ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
"НИЧЕГО СЕБЕ ПРОТЕСТИРОВАЛСЯ!"
Издавна всякого рода анкеты,
вопросники, опросы были привлекательны для
людей. Постичь себя трудно, поэтому любые
средства и методы, способствующие раскрытию
своего «Я», пользуются популярностью.
Сравнительно недавно в России широко стало
применяться тестирование. В нашей школе в
старших классах несколько раз проводились
подобного рода психотесты. Появление школьного
психолога в классе обычно вызывает оживление.
«Вы много о себе узнаете такого, о чем и не
подозревали раньше» — такое вступление
пробуждало в нас интерес. Психологически это
объяснимо: «Вот сейчас что-то откроется!» Ведь
именно для подростков, только начинающих
философствовать, рефлексировать, важно истинное
знание о себе.
Статья опубликована при поддержке интернет-издания "Проподо". Всё о подологии - новости, статьи, словарь, советы - как выбрать школу, функционально-кинетический массаж, правильный уход за ручным инструментом и многое другое, а также анонсы семинаров и конференций, экспертные обсуждения горячих тем, увлекательные интервью специалистов,
отзывы о мероприятиях и выставках. Подробнее читайте на сайте, который располагается по адресу: http://propodo.net.
Но тут многих подстерегают первые разочарования,
связанные с результатами тестирования. Кое-что
оказывается вовсе не таким, каким
представлялось: интеллект гораздо ниже, чем
хотелось бы, хотя гуманитарные способности выше
математических (еще бы, в гуманитарном-то
классе!), да вдобавок еще и неуверенность в себе.
«Ничего себе протестировался», — думает
подопытный, он же тестируемый. Желание «узнать
себя» пропадает. К тому же все вокруг бегают с
горящими глазами: «А у меня... а у меня... все
точно!» Ну, это — внушаемые. А в общем-то, никаких
открытий. Впрочем, недоумение все-таки было:
девочка-троечница, довольно серая и вечно
списывающая все у всех, при диагностике
интеллекта набрала чуть ли не наибольшее
количество баллов, а мальчик-всезнайка,
начитанный и не теряющийся ни при каких
обстоятельствах, получил «ниже среднего».
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
К вопросу о гуманитарных наклонностях:
всем давно известно, что «математики» видны
сразу, а остальных автоматом зачисляют в
«гуманитарии». Но в действительности людей с
гуманитарными способностями не так уж много.
Вовсе не случайно в большинстве вузов отменены
сочинения на вступительных экзаменах (и в
гуманитарных тоже!). Подобное нововведение иначе
как предвестником катастрофы не назовешь:
выпускники не в состоянии изложить свои мысли в
письменной форме, плюс у них отсутствуют знания
по предмету, который бы эти мысли формировал.
При различных школьных проверках больше всего я
доверяю тестам «на интеллект». В них все-таки
можно выбрать объективно правильный ответ:
скажем, Гоголь написал «Женитьбу», «дерево к
листьям» относится как «лицо к глазам» и т.п.
Хотя, конечно, нельзя исключать и списывание у
соседа, и метод «тыка».
В результате компьютер, суммируя правильные
ответы, выдает твою характеристику. Независимо
от психолога эти тесты дают верную оценку
умственным способностям.
ГРАНИ НАУЧНОСТИ
Но психология — не математика. Тут
«алгеброй гармонию» не поверить. А сейчас в
некоторых школах работают такие психологи и
предлагают такие тесты, что можно только либо
посмеяться, либо ужаснуться.
Заключения психотестов претендуют на научность.
Но присутствие в них неопределенно-расплывчатых
фраз (как и в гороскопах) вызывает если не
раздражение, то улыбку. Тут вы и «тверды в своих
убеждениях», и «целеустремленны» и т.п.
