Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2001
 ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ

РЕПОРТАЖ

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ

С 13 по 15 декабря в городе Иваново состоялся Всероссийский форум школ, содействующих здоровью, организованный Министерством образования РФ и Министерством здравоохранения РФ совместно с управлениями образования и здравоохранения Ивановской области

Задумано все было очень хорошо... Проведена подготовительная работа: разослано большое количество приглашений, составлен внушительный список докладчиков. Ожидался приезд чуть ли не тысячи участников. Плюс — большое количество выступающих, среди которых пять иностранных специалистов из США, Дании, Швейцарии и даже Австралии. Предполагалось интенсивное знакомство с ивановским опытом по созданию школ, содействующих здоровью, поскольку Ивановская область является федеральной площадкой для таких экспериментальных школ.

Если взять этот форум сам по себе, то, наверное, прошел он очень даже неплохо. Приехало в Иваново 550 человек из 46 регионов России и даже два иностранца. Участникам удалось посетить несколько замечательных школ г. Иваново, содействующих здоровому образу жизни, и клинику Ивановской государственной медицинской академии, где творятся настоящие чудеса по оздоровлению педагогов и учащихся.

Форум вели руководители системы образования Д.С. Шилов (слева)
и В.М. Лапшин. Их понимание существа проблемы не дало
собравшимся полностью оторваться от школьных реалий

Пленарные заседания и часть секций проходили в помещении городского Дворца искусств. Прекрасный зрительный зал, удобные кресла.
Открыл форум начальник Управления специального образования Д.С. Шилов. Говоря об актуальности этого собрания, он сделал акцент на том, что каждая школа должна содействовать укреплению здоровья детей. Примером здесь могут служить те образовательные учреждения, которые работают по программе «Школы, содействующие здоровью».

Дмитрий Степанович отметил, что Иваново как место проведения этого всероссийского мероприятия было выбрано не случайно. Ивановская область — типичный малобюджетный субъект федерации, но здесь существует передовая медицина. Кроме этого, в Иваново накоплен интересный опыт по сохранению здоровья детей.

Ю.М. Воронов, представитель областной администрации, обратил внимание и на негативные тенденции в динамике здоровья детей в Ивановской области. Заместитель директора Научного центра здоровья детей РАМН Л.А. Щеплягина подтвердила это, дополнив устрашающей общероссийской статистикой. Ухудшению здоровья детей, сказала Лариса Александровна, способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезные такие, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия. В результате возникают болезни, как ответ на эти неблагоприятные обстоятельства.

Выход из этой ситуации медики видят в развитии превентивной медицины и превентивной психологической поддержки. Необходима медицинская экспертиза всех образовательных программ, комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение, внедрение многоуровневых социальных программ.

Ответ за все ивановское образование держал В.М. Лапшин (и.о. начальника Управления образования администрации Ивановской области). Он считает, что только здоровый консерватизм уберег отечественную систему образования от развала. Виктор Михайлович рассказал о том, что в области проходит работа над совершенствованием содержания образования. Но эта работа невозможна без продуманной позиции учителя. Последний же тоже находится в постоянном стрессовом состоянии.

В.П. Краснова, представлявшая Департамент здравоохранения Ивановской области, говорила о проблемах здоровья детей. А.А. Уманская (Московская медицинская академия
им. Сеченова) считает, что в каждой школе должна быть создана реабилитационная среда, то есть в каждой школе должны быть педиатр, массажист и другие специалисты.

В целом же выступления медиков (как и на конференции в Казани) были недостаточно конструктивны и носили либо констатирующий, либо декларативный характер.

На этом фоне необычайно ярким и живым выглядело выступление профессора Л.М. Митиной (заведующей лабораторией Психологического института РАО, директора Центра психолого-медико-социальной поддержки личностного развития детей и подростков г. Москвы). Ее выступление было единственным, которое принималось с восторгом и не раз прерывалось аплодисментами.

Благодаря Л.М. Митиной (слева) на «круглом столе»,
где она была одним из ведущих,
участникам удалось хоть немного обменяться мнениями

Лариса Максимовна говорила о профессиональном здоровье педагога. Здоровье учителя (и физическое и психологическое) является определяющим фактором здоровья детей, поскольку именно педагог непосредственно взаимодействует с ребенком. Среди причин дидактоневрозов у детей можно выделить репрессивную форму общения учителя с ними, неблагоприятную атмосферу в классе. А чего еще ждать от бедных учителей, если сейчас среди них, по проверенным данным, до 60% невротиков?

Школьный психолог может помочь учителю обрести душевное равновесие. Педагоги должны, прежде всего, осознать и разрешить свои внутренние конфликты.

Главное, что определяет профессиональное здоровье учителя, — это его творческая самореализация в профессии. В этом случае можно избежать большинства физических болячек, поскольку около 70% из них носят психосоматический характер.

Кстати, в Иваново есть место, где реально заботятся о здоровье учителей. Это клиника Ивановской государственной медицинской академии. Там педагоги шести школ проходят десятидневный курс, включающий комплексную психологическую и медицинскую реабилитацию. О подходах, лежащих в основе этой работы, рассказала профессор Л.А. Жданова (заведующая кафедрой Ивановской государственной медицинской академии).

В.Н. Касаткину даже не хватило регламента для подробного
представления разработанной под его руководством
программы охраны здоровья школьников

На форуме работало пять секций: «Межведомственный подход к охране здоровья школьников», «Психологическое сопровождение обучения детей в образовательном учреждении», «Инновационные технологии профессионального развития и сохранения здоровья педагога» и «Психическое здоровье школьников и организация медицинской помощи».

