Как известно,
при коррекции тех или иных отклонений необходима
работа с причинами, их вызывающими. Это позволяет
избежать воспроизведения симптоматики
неблагополучного развития. Сказанное особенно
значимо для работы с детьми и взрослыми, имеющими
психосоматические расстройства — начальные
этапы тех или иных болезней. А процент таких
людей, по данным медицинской статистики,
стабильно высок.
Любая болезнь сама по себе является
психотравмирующим фактором. Следовательно, в
комплексном лечении психосоматических
заболеваний немаловажную роль играет
психотерапия и, в частности, арт-терапия.
Особенно эффективно сочетание изобразительного
творчества с вербальным.
Так, известные психотерапевты Р.
Гудман, М. Либман, А. Мишара, отмечают
положительное влияние арт-терапии не только на
улучшение общего физического и психического
состояния больных, но также и на их избавление от
психосоматических нарушений. Объективность этих
данных подтверждается психофизиологическими
исследованиями.
В процессе арт-терапии изменяется
отношение человека к собственному прошлому
травматическому опыту, переживаниям и болезням.
А достигаемый психотерапевтический эффект
выражается в упорядочивании психосоматических
процессов.
Изобразительная деятельность
позволяет достичь состояния психического
комфорта. При этом «художник» превращается в
«зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы
наблюдая за ее превращениями со стороны.
Иллюстрацией, подтверждающей
сказанное, может служить «рассказ в картинках» о
чудесном исцелении от бронхиальной астмы
мальчика двенадцати лет. Как известно, эта
болезнь — одна из самых распространенных и
трудноизлечимых.
С тех пор как больной мальчик проходил
арт-терапию и выздоровел, прошло более двух лет.
Подросток по-прежнему здоров. Эта удивительная
история далеко не единственная в практике работы
медицинского психолога, арт-терапевта Марины
Вячеславовны Киселевой. А значит, описанная ниже
техника и в самом деле эффективна.
ПОЧЕМУ ОН ВЫЗДОРОВЕЛ
В процессе длительной
арт-терапевтической работы в сочетании с
медицинскими методами лечения постепенно
менялось отношение ребенка к болезни. Это хорошо
заметно на рисунках.
Отметим, что заключительный рисунок,
где подросток говорит, что он будет здоровым,
действительно соответствовал не только
субъективным ощущениям автора, но и объективным
показателям его здоровья. Мальчик изобразил
сбывшуюся мечту — себя и своих питомцев, которых
раньше нельзя было содержать дома из-за его
бронхиальной астмы.
По мнению специалистов, последний
рисунок имеет не только диагностическое
значение, но и выражает сокровенные мысли автора,
позволяет ему обратиться к своим мечтам и
надеждам. Это не просто итог
психотерапевтического процесса, а своеобразное
послание окружающим, основа для нового этапа в
жизни.
Таким образом, техника «рассказа в
картинках» помогает рассмотреть какую-либо
проблему в динамике, воссоздать цепочку
обстоятельств и поступков. Пациент осознает свое
отношение к происходившему и к будущему и может
изменить это отношение.
Данная техника, как отмечают
Р. Гудман, К. Тисдейл и др., имеет особую ценность в
работе с лицами, которые затрудняются дать
вербальное описание событий или чувств. То есть с
теми, кто более склонен выражать себя в рисунках,
нежели в словах.
Обычно и дети и взрослые с
удовольствием описывают словами то, что они
нарисовали. Главная задача арт-терапевта в этой
своеобразной изобразительной игре помочь
пациенту:
— во-первых, в вербализации
осознанного материала и связанных с ним
переживаний;
— во-вторых, в осмыслении тех символических
образов, которые воспринимаются им как опасные
для него;
— в-третьих, в формировании у него новых
интересов, значимых для его дальнейшего
психосоциального развития (по С. Валкер).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Отметим, что наряду с терапевтическим
значением, техника «рассказа в картинках» имеет
большую диагностическую ценность. С ее помощью
можно получить гораздо больше информации, чем с
помощью многочисленных бесед с клиентом в
течение нескольких месяцев. Причем особенно
важно, что приоритет в интерпретации рисунков
принадлежит их автору. Иными словами, при такой
диагностике психолог предоставляет инициативу
клиенту и опирается на его систему значений.
Нужно предложить ребенку изобразить,
что изменилось в нем самом и в семье, когда он
заболел.
Тематические задания для серии
рисунков могут быть следующими.
Нарисуй и расскажи:
— Как ты узнал о своей болезни?
— Что изменилось в тебе самом, когда это
произошло?
— Нарисуй самые страшные представления о своей
болезни.
— Нарисуй, что будет, когда болезнь пройдет.
— Нарисуй себя здоровым и сильным.
— Нарисуй себя в будущем.
Исходя из особенностей детских
рисунков, исследователи выявили возможные
реакции клиента. Эти реакции, во-первых, могут
быть «сфокусированы на чувствах» и, во-вторых,
«сфокусированы на проблеме». Примером первых
является страх смерти, страх боли в связи с
медицинскими процедурами и т.д. Примером вторых
— изображение различного медицинского
оборудования, больничных помещений и др.
ФИКСАЦИЯ НА ПРОБЛЕМЕ
Иллюстрацией того, как клиент может
быть сфокусирован на проблеме, служит история
восьмилетнего мальчика.
Летом Коля попал в больницу. Ничего не
болело. Просто аллергическая сыпь на укус овода.
Это было первое в его жизни
расставание с любящей и любимой мамой. Ребенок
пережил сильный стресс. Поэтому потребовалась
психотерапевтическая помощь.
Психолог предложила мальчику сделать
серию рисунков.
Коля с удовольствием взялся за работу.
У мальчика хорошо развиты художественные
способности. Он знает об этом и хранит все свои
«шедевры», которые он создал.
Рисунки, выполненные по заданию
психотерапевта, Коля показал маме и аккуратно
сложил в папку. Однако незадолго до очередного
визита к врачу обнаружилось, что рисунок страха
таинственно исчез. Позже выяснилось, что Коля
«похоронил» его в земле.
На этом рисунке в черных и коричневых
тонах была изображена больничная палата. На
кровати — мальчик, до самых глаз укрытый
простыней, на которой красуется огромная,
зловещая печать «медсанчасть».
Итак, арт-терапевту важно понять
истинные причины переживаний клиента. С помощью
соответствующих вопросов специалист должен
прояснить, объективировать изображение и понять
заключенный в нем смысл. Это помогает выбрать
адекватную арт-терапевтическую стратегию.
Техника «рассказа в картинках»
достаточно популярна и универсальна. Она с
успехом может применяться для проработки и
коррекции самых различных проблем. В литературе
описан опыт ее успешного использования даже в
работе с правонарушителями, а также с детьми,
пережившими насилие или другие психические
травмы.
Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Ульяновского педуниверситета
Марина КИСЕЛЕВА,
арт-терапевт, преподаватель
Санкт-Петербургского
государственного института психологии и
социальной работы |