Знаете ли вы, что в английском языке
нет прямого аналога русского слова «воспитание»?
«Образование» есть, «взращивание» тоже, а вот
«воспитания» нет.
Нам, конечно, английский язык — не указ. У нас
слово имеется. Вот только сущность, которую оно
обозначает, ускользает. Особенно у парного ему
глагола «воспитывать».
В самом деле, что значит «воспитывать»?
Объяснять, что такое «хорошо» и что такое
«плохо»? Рассказывать, как поступать правильно?
Учить доброте и честности? Сеять разумное,
доброе, вечное?
Чаще всего мы это так и понимаем. И тогда
воспитание становится целенаправленным
воздействием, аналогичным работе скульптора,
высекающего прекрасную статую из бесформенной
глыбы. Еще папа Карло вспоминается с его поленом.
А ведь все знают, что у него вышло. Точнее — не
вышло. Даже Буратино, книжный герой, не стал тем,
что из него хотели сделать. Что уж о живых-то
говорить! Покажите мне вора, которому не говорили
бы в детстве, что красть нехорошо. Или мошенника,
не слышавшего, что нельзя обманывать. Их тоже
воспитывали, а что получилось?
А получилось вот что. Мало знать «как надо»,
необходимо еще, чтобы это знание стало твоей
ценностной позицией. А когда на уроке одно, а в
жизни другое, так это уже не воспитание
получается. Хотя нет, тоже воспитание — только
двойной морали.
Та-ак. Кажется, я начал произносить трюизмы. Но
что поделать, если даже это банальное знание
далеко не всегда становится правилом жизни.
Взрослые продолжают воспитывать щедрость и
скандалить в учительской из-за распределения
нагрузки, пропагандировать трезвость и шумно
отмечать юбилей директора школы, призывать к
честности и тянуть за уши лоботряса из
начальственной семьи.
И тогда дети начинают жить не так, как мы говорим,
а так, как мы живем. Вернее, так, как мы для них
живем. По-умному это называется «образ жизни,
зримый для воспитуемого», о чем вы сможете
прочитать в статье Марины Битяновой "Ценная
наглядность" .
Но прежде, чем вы перевернете страницу, давайте
чуть-чуть помечтаем. Ах, если бы можно было
воспитать хоть что-нибудь на уроке! Мы бы
перевернули школу! Каждую неделю у нас было бы
пять часов доброты, два часа щедрости, шесть
часов честности, и на региональный компонент
что-нибудь осталось бы.
Но у жизни свои законы, мечтам неподвластные. Для
того чтобы наши дети выросли такими, какими мы
хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать
такими.
Мы-то, конечно, стараемся. А результаты? Ох, эти
результаты... Вот они — кругом.