ИГРОТЕКА
ПОД ПЕРЕЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКОВ
Так
случилось, что в школе я работаю и психологом, и
классным руководителем. Сначала это было
неудобно, а потом произошло некое проникновение
одной работы в другую.
Игра! Игра-а-а! ИГРА! Это слово звучит в классе и
повторяется с разными интонациями и модуляциями,
сопровождается попискиванием, повизгиванием и
подпрыгиваниями. Такую картину я наблюдаю
несколько раз в год — это выражают свой восторг
дети моего класса. И не в первый раз слышу
недоуменные вопросы коллег: «Ты опять играешь?»
При использовании игры в работе я следую двум
основным правилам.
Первое — не заигрываться. Нельзя всю внутреннюю
жизнь класса превращать в игру, последняя хороша
только в небольших дозах. Игра — не
универсальная форма воспитания. Я провожу не
больше одной игры в четверть.
Второе — игра должна «лечь на сердце». Если в
игре есть что-то нарочитое, неестественное,
неискреннее, а тем более уродливое, лучше от нее
отказаться.
РОДИТЕЛИ И ИГРА. ЭТО ВОЗМОЖНО?
Работа с родителями долго была для
меня проблемой номер один. Даже такая малость,
как, например, позвонить и сообщить какую-либо
информацию или спросить о здоровье болеющего
ребенка, становилась для меня тягостной. Мне было
трудно набрать номер телефона, казалось, что мой
звонок будет не вовремя, что я вторгаюсь в чужое
личное пространство, и еще что-то в этом духе.
Я просто боялась родителей, их претензий,
непонимания, мы жили в каких-то параллельных
мирах и совсем не желали пересекаться. Но
пересекаться надо было: нельзя пойти с детьми в
поход или уехать на загородную экскурсию, не
поставив в известность родителей. Опять же, нужно
проводить родительские собрания. А что делать,
когда родители предлагают помощь? Я не знаю, что
отвечать на вопросы типа: «Чем я могу помочь?»
Наступив на горло собственному страху, я стала
размышлять: как мне наладить контакт с
родителями? Первая идея пришла со стороны:
учительница из школы Е.А. Ямбурга рассказала (на
конференции «Здравый смысл и достоинство в
школе») о своем опыте работы с родителями. Меня
тогда поразила одна ее фраза: «Многие родители
боятся приходить в школу, там они часто
сталкиваются с ситуацией собственной
педагогической неуспешности. Делайте так, чтобы
у родителей и детей были общие добрые
воспоминания о школе, о совместных праздниках,
чтобы эти воспоминания стали общей темой
разговоров о школе».
ТВОРЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
Я поняла, что мы с родителями боимся
друг друга примерно одинаково, а источником
опасений служит отсутствие информации друг о
друге. Я как-то легко забыла про свои страхи и...
пригласила всех (мам, пап, бабушек, дедушек,
братьев и сестер) на праздник восточной поэзии —
конкурс танка.
Мы собрались в уютном кафе — чайном домике — и,
вдыхая аромат чая и наблюдая, как падает первый
снег на еще не увядшие желтые листья, сочиняли
японские пятистишия. Некоторые родители впервые
увидели классного руководителя своих детей.
Многие же из тех, кто успел познакомиться со мной
раньше, просто не узнали меня в ярком японском
кимоно.
Стихи сочиняли все — дети и родители, и все стихи
без исключения были прочитаны со сцены под тихий
перезвон колокольчиков. В атмосфере цветов и
стихов люди совершенно изменились, время
пролетело незаметно, расходиться не хотелось. На
память остались фотографии, стихи и воспоминания
(из стихов и фотографий потом получился
необыкновенный альбом).
Итак, первый успех и первые результаты.
Мы все познакомились — мамы и папы (!), бабушки и
дедушки.
Мне удалось увидеть внутренние отношения в
семьях между детьми и родителями, уровень
включенности родителей в жизнь детей. Семьи,
которые остались в стороне от этого мероприятия,
вызвали тревогу: почему никто не захотел прийти
— ни родители, ни дети?
Произошла «трансляция» моего стиля работы
непосредственно в семьи, родители увидели и
почувствовали его. Это ускорило установление
отношений сотрудничества между нами, а также
позволило найти проблемные точки в наших
отношениях.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА
Следующая наша общая встреча
произошла на Рождество. Мы с ребятами долго
готовились: читали о Рождестве, сочинили
собственную сказку, подготовили декорации и
наконец пригласили родителей в театр.
Наш театр начинался не с вешалки, а с общего
чаепития, на котором сидящие за одним столом
сочиняли поздравления соседнему столу,
составляли нашу общую мелодию (здесь мы не только
впервые увидели папу Виталика, но и узнали о его
необыкновенных музыкальных талантах).
Потом все прошли на сцену. Мы создали
спектакль-импровизацию. Ведущий читал сказку, а
каждый участник выбирал себе роль и играл ее так,
как чувствовал. Родители и ребята преобразились
в персонажей рождественской сказки, каждый
по-своему пришел на свет Рождественской звезды к
пещере, где родился Иисус. Каждый принес свои
подарки, свои сомнения и надежды. А в конце
спектакля каждый произнес теплые пожелания всем
присутствующим.
Это был самый добрый и теплый вечер в нашей жизни.
Добрых пожеланий этого вечера нам хватило на
целый год.
К сожалению, в этом учебном году мы еще не
собирались вместе, дети вступили в тот возраст,
когда хочется побыть одним, без родителей. Но это
не страшно, ведь это состояние преходящее. Зато
теперь наши родители не боятся приходить в школу,
на родительские собрания, на встречи с учителями.
Мы решаем вместе все текущие проблемы, и, что для
меня важно, родители доверяют мне,
прислушиваются к моему мнению, обращаются за
консультациями.
Родители поддерживают наши, подчас сумасбродные,
начинания: поездку на дачу без отопления поздней
осенью, потому что нам не хватает экстремальных
впечатлений, или проведение новогоднего
«огонька» ночью в школе.
И еще. Несколько лет назад мне было больно видеть
слезы на глазах моего выпускника, потому что
родители не смогли отложить свои дела на работе и
прийти к сыну на последний звонок. В жизни может
случиться всякое, но я надеюсь, что родители моих
теперешних ребят смогут быть рядом со своими
детьми не только в трудные моменты, но и в
радостные, светлые дни их жизни.
Елена КОРОЛЕВА,
педагог-психолог
Негосударственного
образовательного учреждения
«Экономическая школа-лицей»,
г. Москва