Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2001
Тема номера: ВОСПИТАНИЕ

Тема номера:
ВОСПИТАНИЕ

Знаете ли вы, что в английском языке нет прямого аналога русского слова «воспитание»? «Образование» есть, «взращивание» тоже, а вот «воспитания» нет.
Нам, конечно, английский язык — не указ. У нас слово имеется. Вот только сущность, которую оно обозначает, ускользает. Особенно у парного ему глагола «воспитывать».
В самом деле, что значит «воспитывать»? Объяснять, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Рассказывать, как поступать правильно? Учить доброте и честности? Сеять разумное, доброе, вечное?
Чаще всего мы это так и понимаем. И тогда воспитание становится целенаправленным воздействием, аналогичным работе скульптора, высекающего прекрасную статую из бесформенной глыбы. Еще папа Карло вспоминается с его поленом.
А ведь все знают, что у него вышло. Точнее — не вышло. Даже Буратино, книжный герой, не стал тем, что из него хотели сделать. Что уж о живых-то говорить! Покажите мне вора, которому не говорили бы в детстве, что красть нехорошо. Или мошенника, не слышавшего, что нельзя обманывать. Их тоже воспитывали, а что получилось?
А получилось вот что. Мало знать «как надо», необходимо еще, чтобы это знание стало твоей ценностной позицией. А когда на уроке одно, а в жизни другое, так это уже не воспитание получается. Хотя нет, тоже воспитание — только двойной морали.
Та-ак. Кажется, я начал произносить трюизмы. Но что поделать, если даже это банальное знание далеко не всегда становится правилом жизни. Взрослые продолжают воспитывать щедрость и скандалить в учительской из-за распределения нагрузки, пропагандировать трезвость и шумно отмечать юбилей директора школы, призывать к честности и тянуть за уши лоботряса из начальственной семьи.
И тогда дети начинают жить не так, как мы говорим, а так, как мы живем. Вернее, так, как мы для них живем. По-умному это называется «образ жизни, зримый для воспитуемого», о чем вы сможете прочитать в статье Марины Битяновой "Ценная наглядность" .
Но прежде, чем вы перевернете страницу, давайте чуть-чуть помечтаем. Ах, если бы можно было воспитать хоть что-нибудь на уроке! Мы бы перевернули школу! Каждую неделю у нас было бы пять часов доброты, два часа щедрости, шесть часов честности, и на региональный компонент что-нибудь осталось бы.
Но у жизни свои законы, мечтам неподвластные. Для того чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.
Мы-то, конечно, стараемся. А результаты? Ох, эти результаты... Вот они — кругом.

Марк САРТАН