А вот вопросы и ситуации, которые предлагаются в
тестах, действительно, не каждому «нормальному»
по плечу. То ли дело полноценный гороскоп! Не надо
мучаться над ответами на вопросы, подобные этому:
«Если ваш друг в компании допустил ошибку, как вы
поступите: извинитесь за него, давая понять, что
вы-то знаете нормы этикета, или попросите его
самого извиниться?» (Кстати, один из
распространенных вариантов психотестов — тест
на знание этикета.) В нашей школе это была
методика «Интеллектуальной личностной
зрелости» (программа Maintest — 3.15 (c) A. Shmelyov, Ht, 1993–99).
В гороскопе же, без всяких интеллектуальных
усилий, в соответствии с датой рождения можно
получить всю информацию (причем приятную) о себе.
Здесь работает магия общих фраз: «Хотя у вас есть
некоторые личные недостатки, вы, как правило,
умеете с ними справляться» или «Вы не всегда
способны контролировать свои эмоции, иногда
проявляется тревожность». Попробуйте угадать,
какая из этих фраз взята из психотеста, а какая —
из гороскопа? Ответить на этот вопрос трудно.
Разве можно доверять психотесту, когда в
характеристике испытуемого на полном серьезе
пишутся качества тех знаков зодиака, которые
якобы соответствуют твоему характеру! У меня,
например, так и написано: «слабая выраженность
качеств Льва, отсутствие некоторых качеств
Овна». И это все относится к Весам!
КОМПЬЮТЕРУ И НЕ СНИЛОСЬ
Поразило и крайне безответственное
отношение нашего психолога к тестированию.
Например, встречались абсолютно одинаковые
характеристики на тестируемых. В конце одного
теста говорится: «Низкий уровень откровенности
при выполнении теста». В конце второго:
«Умеренная достоверность». Осмелюсь заметить,
что это присутствует и в моей характеристике, а я
старалась подойти к заданию с пониманием и
ответы давать максимально честные.
Но ведь в нормальном человеке может быть столько
противоречий, что компьютеру и не снилось!
Компьютер — всего лишь запрограммированная
машина, а наш психолог доверяет именно ей. Хотя по
разрозненным ответам воссоздать сложную картину
личности практически невозможно.
Можно приводить много примеров, но надо как-то
подвести черту. Компьютеру, например, не приходит
в его электронную голову, что «коллективная
работа и коллективные мероприятия» могут
отталкивать и «доброго, отзывчивого человека,
готового к сотрудничеству, к отношениям
взаимопомощи и взаимовыручки». Машина все
сваливает в одну кучу, не разобрав, что есть что.
Машина, например, не понимает, что «чрезмерная
застенчивость, зажатость» может быть просто
скромностью и идти от определенного воспитания.
Воспитанные люди не видят в скромности порока,
так же как в раскованности эти же люди видят
нахальство и больше ничего.
Хотелось бы узнать, что значат в моем случае
слова: «Некоторые суждения вычурны и содержат
позиционное стремление выпендриться»? Почему
обязательно должно отвергаться личное решение
человека? Можно добавить, что употребление
просторечных слов и вульгаризмов
(«выпендриться») в научном тесте недопустимо.
Если это, конечно, научный тест.
А в конце тестирования гордо выводится суммарный
балл. Скажем, 68. И что он значит? Что принято у нас
за норму? Ни ответа, ни объяснения — ни-че-го.
В ЧЕМ ДЕЛО?
Однажды наш психолог, сделав умное
лицо, попросил нас ответить письменно на вопрос:
«Кто такой психолог?»
Один мальчик написал: «Тот, кто сидит в кресле и
ничего не делает». В нашем случае в этом есть доля
истины. Безусловно, это относится не ко всем: есть
добросовестные специалисты, способные с помощью
психологического тестирования изменить жизнь
человека к лучшему, ответить на многие вопросы.
Но, к сожалению, не во всех школах таковые
имеются. Может быть, все дело в недостатке
научных знаний или в безответственности
специалиста? Все кустарно, мелко, доморощенно.
Вот поэтому-то школьный психолог, появляющийся в
нашем классе, вызывает смех и ликование:
бесплатное развлечение вместо урока, близость к
всеобщему дурдому, возможность посмеяться, и все
— несерьезно. Увы!
Если бы это было серьезно!
Нина КАРПИНСКАЯ,
ученица 11-го класса,
г. Москва