Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2001
 РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И РЕАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

ГИЛЬДИЯ

РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И РЕАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Кандидат психологических наук Наталья МОРОЗОВА на протяжении многих лет руководила деятельностью службы практической психологии в системе образования.
Сегодня она делится с читателями «Школьного психолога» своими мыслями о современном состоянии этой службы

О ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНОГО ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Служба практической психологии в системе образования непрерывно развивается. Сейчас, когда пройден десятилетний рубеж ее существования, хочется остановиться и внимательно осмотреться, чтобы понять, в какой реальности мы сейчас находимся.

Для этого надо сверить генеральную линию развития службы практической психологии с тем, что происходит сейчас в практике образования.

На прошедшем в декабре совещании руководителей служб практической психологии в очередной раз встал вопрос о том, кому подчиняется педагог-психолог в системе образования. Представители регионов отметили, что на государственном уровне трудно выстраивается вертикаль любой управленческой деятельности. В качестве конкретного предложения прозвучало пожелание возродить должность «главный психолог» (по аналогии с главным психиатром или главным подростковым педиатром). На уровне Минобразования России эта должность была бы «верхушкой» управленческой вертикали.

Введение такой должности позволило бы четко координировать работу всех подразделений как министерства, так и органов управления образования субъектов Федерации. Главный психолог подчинялся бы только министру образования, имея статус заместителя министра. Конечно, нагрузка у него была бы адской.

Главный психолог способствовал бы урегулированию отношений с регионами. Отпала бы необходимость в координационном совете. Этот специалист поддерживал бы контакты с главными психологами в регионах или федеральных округах. Получилась бы четкая структура управления.

Причем эту должность нужно вводить только в том случае, если появится конкретная личность, способная взять на себя такие обязанности. В свое время главным психологом был Александр Григорьевич Асмолов. Понимая, что возможности одного человека не безграничны, он содействовал созданию отдела психолого-педагогической реабилитации. В дальнейшем этот отдел трансформировался в отдел практической психологии, который находится сейчас в структуре Управления специального образования.

КТО СЕЙЧАС РАБОТАЕТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сейчас у нас в системе образования более 30 тысяч психологов. Мнение о том, что психолог не знает, что ему нужно делать, а администрация не понимает, зачем нужен психолог, — это миф. То, что у нас сейчас засилье «девятимесячных» психологов, — тоже миф.

В настоящее время в системе образования работают те, кого эта система готовит. И здесь ситуация в разных регионах различная. В одном месте хорошая подготовка, например, в Курске, где осуществляется профессиональное сопровождение психологов на базе факультета практической психологии Курского госпедуниверситета.

Другая картина в Красноярске, где есть факультеты психологии в университете и педуниверситете. Но, по данным мониторинга, который был проведен отделом практической психологии в 1997 году, в образовательных учреждениях Красноярска работают специалисты, подготовленные в Санкт-Петербурге и Москве. Хотя не исключено, что в настоящий момент многое изменилось.

Для выпускников факультетов психологии государственных и негосударственных вузов реальные рабочие места может предоставить только система образования. Поэтому разговор об уровне подготовки специалистов в этом контексте не актуален. Кого готовим — тот и работает.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПСИХОЛОГУ В ШКОЛЕ?

Говоря о содержании работы психологической службы, нельзя не оценить сложившуюся сейчас ситуацию, которая характеризуется, на мой взгляд, четырьмя признаками.

Первый признак — трансформация количественных накоплений в качественные: изменяется отношение к деятельности психолога. Сейчас нет смысла объяснять, что психолог должен делать в школе. Это по большей части знают все, а если и не знают, то могут прочитать в книгах и периодических изданиях, где все уже подробно расписано.

Другое дело, что работу надо организовать и наладить. А это зависит от обоюдного желания многих субъектов образовательного пространства, в том числе — директора школы и педагогов.

Сейчас немало говорят о дифференцированной подготовке психологов. Но впервые об этом заговорили в 1994 году. Сколько лет повторяем одно и то же, а «воз и ныне там».

Второй признак сегодняшней ситуации — это наличие структуры службы практической психологии. Недавно утвердили положение об этой службе, которое во многом облегчает жизнь психологам в системе образования. По крайней мере, теперь каждый понимает, где он находится, поскольку данное положение носит в основном правовой и регулирующий характер. Если раньше в Курганской области, например, факт интеграции ПМПК с ППМС-центром повергал взаимодействующие стороны в глубокое изумление (они не знали: благо это или нет), то сейчас, с принятием положения, стало понятно, что это нормально.

Или такой вопрос: должен ли ППМС-центр оказывать методическую помощь психологам, работающим в образовательных учреждениях? Кто-то это делает, кто-то — нет, но в Положении о психологической службе в системе образования эта деятельность закреплена за центрами.

Можно сказать, что данное положение определяет поле взаимодействия, а дальше субъекты Федерации вольны поступать так, как им позволяют местные условия.

Третий признак можно определить так: педагог-психолог становится специалистом. Например, возьмем проблему сохранения здоровья детей. Ни для кого не секрет, что необходимо участие психологов в создании условий для сохранения здоровья. Психологам важно найти себе место в решении той или иной проблемы. Профилактика наркомании также требует совместных действий педагогов, психологов и врачей.

