ГИЛЬДИЯ
РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И РЕАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Кандидат
психологических наук Наталья МОРОЗОВА на
протяжении многих лет руководила деятельностью
службы практической психологии в системе
образования.
Сегодня она делится с читателями «Школьного
психолога» своими мыслями о современном
состоянии этой службы
О ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНОГО ПСИХОЛОГА
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Служба практической психологии в
системе образования непрерывно развивается.
Сейчас, когда пройден десятилетний рубеж ее
существования, хочется остановиться и
внимательно осмотреться, чтобы понять, в какой
реальности мы сейчас находимся.
Для этого надо сверить генеральную
линию развития службы практической психологии с
тем, что происходит сейчас в практике
образования.
На прошедшем в декабре совещании
руководителей служб практической психологии в
очередной раз встал вопрос о том, кому
подчиняется педагог-психолог в системе
образования. Представители регионов отметили,
что на государственном уровне трудно
выстраивается вертикаль любой управленческой
деятельности. В качестве конкретного
предложения прозвучало пожелание возродить
должность «главный психолог» (по аналогии с
главным психиатром или главным подростковым
педиатром). На уровне Минобразования России эта
должность была бы «верхушкой» управленческой
вертикали.
Введение такой должности позволило бы
четко координировать работу всех подразделений
как министерства, так и органов управления
образования субъектов Федерации. Главный
психолог подчинялся бы только министру
образования, имея статус заместителя министра.
Конечно, нагрузка у него была бы адской.
Главный психолог способствовал бы
урегулированию отношений с регионами. Отпала бы
необходимость в координационном совете. Этот
специалист поддерживал бы контакты с главными
психологами в регионах или федеральных округах.
Получилась бы четкая структура управления.
Причем эту должность нужно вводить
только в том случае, если появится конкретная
личность, способная взять на себя такие
обязанности. В свое время главным психологом был
Александр Григорьевич Асмолов. Понимая, что
возможности одного человека не безграничны, он
содействовал созданию отдела
психолого-педагогической реабилитации. В
дальнейшем этот отдел трансформировался в отдел
практической психологии, который находится
сейчас в структуре Управления специального
образования.
КТО СЕЙЧАС РАБОТАЕТ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Сейчас у нас в системе образования
более 30 тысяч психологов. Мнение о том, что
психолог не знает, что ему нужно делать, а
администрация не понимает, зачем нужен психолог,
— это миф. То, что у нас сейчас засилье
«девятимесячных» психологов, — тоже миф.
В настоящее время в системе
образования работают те, кого эта система
готовит. И здесь ситуация в разных регионах
различная. В одном месте хорошая подготовка,
например, в Курске, где осуществляется
профессиональное сопровождение психологов на
базе факультета практической психологии
Курского госпедуниверситета.
Другая картина в Красноярске, где есть
факультеты психологии в университете и
педуниверситете. Но, по данным мониторинга,
который был проведен отделом практической
психологии в 1997 году, в образовательных
учреждениях Красноярска работают специалисты,
подготовленные в Санкт-Петербурге и Москве. Хотя
не исключено, что в настоящий момент многое
изменилось.
Для выпускников факультетов
психологии государственных и негосударственных
вузов реальные рабочие места может предоставить
только система образования. Поэтому разговор об
уровне подготовки специалистов в этом контексте
не актуален. Кого готовим — тот и работает.
ЧТО ДЕЛАТЬ ПСИХОЛОГУ В ШКОЛЕ?
Говоря о содержании работы
психологической службы, нельзя не оценить
сложившуюся сейчас ситуацию, которая
характеризуется, на мой взгляд, четырьмя
признаками.
Первый признак — трансформация
количественных накоплений в качественные:
изменяется отношение к деятельности психолога.
Сейчас нет смысла объяснять, что психолог должен
делать в школе. Это по большей части знают все, а
если и не знают, то могут прочитать в книгах и
периодических изданиях, где все уже подробно
расписано.
Другое дело, что работу надо
организовать и наладить. А это зависит от
обоюдного желания многих субъектов
образовательного пространства, в том числе —
директора школы и педагогов.
Сейчас немало говорят о
дифференцированной подготовке психологов. Но
впервые об этом заговорили в 1994 году. Сколько лет
повторяем одно и то же, а «воз и ныне там».
Второй признак сегодняшней ситуации —
это наличие структуры службы практической
психологии. Недавно утвердили положение об этой
службе, которое во многом облегчает жизнь
психологам в системе образования. По крайней
мере, теперь каждый понимает, где он находится,
поскольку данное положение носит в основном
правовой и регулирующий характер. Если раньше в
Курганской области, например, факт интеграции
ПМПК с ППМС-центром повергал взаимодействующие
стороны в глубокое изумление (они не знали: благо
это или нет), то сейчас, с принятием положения,
стало понятно, что это нормально.
Или такой вопрос: должен ли ППМС-центр
оказывать методическую помощь психологам,
работающим в образовательных учреждениях? Кто-то
это делает, кто-то — нет, но в Положении о
психологической службе в системе образования
эта деятельность закреплена за центрами.
Можно сказать, что данное положение
определяет поле взаимодействия, а дальше
субъекты Федерации вольны поступать так, как им
позволяют местные условия.
Третий признак можно определить так:
педагог-психолог становится специалистом.
Например, возьмем проблему сохранения здоровья
детей. Ни для кого не секрет, что необходимо
участие психологов в создании условий для
сохранения здоровья. Психологам важно найти себе
место в решении той или иной проблемы.
