НАШИ ДЕТИУРОКИ ЗДОРОВЬЯСтатью О. Бландинской и Н. Клюевой «В чьих руках здоровье школьников?» см. в № 1, 2001 г. В первой статье мы обозначили проблемы, связанные с формированием здорового образа жизни и отсутствием концепции активной профилактики нарушений психического и физического здоровья. В своем понимании здоровья мы исходим из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В этом определении нам кажется важным выделение трех составляющих здоровья — физической, психической и социальной. Наша практическая работа также строится на представлении о целостности человеческого бытия, а значит взаимосвязи всех составляющих здоровья. Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность человека быть здоровым. Уважаемый читатель, подумайте над вопросом: «Когда вы впервые серьезно задумались о своем здоровье и начали осознанно предпринимать какие-либо действия по его сохранению?» Скорее всего — после 30 или 40 лет, возможно, только испытав страдания, связанные с физическим недугом, болезнью или потерей близкого человека. В детстве здоровье не осознается: оно, как воздух, как солнце, как данность, не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье — это средство, необходимое для достижения профессиональных целей, решения личных задач. Для пожилого человека часто здоровье является целью, которой подчинена вся его жизнь. БЕРЕМ НА ИСПУГДля подростков и юношей, с которыми работает наш центр, здоровье не является привлекательной и актуальной темой. Для них важно общение со сверстниками, любовь, дружба, профессиональное самоопределение. Так каким же образом побудить их задуматься о здоровье, пока они здоровы? Формируя содержание и методику обучения школьников здоровому образу жизни, мы пробовали различные подходы, анализировали литературу и имеющийся опыт. Вспоминаются программы по выработке навыков здорового поведения, ориентированные на культивирование страха, введение запретов (нельзя курить — заболеешь и умрешь, не вступай в сексуальные отношения — останешься без носа). В школах вывешивались плакаты с устрашающим содержанием (на них — микробы под ручку с глистами поедают ребенка изнутри, мальчики без ножек на обочинах дорожек — вспоминаете?). Стратегия обучения в этом случае представляется довольно простой: «По-другому с ними нельзя, они ничего не понимают». Да, страх, испуг могут стать мощным фактором сохранения здоровья, но только в том случае, если они пережиты ребенком в реальной ситуации (болезнь, авария, смерть близкого человека). Но страх, пережитый на уроке после показа картинки, является кратковременным. Использование таких приемов может иметь место, но весьма ограниченное. ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫДругой подход — доверие к природе ребенка, утопически-гуманистический взгляд на то, что природа человека умна сама по себе и изнутри направляет его поведение. Ребенок же, если что, научится на своих ошибках и поймет, какую ценность представляет здоровье для его жизни. Этот подход не учитывает таких социальных факторов, как: воздействие средств массовой информации, которые используют, например, для рекламы пива популярных актеров; влияние референтной группы, чье мнение так значимо для подростков; влияние моды и т.д. Кроме того, происходит снижение качества жизни, ухудшение питания и экологической обстановки, разрушение системы бесплатного медицинского обслуживания — в результате только 10% детей здоровы полностью. Для сравнения: в Швеции только 6% детей имеют проблемы со здоровьем. В этом году показатель вырос до 7% — нация обеспокоена. Мы видим в ученике уникальную личность, способную к саморазвитию, имеющую право выбора, способную нести ответственность за себя, за свои поступки. Это не громкие слова, а основа нашей работы со школьниками. С ОПОРОЙ НА ЛИЧНЫЙ ОПЫТНапомним читателям, что наша работа с детьми строится в рамках общеобразовательного процесса с заменой основных уроков на уроки по программе центра. Уроки проходят в течение недели один раз в году в седьмых, девятых и десятых классах. У нас, к сожалению, нет возможности проводить тренинги. Мы работаем с большим количеством детей, у которых разная степень подготовленности и мотивированности к встрече со специалистами (психологом, педиатром, наркологом, гинекологом, венерологом и юристом). Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приемами, позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья. Прежде всего, мы опираемся на личный опыт детей. Это дает возможность эмоционально вовлечь учеников в обсуждение различных аспектов сохранения здоровья. Например, на уроке, посвященном профилактике травматизма, педиатр сначала задает вопрос: «Расскажите, какие травмы были у вас, у ваших знакомых и родственников, когда и при каких обстоятельствах они их получили?» Нарколог предлагает вспомнить, как выглядят и ведут себя люди в состоянии алкогольного опьянения. Психолог обсуждает с детьми проблемы, которые возникают у них после длительной болезни. Все это сначала вызывает у детей иронию, улыбку, а порой и бурные эмоции. Пробуждая интерес к проблеме, специалист потом приглашает школьников к ее серьезному обсуждению. АНАЛИЗ РЕАЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ И ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯДалее врач подробно описывает один день работы травмопункта детской больницы (рассказывает о количестве переломов, черепно-мозговых травм, отравлений, ожогов). Нарколог повествует о жизни юноши, употребляющего наркотики. Психолог приводит конкретный пример о связи плохих взаимоотношений, агрессии, недоброжелательности, обиды с физическим самочувствием. При описании этих случаев важным является и содержание и способ преподнесения информации. При этом могут использоваться техники нейролингвистического программирования, в частности, ассоциирование с ситуацией, ведение группы как клиента, «якорение» и другие. Потом учащимся предоставляется достоверная медицинская и психологическая информация по вопросам сохранения здоровья. В частности, действенный эффект имеет сообщение о механизмах развития заболевания (стресс — подавленная эмоция — психосоматическое заболевание; влияние токсических и наркотических веществ на работу головного мозга; связь ранней половой жизни и репродуктивной функции); о способах сохранения здоровья (влияние двигательной активности и правильного питания на здоровье); о механизмах привлечения подростков к употреблению наркотиков. Главное, мы обращаем внимание подростков на то, что нужно уважать законы нашего тела, организма. Ведь тело — это дом нашей души. Приоритет отдается активным методам обучения, используются групповые и коллективные формы. Подростки стремятся высказать свои суждения и доказать их правомерность прежде всего друг другу, а не педагогу. ПОДУМАЕМ О ПОТОМСТВЕНа заключительном уроке андролога и гинеколога (после уроков педиатра, нарколога, венеролога), как обобщение полученных знаний, предлагается тема «В семье появился малыш». На доске педагог записывает факторы, отрицательно влияющие на здоровье отца и матери, а следовательно — и будущего ребенка: — вредные привычки (курение, алкоголь); Класс делится на две группы (юноши и девушки), которые выступают в роли отца и матери. Каждая группа в течение 10–15 минут, используя информацию предыдущих уроков, обсуждает механизмы влияния этих факторов на здоровье мужчин и женщин и их будущего ребенка. Затем представитель каждой группы подводит у доски итог обсуждения. ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯНа уроке «Место здоровья в жизни человека», который проводит психолог в десятом классе, используется метод незаконченных предложений. Его технология заключается в следующем. Каждому ученику дается листочек (если класс небольшой) или один листочек на парту (если класс большой). На этих листочках дети пишут под диктовку преподавателя «Когда я болен, мне не хочется...». Это предложение следует продолжить. А для этого нужно вспомнить свое самочувствие, ощущения и желания во время болезни. Психолог собирает листочки, вызывает ученика, который под диктовку педагога записывает на доске все варианты ответов, данные на листочках. В итоге получается суммарное продолжение незаконченного предложения «Когда я болен, мне не хочется...»: есть +++++++ Знак «+» означает повторяемость
ответов. Ученики под руководством психолога закономерно приходят к такой классификации последствий болезни для человека.
В этой статье мы привели лишь некоторые методические приемы, которые используют специалисты центра в работе со школьниками. Следующая статья будет посвящена описанию механизма целеполагания, конкретных действий и поступков. Ольга БЛАНДИНСКАЯ, Надежда КЛЮЕВА, (Продолжение следует) Спонсор публикации статьи: интернет магазин необычных подарков magic-present.su – предлагает интересные вещи, игры и предметы быта, которые удивят Вас своим неожиданным дизайном, будут дарить хорошее настроение, и с легкостью разрешат вопрос выбора подарка. Интернет магазин предлагает товары по низким ценам, с удобными способами оплаты и доставки. |