ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
РЕШАЕМ СООБЩА
Одно крылатое выражение утверждает,
что ребенка воспитывает буквально все. Абсолютно
не согласна с этим утверждением! Оно
противоречит определению понятия «воспитание».
Воспитание — это процесс осознанной трансляции
ребенку жизненных принципов, нравственных
установок, убеждений.
Безусловно, на формирование личности влияют
очень многие осознаваемые и неосознаваемые
факторы. Но там, где нет осознанности и
целенаправленности, нет и воспитания.
В связи с этим большие требования предъявляются
к личности воспитывающего.
Для того чтобы ребенок принял передаваемые ему
ценности, он должен доверять взрослому. Он должен
видеть, что этот человек является цельной
личностью, живущей по этим принципам и умеющей
предъявлять их окружающим. И еще одно, на мой
взгляд, немаловажное условие — взрослый должен
быть счастливым человеком, который способен
достойно преодолевать жизненные трудности.
Принимая такое определение понятия
«воспитание», я хорошо понимаю, в чем заключается
задача психолога, то есть моя задача, при работе с
людьми воспитывающими, будь то педагоги или
родители. Моя цель — помочь взрослым осознать то
воздействие, которое они оказывают на детей.
ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО
У меня на приеме — молодая, красивая и
уверенная в себе (по крайней мере внешне) женщина.
Зовут ее Ирина Анатольевна. Здесь же ее
восьмилетний сын. Саша — ребенок беспокойный и
малообщительный. Он и минуты не может усидеть на
месте, постоянно бегает, прыгает, пытается найти
себе занятие. Но ни на чем его внимание не
останавливается надолго, вскоре ему все
надоедает. Со мной мальчик вступает в общение
крайне неохотно, как бы делая одолжение. А моих
вопросов, обращенных к нему, Саша просто не
замечает.
Проблем, с которыми мама пришла на прием к
психологу, было немало. Но все они относились
больше к прошлому ребенка, чем к его настоящему.
Ирина Анатольевна жалуется, что Саша в начале
своей школьной жизни боялся ходить в школу,
плакал, не отпускал маму от себя. Сейчас мальчик
уже привык к школе. Но для него по-прежнему важно,
чтобы родители провожали его до школы. В класс же
он отправляется сам.
Еще одна проблема — Саша был боязлив. Не засыпал
без мамы, ночью просыпался, плакал, не любил
оставаться в квартире один. Сейчас такое
поведение не характерно для него. Саша стал
самостоятельным.
Рассказ мамы был очень противоречив. Она
говорила о той или иной проблеме, а затем
объясняла, что она уже не актуальна, что это все
было в прошлом.
Но именно сейчас Ирина Анатольевна решилась
прийти на прием к психологу. Что же привело ее
сюда? Что на самом деле ее беспокоит?
ТРАДИЦИОННЫЙ ЗАПРОС
В какой-то момент женщина со слезами на
глазах призналась, что она стыдится своего
ребенка. Саша совсем не умеет себя вести. Куда бы
она с сыном ни отправилась, везде на мальчика
обращают внимание, окружающие постоянно делают
ему замечания, а он никого не слушает.
Если же в дом приходят гости, то ребенок
становится просто неуправляемым. В ответ на
замечание может нагрубить.
Найти причину подобного поведения сына Ирина
Анатольевна не смогла. Саша всегда отличался
живостью, но с некоторых пор совсем перестал
слушаться. «Не могли бы вы сделать так, чтобы
мальчик стал спокойнее и научился хорошо себя
вести в присутствии посторонних?» —
сформулировала Ирина Анатольевна свои ожидания
от работы с психологом.
Итак, запрос вполне традиционен: исправить брак в
развитии и воспитании ребенка. Ирина Анатольевна
и срок указала, в течение которого ей хотелось бы
изменить сына: «Полгода вам на такую работу
хватит?»
Звучит забавно. Но это был серьезный разговор. И
упрекнуть Ирину Анатольевну в бездушии или в
недостаточном интеллектуальном развитии я не
могу. Напротив, она интеллигентна, умна. В ее
словах много боли и переживаний как за ребенка,
так и за себя.
ЗАВИДНОЕ СПОКОЙСТВИЕ
Наблюдения за взаимодействием мамы и
сына дало много полезной информации. Кабинет, в
котором я вела прием, большой. Здесь много
аппаратуры, шкафов со стеклянными дверцами,
кресел на колесиках. В общем, такому активному и
непоседливому ребенку, каким является Саша, было
где разгуляться. Организовать его в этом
пространстве действительно было достаточно
сложно.
Я постоянно прерывала разговор, вскакивала и
пыталась переключить внимание мальчика на что-то
безопасное, волнуясь не только за сохранность
вещей в кабинете, но и за здоровье ребенка.
Ирина Анатольевна ни разу не попыталась повлиять
на сына. Молча наблюдая за моими действиями, всем
своим видом она показывала: «Вот видите, какой он!
Теперь вы понимаете, как мне тяжело?»
На мой вопрос о том, как она разрешает подобные
ситуации, Ирина Анатольевна ответила, что
приходится применять силу, кричать на сына, а
иногда и шлепать. Но и это помогает ненадолго.
САМО ПРОЙДЕТ
Проводя диагностическое обследование,
я попросила Ирину Анатольевну заполнить
опросник на выявление стиля семейного
воспитания. Оказалось, что в воспитании мальчика
преобладает попустительский стиль, ребенку
много всего позволяется, при этом практически
нет требований-запретов, организующих его
жизнедеятельность.
Заключение психоневролога, консультацию
которого я рекомендовала пройти, было достаточно
красноречиво. У Саши развивается невроз.
