МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ВНУТРЕННИМ МИРОМ
Растворите в горячей воде побольше
поваренной соли, опустите в этот раствор сухие
ветки, сухие головки укропа или ковыля и
терпеливо ждите чуда. Если вы все сделаете
правильно, через некоторое время на ваших
незамысловатых веточках распустятся невиданные
соляные цветы.
Вы сделали их? Нет, они произросли сами, а вы
подготовили для них все необходимое и запустили
химические процессы.
Мы воспитываем детей? Нет, это нам недоступно. Но
мы своими правильными педагогическими
действиями можем запустить психологические
механизмы их собственного внутреннего
воспитания. Вот именно так: педагогическое
воздействие — психологический механизм —
результат в виде воспитанности, то есть
устойчивой внутренней склонности (привычки,
потребности) поступать и оценивать социальные
явления определенным образом.
Казалось бы, так просто. Но если мы посмотрим на
то, что происходит в реальности, то увидим, что в
сознании многих взрослых схема воспитания
выглядит значительно проще: педагогическое
воздействие — воспитанность. И все. И не надо
думать о том, как, благодаря чему, на основе чего
то или иное действие оказалось эффективным или
неэффективным. Наказал — воспитал; похвалил —
воспитал; прочел лекцию о вреде и пользе —
воспитал. Вот поэтому и рвется с уст тысяч и тысяч
взрослых: «Воспитываешь его, воспитываешь, а он,
неблагодарный...» Да воспитываем ли?
Судя по всему, в каждом из нас крайне мало
врожденных суждений и представлений.
Преобладающая часть всего того, что содержит
сознание человека, попала туда извне, двумя
разными путями.
ТИПИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Первый путь — усвоение так
называемого типического опыта. Некоторые
представления, модели поведения, существующие в
культуре, перекочевывают в индивидуальный багаж
человека с незначительными модификациями.
Например, правила этикета, нормы уважительного
обращения, нравственные заповеди. Для человека
их существование в его личном опыте
исчерпывается коротким и емким: «Так надо».
Переход типического из внешнего мира
во внутренний психологический мир человека
осуществляется с помощью определенных
механизмов. Н. Смелзер называет четыре таких
механизма (Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994).
Имитация — осознанное
стремление ребенка копировать определенную
модель поведения. Чаще всего — значимого
взрослого или сверстника, и особенно в тех
случаях, когда между ребенком и «предметом»
подражания установились эмоционально теплые
отношения.
Идентификация — в
данном случае усвоение чужих установок,
ценностей, моделей поведения как своих
собственных. Ребенок воспринимает особенности
родителей и других значимых людей и
воспроизводит их в собственном поведении, стиле
жизни.
Чувство стыда —
механизм, запрещающий определенное поведение.
Ребенок, отказываясь вести себя тем или иным
образом, избегает унижения, позора и
разоблачения, которые последуют в том случае,
если его застанут на «месте преступления»
Чувство вины — еще один
механизм запрета, но его особенность состоит в
том, что все переживания носят внутренний,
личностный характер. Муки совести возникают при
нарушении запрета, независимо от того, было ли
это отмечено окружающими или нет.
СВОЙ ОПЫТ
Второй путь — накопление собственного
опыта, критическая переработка типического
содержания культуры. Этот путь приводит к
формированию личных, несколько отличающихся от
общепринятых моделей поведения и оценки
социальных явлений.
Конечно, в большинстве случаев мы, что
называется, изобретаем велосипед. Все то, что с
великими переживаниями, сомнениями и терзаниями
мы приобретаем самостоятельно, уже давно где-то
кем-то сказано, прожито и облечено в форму
общекультурного значения.
Так, может быть, с самого начала надо было
заглянуть в труды Конфуция, прочитать романы
Толстого или на крайний случай проштудировать
сборник афоризмов? Но тогда это был бы уже не
личный велосипед, а нечто чужое, типическое.
Каковы в данном случае механизмы перехода
внешнего мира во внутренний мир человека?
Прежде всего — это интериоризация целей и
ценностей в процессе самостоятельной
деятельности. То есть прожитое ребенком,
осуществленное им как некое целостное личное
дело, имеет продолжение в его внутреннем мире в
виде установок, позиций, отношений.
Это также испытания, связанные с риском. О
неодолимой тяге подростков к рискованным
поступкам написано много. Откуда эта опасная
потребность? Проживание рискованных ситуаций и
их следствий для подростка напрямую связано с
потребностью в развитии, в проверке своих
возможностей, если хотите — в самовоспитании.
Наконец, это катарсические переживания.
Биографические исследования показывают, что
такие переживания не являются редкостью в
подростковом и юношеском возрасте. Часто они
возникают на фоне ярких, драматических событий.
Катарсис — это творческое, нравственное
озарение, многое проясняющее человеку в жизни.
ПРИВЫЧКА СВЫШЕ НАМ ДАНА
В истории педагогики можно найти,
конечно, совершенно иные представления о
психологической сути воспитания.
Знаменитый Ж.-Ж. Руссо считал, что «воспитание,
несомненно, есть не что иное, как привычка».
