Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2001
"НИЧЕГО СЕБЕ ПРОТЕСТИРОВАЛСЯ!"

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

"НИЧЕГО СЕБЕ ПРОТЕСТИРОВАЛСЯ!"

Издавна всякого рода анкеты, вопросники, опросы были привлекательны для людей. Постичь себя трудно, поэтому любые средства и методы, способствующие раскрытию своего «Я», пользуются популярностью.
Сравнительно недавно в России широко стало применяться тестирование. В нашей школе в старших классах несколько раз проводились подобного рода психотесты. Появление школьного психолога в классе обычно вызывает оживление. «Вы много о себе узнаете такого, о чем и не подозревали раньше» — такое вступление пробуждало в нас интерес. Психологически это объяснимо: «Вот сейчас что-то откроется!» Ведь именно для подростков, только начинающих философствовать, рефлексировать, важно истинное знание о себе.

Статья опубликована при поддержке интернет-издания "Проподо". Всё о подологии - новости, статьи, словарь, советы - как выбрать школу, функционально-кинетический массаж, правильный уход за ручным инструментом и многое другое, а также анонсы семинаров и конференций, экспертные обсуждения горячих тем, увлекательные интервью специалистов, отзывы о мероприятиях и выставках. Подробнее читайте на сайте, который располагается по адресу: http://propodo.net.

Но тут многих подстерегают первые разочарования, связанные с результатами тестирования. Кое-что оказывается вовсе не таким, каким представлялось: интеллект гораздо ниже, чем хотелось бы, хотя гуманитарные способности выше математических (еще бы, в гуманитарном-то классе!), да вдобавок еще и неуверенность в себе.
«Ничего себе протестировался», — думает подопытный, он же тестируемый. Желание «узнать себя» пропадает. К тому же все вокруг бегают с горящими глазами: «А у меня... а у меня... все точно!» Ну, это — внушаемые. А в общем-то, никаких открытий. Впрочем, недоумение все-таки было: девочка-троечница, довольно серая и вечно списывающая все у всех, при диагностике интеллекта набрала чуть ли не наибольшее количество баллов, а мальчик-всезнайка, начитанный и не теряющийся ни при каких обстоятельствах, получил «ниже среднего».

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

К вопросу о гуманитарных наклонностях: всем давно известно, что «математики» видны сразу, а остальных автоматом зачисляют в «гуманитарии». Но в действительности людей с гуманитарными способностями не так уж много. Вовсе не случайно в большинстве вузов отменены сочинения на вступительных экзаменах (и в гуманитарных тоже!). Подобное нововведение иначе как предвестником катастрофы не назовешь: выпускники не в состоянии изложить свои мысли в письменной форме, плюс у них отсутствуют знания по предмету, который бы эти мысли формировал.
При различных школьных проверках больше всего я доверяю тестам «на интеллект». В них все-таки можно выбрать объективно правильный ответ: скажем, Гоголь написал «Женитьбу», «дерево к листьям» относится как «лицо к глазам» и т.п. Хотя, конечно, нельзя исключать и списывание у соседа, и метод «тыка».
В результате компьютер, суммируя правильные ответы, выдает твою характеристику. Независимо от психолога эти тесты дают верную оценку умственным способностям.

