МЭТРЫ
НЕ НАШЕ ДЕЛО ВОСПИТЫВАТЬ СОВЕСТЬ
Отрывки их книги Симона Соловейчика
"Педагогика для всех"
Если
мы будем исходить из того, что у ребенка, который
рядом с нами, нет совести, то воспитание станет
невозможным. Воспитание, повторим, это питание
правдой, развитие совести, побуждение жить по
совести. Как же воспитывать, если считать, что
совести нет?
Тем и различаются между собой педагоги. Одни
убеждены в том, что у каждого ребенка есть
совесть. Другие пытаются изобрести такие формы
воспитания, чтобы можно было обойтись без
совести — без совести воспитанника и без совести
воспитателя. «Совесть» кажется им чем-то
ненадежным, потому что она появляется в ребенке
без нас и не поддается контролю и подчинению.
Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать
совесть, «воспитание совести» — так по-русски не
говорят, совесть сама возникает в душе ребенка.
Наше дело — воспитывать совестливость.
Совесть — представление о той общей
правде, на которой держится все. Ребенок получает
правду с языком. Но люди вокруг него, он видит,
исповедуют не ту высшую правду, которую он
чувствует в себе, а какую-то другую, упрощенную,
извращенную. Постепенно ребенок начинает
подчиняться не высшей морали, а групповой морали
близких и уважаемых им людей, морали «эталонной
группы», как говорят социологи, то есть морали
той группы людей, к которой человек хотел бы
принадлежать, в которой он хотел бы быть своим, в
которой он находит защиту, безопасность.
По совести — стыдно воровать, а с точки зрения
сельских ребятишек бывает стыдно не залезть в
чужой сад — это признак трусости. С человеческой
точки зрения стыдно быть карьеристом, а с точки
зрения определенной группы людей — стыдно не
делать карьеры. Все дело в том, с какими людьми
общается наш ребенок, на кого он равняется.
Поэтому, сколько бы ни уверяли мы мальчика или
девочку, что плохо получать двойки, уговоры не
действуют, если в классе презирают не двоечников,
а отличников. И нужно много терпения и веры в
ребенка, чтобы научить его поступать независимо
от людей, его окружающих, равняться душой на
высшее, а не случайное, стремиться к правде.
Уговоры здесь действуют мало, а наказания совсем
не действуют, они лишь укрепляют уверенность
ребенка в его правоте и заставляют гордиться —
ведь каждый из нас гордится, если страдает за
свои убеждения.
Если вместо того, чтобы годами
показывать детям пример справедливости,
передавать им свою веру в правду, мы начнем
сводить счеты: «Ты со мной несправедливо
поступил — ну и я с тобой так же», если мы видим
справедливость не в решении проблем, а в
бесконечной череде наказаний и наград, если нам
кажется, будто мир устроен по принципу «баш на
баш», за добро — поощрение, за проступок —
наказание, то мы подрываем веру в правду и тем
бесконечно и безвозвратно ослабляем духовные
силы ребенка.
Нам кажется, что ребенок бессовестен, поступает
не по совести, что совесть спит в нем? Значит,
вокруг него ослаблен фон справедливости —
другой причины нет.
Принято считать, что если ребенку
постоянно говорить «нельзя, нельзя», то
постепенно это внешнее — извне идущее —
«нельзя» превратится в моральную привычку, во
внутреннее «не могу».
Так ли это? Научных исследований и доказательств
нет, одни лишь частные соображения. Но можно
считать установленным фактом, что одним детям
говорят «нельзя, нельзя», и оно превращается в
«не могу», а в других случаях этого превращения
почему-то не происходит.
И можно заметить, что превращение «нельзя» в «не
могу» почти всегда совершается в сфере «внешнего
стыда», стыда порядочности и этикета, стыда
разоблачения, и этот стыд, смешиваемый с
глубинным, называемый одним и тем же словом,
иногда затмевает «страх порока», стыд второго
рода, глубинный человеческий стыд при нарушении
правды, великое «не могу»... Это «не могу» не
воспитывается запретами «нельзя, нельзя». У него
другой корень — совесть.
Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он
знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Стыдить
— облегчать совесть. Каждый раз, когда ребенок
набедокурит, просто огорчимся, вместо того чтобы
наказывать и стыдить. Совесть пробуждается от
любви, при виде причиненных страданий... Сила
стыда зависит не от того, насколько часто мы
стыдим, а от того, насколько мы близки и дороги
ребенку.
Стыд внушить нельзя, природа стыда, мы видели, не
позволяет внушать его. Можно тысячу раз
повторять мальчишке: «Тебе должно быть стыдно!»
— но ему не стыдно, и он ничего не может с собой
поделать, даже если чувствует себя виноватым в
том, что ему не стыдно.
Стыд — чувство более тонкое. Пожалуй, правильнее,
если мама и отец говорят сыну: «Мне перед тобой
стыдно, я тебя обманул, нет, не говори, не
уговаривай меня, я обещал погулять с тобой, а не
могу, очень стыдно...»
Приобрести книгу С. Соловейчика
«Педагогика для всех» можно в редакции «Первое
сентября»
по адресу 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24. Справки
по тел.: (095) 249-2877