Сегодня актуален вопрос о межведомственной координации. Но она в полном объеме возможна только на словах, поскольку ведомственная подчиненность сохраняется в условиях ведомственного финансирования. Другое дело, когда специалисты совместно решают какую-то проблему. Тут возможно самое продуктивное сотрудничество.

Четвертый признак относится к вхождению психолога в педагогическую среду. Дело в том, что в наше время меняется социальный заказ на деятельность педагога-психолога. Проектирование образовательной среды невозможно без знания психологом педагогики, а педагогом — психологии. Проектирование обязательно построено на процессе взаимопроникновения педагогики и психологии. Сейчас это уже стали понимать, и к психологу предъявляются новые требования.

ФЕНОМЕНЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Любое развитие сопровождается процессами, в которых можно выделить характерные феномены. Они получили у меня условные названия.

Феномен «расколотого сознания». Спрос на психологов растет, но конкретный специалист не всегда может найти себя в профессии. Также надо отметить, что вырос профессиональный уровень специалиста, а запрос на его деятельность остался тем же самым, что и лет десять назад. Естественно, в указанном случае возникает состояние внутреннего конфликта.

Основной причиной текучести кадров педагогов-психологов в образовательных учреждениях является внутренняя неудовлетворенность. Они не имеют возможности для реализации своих профессиональных знаний и умений.

Феномен «обратного визит-эффекта». Сначала он у меня получил название феномен «кающегося грешника». Этот феномен всегда наблюдается на встречах мэтров отечественной психологии с практическими психологами образования. Приезжает, к примеру, некто в один из регионов. И очень часто во время такого общения слышит огромное количество жалоб: «Тут нас зажимают, директор нам не дает» и т.д. При этом создается впечатление, что в психологии все плохо.

Кто обычно жалуется? Человек, который долго работает в системе образования и самореализовался, жаловаться не станет. Жалуются, как правило, те, кому присуще «расколотое сознание» и кто не знает, что ему делать. В результате субъективное ощущение выдается за объективную реальность.

Против этого феномена могут быть, на мой взгляд, только два способа борьбы: мониторинг, который дает объективную картину, и контроль, когда руководители знакомятся с реальной работой психологов.

Следующий феномен я назвала феномен «мозаичности». Он возникает всякий раз, когда мы имеем дело с несистематизированной деятельностью по повышению квалификации педагогов-психологов. К примеру, все знают, что педагог-психолог для повышения своего разряда по ЕТКХ должен пройти повышение квалификации. Реально же это сводится к тому, что набирается «куча» не связанных между собой техник и приемов работы. Если психолог, не имея целостного представления о педагогике и психологии, начинает работать в школе, то возникает «мозаика». В школу приходит, к примеру, арт-терапевт и начинает всех «терапевтировать». А при этом не знает элементарных возрастных особенностей детей.

Следующий феномен — «торговых рядов». Большинство специалистов, имеющих свои методы работы, стремятся продать их подороже. А тот психолог, который не имеет таковых, хочет купить их подешевле. Таким образом, на сегодняшнем массовом психологическом рынке существует колоссальный объем различной психологической продукции. И для того чтобы определить, что же все-таки нужно для конкретной работы, необходимо затратить колоссальные усилия. Компасом здесь служит газета «Школьный психолог».

Пятый феномен — «глухари на токовище». Он сводится к тому, что люди не слышат друг друга. Например, не так давно проходила конференция, посвященная преподаванию психологии в школе. Все было хорошо и замечательно. С трибуны выступали ученые, авторы учебников по психологии. И все убеждали друг друга, что преподавать психологию необходимо.

Спрашивается: кого мы убеждаем в том, что это нужно? Самих себя? Но мы это и так знаем. Надо, наконец, переходить от слов к делу. Почему люди, обладающие достаточно высоким положением в психологии, не обратятся в Министерство образования, чтобы официально ввести преподавание этого предмета?

Или другой пример. На протяжении многих лет психологи, педагоги и медики обсуждают состояние здоровья школьников. Проводятся солидные конференции, совещания, симпозиумы, на которых каждый раз заново поднимаются одни и те же проблемы, принимаются важные решения, которые крайне редко претворяются в жизнь. И все снова идет своим чередом, до следующего значимого события.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЛОЖИВШУЮСЯ СИТУАЦИЮ?

На ближайшую перспективу я бы определила три направления развития системы практической психологии в системе образования.

  • Первое — создание базовых документов, научно-методического и правового фундамента для каждого элемента службы. Я бы сформулировала четкие требования к научно-методическому обеспечению деятельности службы в целом. Туда бы вошли проблемы аккредитации, сертификации и т.д.

  • Второе — сегодня пришло время создания профессионального психологического сообщества со своим кодексом, со своими законами, программами, со своим профессиональным «арбитражем». Если педагог-психолог сформировался как специалист, то ему нужно такое сообщество.

  • И третье — необходим территориальный принцип формирования психологического социума. Мы уже не раз говорили о том, что каждый регион имеет свои, только ему присущие особенности, которые определяются социопсихологической и социокультурной ситуацией.

Записала Ольга РЕШЕТНИКОВА