Профилактика наркомании также требует
совместных действий педагогов, психологов и
врачей.
Сегодня актуален вопрос о
межведомственной координации. Но она в полном
объеме возможна только на словах, поскольку
ведомственная подчиненность сохраняется в
условиях ведомственного финансирования. Другое
дело, когда специалисты совместно решают
какую-то проблему. Тут возможно самое
продуктивное сотрудничество.
Четвертый признак относится к
вхождению психолога в педагогическую среду. Дело
в том, что в наше время меняется социальный заказ
на деятельность педагога-психолога.
Проектирование образовательной среды
невозможно без знания психологом педагогики, а
педагогом — психологии. Проектирование
обязательно построено на процессе
взаимопроникновения педагогики и психологии.
Сейчас это уже стали понимать, и к психологу
предъявляются новые требования.
ФЕНОМЕНЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Любое развитие сопровождается
процессами, в которых можно выделить характерные
феномены. Они получили у меня условные названия.
Феномен «расколотого сознания». Спрос
на психологов растет, но конкретный специалист
не всегда может найти себя в профессии. Также
надо отметить, что вырос профессиональный
уровень специалиста, а запрос на его
деятельность остался тем же самым, что и лет
десять назад. Естественно, в указанном случае
возникает состояние внутреннего конфликта.
Основной причиной текучести кадров
педагогов-психологов в образовательных
учреждениях является внутренняя
неудовлетворенность. Они не имеют возможности
для реализации своих профессиональных знаний и
умений.
Феномен «обратного визит-эффекта».
Сначала он у меня получил название феномен
«кающегося грешника». Этот феномен всегда
наблюдается на встречах мэтров отечественной
психологии с практическими психологами
образования. Приезжает, к примеру, некто в один из
регионов. И очень часто во время такого общения
слышит огромное количество жалоб: «Тут нас
зажимают, директор нам не дает» и т.д. При этом
создается впечатление, что в психологии все
плохо.
Кто обычно жалуется? Человек, который
долго работает в системе образования и
самореализовался, жаловаться не станет.
Жалуются, как правило, те, кому присуще
«расколотое сознание» и кто не знает, что ему
делать. В результате субъективное ощущение
выдается за объективную реальность.
Против этого феномена могут быть, на
мой взгляд, только два способа борьбы:
мониторинг, который дает объективную картину, и
контроль, когда руководители знакомятся с
реальной работой психологов.
Следующий феномен я назвала феномен
«мозаичности». Он возникает всякий раз, когда мы
имеем дело с несистематизированной
деятельностью по повышению квалификации
педагогов-психологов. К примеру, все знают, что
педагог-психолог для повышения своего разряда по
ЕТКХ должен пройти повышение квалификации.
Реально же это сводится к тому, что набирается
«куча» не связанных между собой техник и приемов
работы. Если психолог, не имея целостного
представления о педагогике и психологии,
начинает работать в школе, то возникает
«мозаика». В школу приходит, к примеру,
арт-терапевт и начинает всех «терапевтировать».
А при этом не знает элементарных возрастных
особенностей детей.
Следующий феномен — «торговых рядов».
Большинство специалистов, имеющих свои методы
работы, стремятся продать их подороже. А тот
психолог, который не имеет таковых, хочет купить
их подешевле. Таким образом, на сегодняшнем
массовом психологическом рынке существует
колоссальный объем различной психологической
продукции. И для того чтобы определить, что же
все-таки нужно для конкретной работы, необходимо
затратить колоссальные усилия. Компасом здесь
служит газета «Школьный психолог».
Пятый феномен — «глухари на токовище».
Он сводится к тому, что люди не слышат друг друга.
Например, не так давно проходила конференция,
посвященная преподаванию психологии в школе. Все
было хорошо и замечательно. С трибуны выступали
ученые, авторы учебников по психологии. И все
убеждали друг друга, что преподавать психологию
необходимо.
Спрашивается: кого мы убеждаем в том,
что это нужно? Самих себя? Но мы это и так знаем.
Надо, наконец, переходить от слов к делу. Почему
люди, обладающие достаточно высоким положением в
психологии, не обратятся в Министерство
образования, чтобы официально ввести
преподавание этого предмета?
Или другой пример. На протяжении
многих лет психологи, педагоги и медики
обсуждают состояние здоровья школьников.
Проводятся солидные конференции, совещания,
симпозиумы, на которых каждый раз заново
поднимаются одни и те же проблемы, принимаются
важные решения, которые крайне редко
претворяются в жизнь. И все снова идет своим
чередом, до следующего значимого события.
КАК ИЗМЕНИТЬ СЛОЖИВШУЮСЯ СИТУАЦИЮ?
На ближайшую перспективу я бы
определила три направления развития системы
практической психологии в системе образования.
Первое — создание базовых
документов, научно-методического и правового
фундамента для каждого элемента службы. Я бы
сформулировала четкие требования к
научно-методическому обеспечению деятельности
службы в целом. Туда бы вошли проблемы
аккредитации, сертификации и т.д.
Второе — сегодня пришло время
создания профессионального психологического
сообщества со своим кодексом, со своими законами,
программами, со своим профессиональным
«арбитражем». Если педагог-психолог
сформировался как специалист, то ему нужно такое
сообщество.
И третье — необходим территориальный
принцип формирования психологического социума.
Мы уже не раз говорили о том, что каждый регион
имеет свои, только ему присущие особенности,
которые определяются социопсихологической и
социокультурной ситуацией.
Записала Ольга РЕШЕТНИКОВА