Определенная «психологическая правда» за этим
стоит. В американской социальной психологии
давно установлен тот факт, что не только наши
установки определяют наше поведение, но и
наоборот. То есть, если человек вынужден вести
себя определенным образом достаточно длительное
время, это формирует у него установку вести себя
так и без принуждения. Есть данные и о том, что
таким образом может поменяться само
эмоциональное отношение к совершаемому
действию: если изначально оно казалось
неприятным, неприемлемым, то в конце концов может
наступить даже эмоциональное принятие
навязанной модели поведения. В общем, «это даже
хорошо, что сейчас нам плохо». То, что американцы
смогли извлечь из лабораторных экспериментов, мы
в нашей стране прожили в массово-принудительном
порядке и в естественных условиях.
Если воспитание для нас — устойчивое следование
воспитанника определенной модели поведения,
можно ограничиться и поведенческим подходом:
принуждать ребенка и ждать образования у него
привычек. И пока они не выработаются, ни в коем
случае не убирать принуждение. Одно-два
послабления, и привычка может не возникнуть
вообще. Но даже при последовательном давлении
ждать, судя по всему, нужно долго. Тот же Руссо от
нас этого не скрывает: «Величайшая ошибка при
воспитании — это чрезмерная торопливость».
САМОВОСПИТАНИЕ И ИДИОСИНКРАЗИЯ
Если же воспитание — это, прежде всего,
внутренняя позиция человека, то привычкой мы не
обойдемся. Родителю или педагогу придется каждый
раз задавать себе вопрос: какой психологический
механизм в данном случае обеспечит переход моего
внешнего воздействия во внутренний мир
воспитанника? И планировать воспитательную
работу с учетом всего разнообразия этих
механизмов. И помнить, что есть культурное
содержание, которое можно себе позволить
передавать детям в типической форме (правовые
нормы, нравственные заповеди, правила
безопасности собственной жизни и жизни других
людей), но основную роль в воспитании играют
механизмы другого порядка. Механизмы,
запускающие самовоспитание.
Особенно осторожно нужно подходить к выбору
воспитательных механизмов при работе с
подростками. У многих из них на время формируется
устойчивая идиосинкразия на типическое
содержание. Любое указание на то, что так
положено, принято, должно и достойно, вызывает у
них мощнейший внутренний протест. Что ж, так они
устроены (и слава Богу). Значит, львиную долю
воспитательной работы нужно строить на других
механизмах.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Вот поучительный пример. Два
преподавателя 9-го «Б» класса нашей школы —
истории и географии — одновременно забили
тревогу: на их уроках в течение последней недели
несколько раз поднимались неприятные,
агрессивные, в «черносотенском» духе разговоры
на тему чеченцев, «лиц кавказской
национальности» и евреев. Все попытки убедить
подростков, словесно воздействовать на них не
привели к успеху: ребята еще больше распалялись,
их высказывания становились крайне
экстремистскими.
Для школы это ситуация чрезвычайная,
неприемлемая. Что делать? Были, конечно,
предложения о принятии всяческих
административных мер: разговоров, приглашения
родителей. Но, к чести педагогов, они пошли по
другому пути, к ним присоединились и мы,
психологи.
Мы написали открытое письмо всем гражданам
Экономической школы-лицея (ЭШЛ), в котором
достаточно эмоционально высказали свою позицию
по этому вопросу и прописали шаги, которые мы
собираемся предпринять. А именно: обратиться в
совет школы с просьбой провести опрос всех
граждан ЭШЛ по данному поводу, организовать
публичные дебаты и посвятить теме национализма
несколько публикаций в школьной газете. Письмо
было подписано, размножено и развешено по всей
школе.
Через день социологическая группа совета школы
провела опрос. Выявилась небольшая группа ребят,
заявивших о своей готовности принять участие в
дебатах и отстаивать националистические
взгляды, и очень большая группа, готовая активно
составить им оппозицию. Психологи предложили
обеим сторонам помощь в подготовке (в обучении
навыкам ведения спора). Но это внешняя канва.
Важнее другое. Классные руководители
рассказывали, что письмо и опрос потрясли ребят.
Во всех классах было много внутренних разговоров
и споров на эту тему. В каждом классе есть
нерусские дети. Выяснилось, что многие из них
втайне беспокоились о том, что думают о них
одноклассники. Они получили поддержку от своих
ребят, и это для большинства из них было важно.
Дебаты были подготовлены, но не состоялись. Одна
из групп (думаю, вы догадались какая) отказалась
от участия. У кого-то из педагогов возникла идея,
что, может быть, психологам стоит «поиграть» в
националистов, для того чтобы воспитательное
мероприятие все же состоялось. Естественно, мы
категорически отказались: «Мы работаем в
идеологии сопровождения. А значит, работаем с той
ситуацией, которая создается жизнью, конкретными
участниками событий. Провокации и
педагогические игры здесь неуместны».
В ближайшем номере школьной газеты были
опубликованы результаты опроса, статья учителей,
начавших эту кампанию, и официальный отказ от
дебатов сторонников националистических
отношений. В настоящее время тема
«великорусского шовинизма» в школе не звучит.
Так завершился эпизод, который, с моей точки
зрения, с полным основанием может быть назван
«педагогическим воспитательным воздействием».
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук