Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2001
ИСТОРИЯ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ В КАРТИНКАХ

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ИСТОРИЯ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ В КАРТИНКАХ

Впервые я попал на прием к необычному врачу — арт-терапевту, и вместо того чтобы дать мне простых таблеток, она попросила меня нарисовать свою болезнь.
Я начал представлять свою болезнь. Вот что получилось: улитко-слизняк — огромный и страшный.

Как известно, при коррекции тех или иных отклонений необходима работа с причинами, их вызывающими. Это позволяет избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития. Сказанное особенно значимо для работы с детьми и взрослыми, имеющими психосоматические расстройства — начальные этапы тех или иных болезней. А процент таких людей, по данным медицинской статистики, стабильно высок.

Любая болезнь сама по себе является психотравмирующим фактором. Следовательно, в комплексном лечении психосоматических заболеваний немаловажную роль играет психотерапия и, в частности, арт-терапия. Особенно эффективно сочетание изобразительного творчества с вербальным.

Так, известные психотерапевты Р. Гудман, М. Либман, А. Мишара, отмечают положительное влияние арт-терапии не только на улучшение общего физического и психического состояния больных, но также и на их избавление от психосоматических нарушений. Объективность этих данных подтверждается психофизиологическими исследованиями.

В процессе арт-терапии изменяется отношение человека к собственному прошлому травматическому опыту, переживаниям и болезням. А достигаемый психотерапевтический эффект выражается в упорядочивании психосоматических процессов.

Изобразительная деятельность позволяет достичь состояния психического комфорта. При этом «художник» превращается в «зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы наблюдая за ее превращениями со стороны.

Иллюстрацией, подтверждающей сказанное, может служить «рассказ в картинках» о чудесном исцелении от бронхиальной астмы мальчика двенадцати лет. Как известно, эта болезнь — одна из самых распространенных и трудноизлечимых.

С тех пор как больной мальчик проходил арт-терапию и выздоровел, прошло более двух лет. Подросток по-прежнему здоров. Эта удивительная история далеко не единственная в практике работы медицинского психолога, арт-терапевта Марины Вячеславовны Киселевой. А значит, описанная ниже техника и в самом деле эффективна.

ПОЧЕМУ ОН ВЫЗДОРОВЕЛ

В процессе длительной арт-терапевтической работы в сочетании с медицинскими методами лечения постепенно менялось отношение ребенка к болезни. Это хорошо заметно на рисунках.

Отметим, что заключительный рисунок, где подросток говорит, что он будет здоровым, действительно соответствовал не только субъективным ощущениям автора, но и объективным показателям его здоровья. Мальчик изобразил сбывшуюся мечту — себя и своих питомцев, которых раньше нельзя было содержать дома из-за его бронхиальной астмы.

По мнению специалистов, последний рисунок имеет не только диагностическое значение, но и выражает сокровенные мысли автора, позволяет ему обратиться к своим мечтам и надеждам. Это не просто итог психотерапевтического процесса, а своеобразное послание окружающим, основа для нового этапа в жизни.

Таким образом, техника «рассказа в картинках» помогает рассмотреть какую-либо проблему в динамике, воссоздать цепочку обстоятельств и поступков. Пациент осознает свое отношение к происходившему и к будущему и может изменить это отношение.

Данная техника, как отмечают
Р. Гудман, К. Тисдейл и др., имеет особую ценность в работе с лицами, которые затрудняются дать вербальное описание событий или чувств. То есть с теми, кто более склонен выражать себя в рисунках, нежели в словах.

Обычно и дети и взрослые с удовольствием описывают словами то, что они нарисовали. Главная задача арт-терапевта в этой своеобразной изобразительной игре помочь пациенту:

— во-первых, в вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;
— во-вторых, в осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются им как опасные для него;
— в-третьих, в формировании у него новых интересов, значимых для его дальнейшего психосоциального развития (по С. Валкер).

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Отметим, что наряду с терапевтическим значением, техника «рассказа в картинках» имеет большую диагностическую ценность. С ее помощью можно получить гораздо больше информации, чем с помощью многочисленных бесед с клиентом в течение нескольких месяцев. Причем особенно важно, что приоритет в интерпретации рисунков принадлежит их автору. Иными словами, при такой диагностике психолог предоставляет инициативу клиенту и опирается на его систему значений.

Нужно предложить ребенку изобразить, что изменилось в нем самом и в семье, когда он заболел.

Тематические задания для серии рисунков могут быть следующими.

Нарисуй и расскажи:

— Как ты узнал о своей болезни?
— Что изменилось в тебе самом, когда это произошло?
— Нарисуй самые страшные представления о своей болезни.
— Нарисуй, что будет, когда болезнь пройдет.
— Нарисуй себя здоровым и сильным.
— Нарисуй себя в будущем.

Исходя из особенностей детских рисунков, исследователи выявили возможные реакции клиента. Эти реакции, во-первых, могут быть «сфокусированы на чувствах» и, во-вторых, «сфокусированы на проблеме». Примером первых является страх смерти, страх боли в связи с медицинскими процедурами и т.д. Примером вторых — изображение различного медицинского оборудования, больничных помещений и др.

ФИКСАЦИЯ НА ПРОБЛЕМЕ

Иллюстрацией того, как клиент может быть сфокусирован на проблеме, служит история восьмилетнего мальчика.

Летом Коля попал в больницу. Ничего не болело. Просто аллергическая сыпь на укус овода.

Это было первое в его жизни расставание с любящей и любимой мамой. Ребенок пережил сильный стресс. Поэтому потребовалась психотерапевтическая помощь.

Психолог предложила мальчику сделать серию рисунков.

Коля с удовольствием взялся за работу. У мальчика хорошо развиты художественные способности. Он знает об этом и хранит все свои «шедевры», которые он создал.

Рисунки, выполненные по заданию психотерапевта, Коля показал маме и аккуратно сложил в папку. Однако незадолго до очередного визита к врачу обнаружилось, что рисунок страха таинственно исчез. Позже выяснилось, что Коля «похоронил» его в земле.

На этом рисунке в черных и коричневых тонах была изображена больничная палата. На кровати — мальчик, до самых глаз укрытый простыней, на которой красуется огромная, зловещая печать «медсанчасть».

Итак, арт-терапевту важно понять истинные причины переживаний клиента. С помощью соответствующих вопросов специалист должен прояснить, объективировать изображение и понять заключенный в нем смысл. Это помогает выбрать адекватную арт-терапевтическую стратегию.

Техника «рассказа в картинках» достаточно популярна и универсальна. Она с успехом может применяться для проработки и коррекции самых различных проблем. В литературе описан опыт ее успешного использования даже в работе с правонарушителями, а также с детьми, пережившими насилие или другие психические травмы.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Ульяновского педуниверситета

Марина КИСЕЛЕВА,
арт-терапевт, преподаватель
Санкт-Петербургского
государственного института психологии и социальной работы

На следующем занятии мы вместе с арт-терапевтом обсуждали эту картинку. Я рассказал, что чувствую, когда смотрю на нее. Я очень боялся этого страшилища. Тогда врач дала мне следующее задание — изобразить свой страх. И я нарисовал рядом с чудовищем себя, боящегося, дрожащего.
Но когда я посмотрел на то, что получилось, я заметил, что страшилище уменьшилось в размерах и стало уже не такое страшное.

На следующих картинках я нарисовал себя уже стоящим на этом чуде-юде, а потом и вовсе лежащим на нем. Ему это, конечно же, не понравилось. Я вдруг понял, что моя болезнь не такая уж и страшная и я смогу от нее избавиться

Болезнь надо просто выбросить и все. Так я и сделал

На этом рисунке я улыбаюсь, я — сильный и знаю, что буду здоровым. У меня появятся новые друзья — птички, собака и кошка. Это я и нарисовал на последней картинке.