ГРАНИ НАУЧНОСТИ

Но психология — не математика. Тут «алгеброй гармонию» не поверить. А сейчас в некоторых школах работают такие психологи и предлагают такие тесты, что можно только либо посмеяться, либо ужаснуться.
Заключения психотестов претендуют на научность. Но присутствие в них неопределенно-расплывчатых фраз (как и в гороскопах) вызывает если не раздражение, то улыбку. Тут вы и «тверды в своих убеждениях», и «целеустремленны» и т.п.
А вот вопросы и ситуации, которые предлагаются в тестах, действительно, не каждому «нормальному» по плечу. То ли дело полноценный гороскоп! Не надо мучаться над ответами на вопросы, подобные этому: «Если ваш друг в компании допустил ошибку, как вы поступите: извинитесь за него, давая понять, что вы-то знаете нормы этикета, или попросите его самого извиниться?» (Кстати, один из распространенных вариантов психотестов — тест на знание этикета.) В нашей школе это была методика «Интеллектуальной личностной зрелости» (программа Maintest — 3.15 (c) A. Shmelyov, Ht, 1993–99).
В гороскопе же, без всяких интеллектуальных усилий, в соответствии с датой рождения можно получить всю информацию (причем приятную) о себе. Здесь работает магия общих фраз: «Хотя у вас есть некоторые личные недостатки, вы, как правило, умеете с ними справляться» или «Вы не всегда способны контролировать свои эмоции, иногда проявляется тревожность». Попробуйте угадать, какая из этих фраз взята из психотеста, а какая — из гороскопа? Ответить на этот вопрос трудно.
Разве можно доверять психотесту, когда в характеристике испытуемого на полном серьезе пишутся качества тех знаков зодиака, которые якобы соответствуют твоему характеру! У меня, например, так и написано: «слабая выраженность качеств Льва, отсутствие некоторых качеств Овна». И это все относится к Весам!

КОМПЬЮТЕРУ И НЕ СНИЛОСЬ

Поразило и крайне безответственное отношение нашего психолога к тестированию. Например, встречались абсолютно одинаковые характеристики на тестируемых. В конце одного теста говорится: «Низкий уровень откровенности при выполнении теста». В конце второго: «Умеренная достоверность». Осмелюсь заметить, что это присутствует и в моей характеристике, а я старалась подойти к заданию с пониманием и ответы давать максимально честные.
Но ведь в нормальном человеке может быть столько противоречий, что компьютеру и не снилось! Компьютер — всего лишь запрограммированная машина, а наш психолог доверяет именно ей. Хотя по разрозненным ответам воссоздать сложную картину личности практически невозможно.
Можно приводить много примеров, но надо как-то подвести черту. Компьютеру, например, не приходит в его электронную голову, что «коллективная работа и коллективные мероприятия» могут отталкивать и «доброго, отзывчивого человека, готового к сотрудничеству, к отношениям взаимопомощи и взаимовыручки». Машина все сваливает в одну кучу, не разобрав, что есть что.
Машина, например, не понимает, что «чрезмерная застенчивость, зажатость» может быть просто скромностью и идти от определенного воспитания. Воспитанные люди не видят в скромности порока, так же как в раскованности эти же люди видят нахальство и больше ничего.
Хотелось бы узнать, что значат в моем случае слова: «Некоторые суждения вычурны и содержат позиционное стремление выпендриться»? Почему обязательно должно отвергаться личное решение человека? Можно добавить, что употребление просторечных слов и вульгаризмов («выпендриться») в научном тесте недопустимо. Если это, конечно, научный тест.
А в конце тестирования гордо выводится суммарный балл. Скажем, 68. И что он значит? Что принято у нас за норму? Ни ответа, ни объяснения — ни-че-го.

В ЧЕМ ДЕЛО?

Однажды наш психолог, сделав умное лицо, попросил нас ответить письменно на вопрос: «Кто такой психолог?»
Один мальчик написал: «Тот, кто сидит в кресле и ничего не делает». В нашем случае в этом есть доля истины. Безусловно, это относится не ко всем: есть добросовестные специалисты, способные с помощью психологического тестирования изменить жизнь человека к лучшему, ответить на многие вопросы. Но, к сожалению, не во всех школах таковые имеются. Может быть, все дело в недостатке научных знаний или в безответственности специалиста? Все кустарно, мелко, доморощенно.
Вот поэтому-то школьный психолог, появляющийся в нашем классе, вызывает смех и ликование: бесплатное развлечение вместо урока, близость к всеобщему дурдому, возможность посмеяться, и все — несерьезно. Увы!
Если бы это было серьезно!

Нина КАРПИНСКАЯ,
ученица 11-го класса,
г. Москва