Я решила посетить первую секцию в надежде услышать, когда же наконец начнется долгожданное межведомственное взаимодействие. Увы! Медики говорили о своем, педагоги — о своем. О совместных действиях не сказал практически никто. В чем же дело? Неужели виной всему пресловутое ведомственное финансирование? Реальное взаимодействие, правда, встречается, но только в отдельно взятых городах или даже центрах.

Интересно, что и медики и педагоги были единодушны в том, что основной «группой риска» по здоровью являются дети, обучающиеся в школах с «повышенным уровнем образования».

Д.С. Шилов, принимавший участие в работе этой секции, отметил, что содержательного разговора не получилось: каждый говорил о своем. А проблема здоровья детей может быть решена только совместными усилиями специалистов, понимающих друг друга.

Колин Ярхам из Австралии — «волонтер здоровья»,
чья программа внедрена в одном из штатов Индии.
Желающих присоединиться в российских регионах пока не нашлось

Второй день форума обещал быть интересным из-за выступлений иностранных гостей. Но таких участников, к великому сожалению, оказалось гораздо меньше, чем планировалось. До далекого Иваново добрались американец Ллойд Колбе из Центра по контролю за заболеваемостью (Атланта) и австралиец Колин Ярхам (директор международной негосударственной организации «Health Education International»). Они представили свои программы тотального оздоровления детей. К сожалению, эти выступления были выдержаны в традиционном для многих миссионеров рекламно-проповедническом духе и содержали в основном общие, хотя и правильные призывы.

В этой благостной, но далекой от российских реалий атмосфере очень своевременно прозвучало блестящее выступление А.Н. Тубельского (директора «Школы самоопределения», г. Москва). На примере своей школы, где ребенок ощущает себя полноправным гражданином А.Н. Тубельский показал значимость школьного уклада для формирования всесторонней компетенции ребенка, что непосредственно влияет на его психологическое и физическое здоровье.

Выступившие вслед за ним С.М. Чечельницкая (директор Научно-методического центра «ДАР» им. Л.С. Выготского Минобразования РФ) и В.Н. Касаткин (директор комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования, главный редактор журнала «Школа здоровья») говорили о проектировании работы школ, содействующих здоровью. Сейчас разработана федеральная программа «Педагогика здоровья», которая утверждена Минобразованием РФ и Минздравом РФ. Желающим работать по ней было предложено объединиться и вступить в ассоциацию.

Вступление в ассоциацию школ, содействующих здоровью, должно обеспечить организационную, нормативную и методическую поддержку этих школ. И первый шаг в этом направлении был сделан. Всем желающим раздавали (бесплатно) литературу: красочное пособие «Я хочу провести тренинг» (выпущенное в Новосибирске общественной организацией «Гуманитарный проект») и программы по формированию здорового образа жизни (выпущенные научно-методическим центром «ДАР» им. Л.С. Выготского). Правда, выдавались пособия строго под расписку, и очередь за ними выстроилась примерно такая, как за дефицитом во времена перестройки.

К сожалению, в ходе работы форума возникло и долго не давало покоя предательское ощущение, — все это уже было.

Действительно, чуть больше полугода назад в Казани прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Укрепление здоровья детей» (см. «Школьный психолог», № 19, 2000 г.). Там встретились представители этих же министерств (образования и здравоохранения). Ученые и практики били тревогу по поводу стабильного ухудшения здоровья детей. На секциях и «круглых столах» состоялся продуктивный и серьезный разговор о возможных путях изменения ситуации. Один из пунктов резолюции казанской конференции указывал на необходимость создания межведомственной комиссии по разработке концепции укрепления здоровья детей.

Чего нельзя было отнять у рядовых участников форума,
так это искренней озабоченности проблемой здоровья школьников

Через несколько месяцев после этой конференции прошел психологический рейд по городам России «Ребенок на перекрестке эпох», где благие намерения педагогов и медиков не только неоднократно озвучивались, но и приобрели реальные очертания.

Казалось бы, на ивановском форуме можно было ожидать уже более предметного разговора, чем в Казани. Но в течение трех дней меня не покидало ощущение, что время движется не вперед, а назад.

Удивление вызвало несоответствие заявленной программы происходящему. Казалось, что многие приехали сюда только для того, чтобы «отметиться». Где творчество, где тот азарт и интерес, которые ощущались в Казани?

На форуме в Иваново было откровенно скучно. Скучно до такой степени, что захотелось уехать в Москву сразу после закрытия, не дождавшись вечернего поезда. Душа требовала хоть каких-то перемен.

Конечно, многое будет зависеть от заключительного документа конференции и от конкретных действий. Министерство образования РФ в последнее время проводит энергичную и конструктивную политику в деле улучшения здоровья наших детей, поэтому есть надежда, что не за горами позитивные сдвиги в этом важном деле.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Спонсор публикации статьи: интернет сайт адвоката Максима Шеметова - оказание юридической помощи и консультации, позволяющие разрешить трудовые споры, ситуации из области налогового и таможенного права, уголовным и многим другим делам. Так же сайт содержит полезные статьи и заметки по самым актуальным вопросам. Юридический стаж Максима Шеметова составляет более 14 лет, он входит в международную коллегию адвокатов Москвы, и зарекомендовал себя как высококлассный специалист, защитить права и интересы клиента в судах любых уровней.