствуют. Происходит неосознанное вытеснение
или принижение роли родителей.
Наиболее типичными для специалистов являются
ограничивающие убеждения типа:
«Я боюсь, что не смогу помочь»;
«Я боюсь показаться некомпетентной»;
«Я не уважаю людей, которые не могут воспитать
своих детей»;
«Меня смущает, что я намного младше (старше) мамы
ребенка» и т. д.
Устранение проблем, связанных с
подобными ограничениями, происходит в процессе
выявления их иррационального содержания и
переформулирования задачи:
«У меня достаточно опыта и знаний,
чтобы помочь родителям»;
«Я не могу быть компетентной во всех вопросах, но
я знаю, где и как получить информацию»;
«Родители имеют право на ошибки, моя задача —
помочь им осознать их».
Я — РОДИТЕЛЬ
Эта позиция затрагивает более
глубокие личностные проблемы. Психолог
сознательно или неосознанно ставит себя на место
родителя и задает себе вопрос: «А как бы поступил
я?»
Перенесение своего родительского опыта в
профессиональную сферу неизбежно. Наряду с
положительными сторонами этого явления,
существует и ряд отрицательных. Особенно если
родительский опыт не является удачным. Одна моя
коллега вообще отказалась работать с родителями,
после того как ее дочь попала в наркологическую
клинику.
Нередко проблемы возникают у специалистов, не
имеющих собственных детей. Им мешает работать
страх «разоблачения»: «Если родители узнают, что
у меня нет собственного опыта, они не будут
считаться с моими рекомендациями».
Другая крайность — навязывание своих взглядов
без учета менталитета семьи и личностных
особенностей ребенка.
Трудно работать специалистам, которые живут в
маленьких городках.
Нередко возникают проблемы, если собственный
ребенок посещает то же учреждение, где психолог
работает. Учителя высказывают недовольство
поведением или учебой ребенка — и вот уже
психолог начинает избегать родительских
собраний, не назначает консультации родителям и
с головой уходит в другую работу. Ситуация
сложная, но не безнадежная. Здесь могут быть
полезны психологический тренинг или помощь
коллег. В любом случае осознание своего
родительского переноса — это половина успеха в
устранении его нежелательных последствий.
Я — РЕБЕНОК
В эту позицию психолог попадает всякий
раз, когда в общении с родителями испытывает
сильные, трудно контролируемые чувства —
раздражение, злость, гнев, обиду, страх. Груз
собственных детских проблем и психологических
травм запускает механизм сочувствия ребенку. При
этом возникает негативное отношение к его
родителям. Другими словами, психолог неосознанно
превращается в маленького ребенка, которого
обижают, пытаются подавить, не считаются с его
мнением.
«Я всегда встаю на защиту интересов ребенка» —
эта фраза отражает восприятие детей и родителей
как противоборствующих сторон. Ребенок и
родители ставятся по разные стороны баррикад, и
психолог начинает воевать даже там, где в этом
нет необходимости. Таким образом он
автоматически лишает себя возможности построить
эффективное взаимодействие с родителями.
Способность психолога вставать на место ребенка,
видеть причины его поступков является ценной, но
должна использоваться только сознательно. Если
же фрустрация сильна и возникает всякий раз,
когда психолог сталкивается с определенным
типом родительских отношений, ему стоит подумать
о прохождении терапии
в виде личностного тренинга или индивидуальных
сессий.
Психолог с явными психологическими проблемами
подобен плохо подстриженному парикмахеру.
Профессиональный рост подразумевает не только
приобретение новых знаний и методических
навыков, но и постоянную терапию собственной
души. Работа с родителями, на мой взгляд,
вскрывает все «болевые точки», так как ставит
психолога перед необходимостью быть
одновременно и специалистом, и родителем, и
ребенком.
Ирина ШЕВЦОВА,
психолог-консультант,
г. Санкт-Петербург
Спонсор публикации статьи: ветеринарная клиника «Биоконтроль» - предоставляет полный спектр платных ветеринарных услуг высокого качества на современном медицинском оборудовании. Клиника осуществляет совместную работу с медицинскими специалистами РАМН РОНЦ им. Н. Н. Блохина, используя все современные разработки и опыт в лечении и диагностике домашних питомцев.