Необходима семейная психокоррекционная работа.
К сожалению, обсуждение с мамой результатов
диагностики и заключения врача-психоневролога
не дали должного результата. Ирина Анатольевна
по-прежнему причину такого поведения мальчика
видела в нем самом, а не в особенностях семейного
взаимодействия. Со слов мамы, муж вообще не видит
проблем в поведении сына, считает, что все
пройдет с возрастом. Семья отказалась от работы с
семейным психотерапевтом. Но я все же пригласила
Ирину Анатольевну на занятия родительской
группы.
СОДЕРЖАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
В эту группу входят родители, в
основном мамы, детям которых 5–8 лет. Приходят к
нам и бабушки, занимающиеся воспитанием внуков.
Присутствие пап на таких занятиях — явление, увы,
редкое.
Главный запрос, с которым обратились к психологу
эти семьи, заключался в проблемах взаимодействия
с детьми. Проблемы, заявленные участниками
группы, звучали так: как сделать, чтобы ребенок
слушался? Как бороться с агрессивностью? Как
преодолеть застенчивость ребенка? Как научить
дружить? Как развивать активность и
самостоятельность?
Для меня трудности данного рода относятся к
области воспитания. Их причины могут быть
различны: родители не учли возрастные и
индивидуальные особенности детей, выбрали
неадекватные приемы воздействия, виновата
собственная родительская тревожность и так
далее.
Но есть еще причины, которые пока в полной мере не
относятся к области воспитания, и моя задача
сделать их таковыми.
У родителей есть определенный идеальный образ
ребенка. Этот образ рождается из требований
общества и собственных внутренних
представлений. И если требования общества весьма
конкретны, то личные ожидания могут быть
расплывчаты и часто неосознаваемы.
Каждый родитель стремится к тому, чтобы дети
умели хорошо себя вести, были послушны, вежливы в
общении, помогали взрослым, хорошо учились, умели
самостоятельно организовывать свое свободное
время. Взрослые проводят воспитательное
воздействие, исходя из этих понятных, осознанных
задач. Но их собственные внутренние ожидания
зачастую неосознанны, поэтому и вытекающие из
них требования могут противоречить тем, что
формулируются вслух. В этом случае и ребенок, и
родители оказываются в ловушке: сознательно
предъявляется одно, бессознательно
поддерживается другое.
Крайние варианты такой рассогласованности
приводят к развитию серьезных психических
заболеваний. Но и более легкие варианты также
несут в себе достаточный запас пагубности.
Например, в случае с Ириной Анатольевной, это
привело к развитию невроза у ребенка.
Поэтому в группе большое внимание уделяется
работе по осознанию собственных ожиданий и
связанных с ними воспитательных установок.
Основной формой проведения занятий стала игра. И
для меня выбор подобной формы не случаен. Играя,
родители учатся лучше понимать своих детей,
смотреть на мир их глазами. В игре взрослым легче
преодолеть стереотипы поведения. Искренность и
непосредственность в предъявлении своего «Я» в
игровой ситуации помогает участникам группы
глубже осознать проблему.
ВЫБЕРИ ИГРУШКУ
Очень показательна игра, которая
проводится уже на начальном этапе работы группы.
(Мое знакомство с этой игрой произошло на
тренинге, который проводила Н.Н. Лебедева.)
Все участники сидят в кругу. В центр психолог
помещает игрушки. Их должно быть много, и они
должны быть разными. В моем наборе представлены и
пауки, и змеи, и разнообразные куклы, и лошадки, и
кошечки. Есть игрушки, вызывающие умиление, есть
и такие, которые вызывают противоречивые или
негативные чувства.
Инструкция для участников звучит просто: «Выбери
себе ребенка».
Я много раз проводила это упражнение, и ни разу ни
один участник не остался равнодушным к этому
действию. Взрослые люди буквально погружались в
мир игрушек.
После того как выбор совершен, звучит следующая
инструкция: «Расскажите о своем ребенке».
Участники рассказывают, чем привлек их этот
персонаж, сразу ли произошел выбор, были ли
сомнения, какие чувства вызывает эта игрушка. Все
участники могут задавать вопросы.
В ходе выполнения упражнения участники
идентифицируются с игрушкой и озвучивают свои
ожидания того, каким должен быть ребенок.
Завершая рассказ, родители нередко говорят, как
эта игрушка напоминает им их ребенка, или
рассказывают о себе, о том, какими они были в
детстве.
Преимущество диагностики такого рода
заключается в том, что участник понимает смысл
происходящего. Это в большой степени
самодиагностика. И в то же время психолог,
работающий в группе, может определить проблемы, с
которыми участник пока не готов работать, и
вернуться к их обсуждению на более поздних
этапах.
Кстати, Ирина Анатольевна выбрала в качестве
ребенка кошечку. А понравилась она ей тем, что
была чрезвычайно красивой, обладала независимым
нравом и ее нельзя было заставить делать то, чего
она не хочет. С ней можно было только
договориться. «Совсем как мой Саша», — закончила
она свой рассказ.
КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ
Проблемы, с которыми приходится
сталкиваться семейному психологу, разные.
Объединяет же родителей, которые приходят к нам
на прием, то, что причину проблем они видят в
детях, а ответственность за изменение ситуации
пытаются переложить на психолога.
Главный же эффект групповых занятий заключается
в том, что у родителей появляется понимание
собственной ответственности и уверенность в том,
что они способны самостоятельно решать задачи, с
которыми сталкиваются при воспитании детей.
А тем самым достигается и та цель, с
формулирования которой я начала эту статью.
Татьяна БЕГЛОВА