Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2001
Х-ВОСПИТАНИЕ

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Х-ВОСПИТАНИЕ

Школа, как считали мы с друзьями, — это учебное заведение, где нас должны подготовить к поступлению в университет. И только. Все остальное — «пионерщина». Но в прошлом учебном году произошло нечто, изменившее мои взгляды.

ПОШУТИЛИ

Не думаю, чтобы кто-нибудь забыл о двух ужасных взрывах, прогремевших осенью 99-го. Оказалось, что на впечатлительные детские души они оказали разное влияние. Двое восьмиклассников подбросили на школьную лестницу коробку из-под ботинок с проводками, растерзанными часами и другой чепухой, разумеется, абсолютно безвредной. Все это весело тикало и изображало бомбу. Вскоре ее обнаружила уборщица. Подняла тревогу. И вся школа с криками радости и ужаса принялась эвакуироваться.
К следующему дню шутников вычислили. А нас всех собрали в актовом зале. Директриса с покрасневшими глазами заговорила о трагическом положении России. Потом речь пошла о нелепом ребячестве. А потом, вот уж чего никто не ожидал, нам было сделано замечание, что опять большинство не носит в школу сменную обувь. Мол, выглядим неаккуратно, заследили дорогой линолеум... И я, словно впервые, услышала фразу: «Воспитывают вас, воспитывают...»
Меня это задело. Так нас здесь еще кто-то и воспитывает?! До сих пор я ничего такого не замечала.

НЕЧАЯННАЯ ОТКРОВЕННОСТЬ

Наверное, то, что мы этого не замечали, было уже само по себе хорошо. Когда начинают читать нотации, возникает сильнейшее чувство протеста, желание любой ценой сделать наоборот, и даже появляется какая-то необъяснимая антипатия. Но чего возмущаться, если воспитательная работа ведется незаметно, она остается в тайне, подобно «Секретным материалам» (X-Files)?
Память воспроизводит подробности школьной жизни. Самое увлекательное — это минуты откровенности, когда учителя, нечаянно отвлекаясь от темы урока, рассказывают какие-то случаи из жизни, из своей практики. Становятся видны их взгляды на жизнь, убеждения, позиции. И если нравится учитель, само собой складывается принятие его мотивов поведения. Даже если он в сердцах назовет плеер «дебильником», склоняешься к мысли, что прав учитель, а не любимый певец, которого захотелось послушать прямо на уроке.
Такого рода воспитание — дело самых популярных и всеми любимых учителей. Их вовсе не идеализируют. Понимают, что их рассказы о себе — это что-то вроде звездного синдрома. Видно, что воспитательные беседы для них — отдых от работы, удовольствие. Но как раз поэтому ученики так охотно верят им и прислушиваются к их мнениям и оценкам.

ДЕЙСТВЕННОЕ НЕДЕЯНИЕ

Многие учителя оказывают влияние на учеников словно бы неосознанно. Как у Лао-цзы «мудрец действует недеянием», они воспитывают нас просто самим фактом своего существования. Взрослые ничего не стараются внушить, но, возможно, даже не желая этого, они воспитывают нас своей моральностью. Иногда это напоминает айсберг: внезапно натыкаешься на его подводную часть и удивляешься масштабам.
Как-то раз все произошло так неожиданно для меня, что я даже расплакалась. За большую и сложную контрольную по алгебре я получила «3» из-за нескольких глупых ошибок, вроде 2+2=5. Обращаясь, скорее всего, к своей жестокой судьбе, я небрежно обронила привычный детский боевой клич: «Нечестно!» В ту же секунду я заметила, как наша учительница изменилась в лице. Она действительно была оскорблена.
Еще никто не смел упрекнуть ее в нечестности! Она сказала даже что-то резкое, потом никак не могла сосредоточиться... Я тоже не могла прийти в себя. Кто бы мог подумать, что бессмысленное выражение недовольства так заденет педагога. Значит, честность — один из ее главных жизненных принципов! Мне стало понятно, за что она мне так нравилась раньше, но с тех пор я не могу смотреть ей в глаза... Да, иногда недеяние преподносит сюрпризы, но такая методика, бесспорно, действенна.

ПОСТУПОК

Я считаю, что превыше всего — смелость действия, поступок. Помню, несколько лет назад вся школа многозначительно хихикала над очередным номером школьной газеты, где на всю полосу был выведен заголовок: «Туалеты — лицо школы!» Это была статья молодой учительницы информатики.
Конечно, смех смехом, но «лицо школы» весьма нуждалось в пластической операции. Обычное дело: надписи на стенах, разбитые унитазы, раковины и перегородки... Так что статья была камушком в огород администрации. И потому все-все оценили этот поступок. Ведь каждый знал, что денег у школы не так уж много, что нужны были и новые стулья и мало ли что еще.
Но... Когда мы вернулись после каникул, «лицо школы» напоминало золотые туалеты острова Утопия. Угадайте, во что они превратились через год? Остались такими же блестящими. Их покинули даже курильщики, переместившись в какие-то другие места. «Лицо школы» — не пустяк какой, оно может составлять предмет гордости. Человек не станет портить то, чем он гордится.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД

На концерте, который состоялся в День учителя, по школьной традиции, в самом конце выступал самодеятельный учительский ансамбль под названием «Трудное детство». Я с трудом припоминаю подробности этого номера. Я слишком сильно смеялась. Все было иронично и весело: и сценки, которые они разыграли, и песни, которые они пели. Ни одной занудно-воспитательной фразы, вроде «Школа — наша большая семья». Была ирония по поводу школьной жизни, но не по поводу школы. Было даже какое-то любование своей учительской профессией.
Когда я шла после концерта домой, я ощущала нечто мне совершенно несвойственное. На минуту я даже пожалела о том, что этот учебный год для меня последний. Я думала о том, как здорово учиться в школе, где есть такие учителя! В такой школе хочется учиться.

ВМЕСТО СЛОВ — ДЕЛО

Учительница мировой художественной культуры дала нам на зимние каникулы задание — посетить художественный музей и в качестве доказательства этого принести использованный билет. «А я куплю билет, а сам не пойду!» — додумался некто на задней парте. Но после каникул каждый принес использованный билет и хотел поделиться своими впечатлениями об увиденном в музее.
Эта же учительница предложила вместо реферата по архитектуре Москвы принести собственноручно сделанные фотоснимки церкви Покрова-в-Филях и некоторых других храмов. Я теперь думаю, что «нарышкинское барокко» нужно не смотреть, а фотографировать, чтобы прочувствовать, насколько это красиво. А вдобавок не было нужды вымучивать реферат с казенными словами фальшивого восхищения. И мне понятно, почему в прошлом году ребята по собственной инициативе сняли фильм о памятниках Москвы.
Надо заметить, что наша преподавательница художественной культуры — человек, в общем-то, жесткий. На двери ее кабинета всегда висит бумажка с призывом против сквернословия. Бывает, что ее сдирают. Но она снова приклеивает.
Однажды, болтая с подружкой, я похвалила новое платье этой учительницы. Когда в ответ на это подружка сказала, что я чем-то похожа на нее, я удивилась, но почувствовала себя польщенной.

Кажется, мне все-таки удалось понять суть концепции Х-воспитания, принятой у нас. Наш школьный психолог опубликовала статью, где говорила, что успеха в воспитании позволяет добиться внимательное и вдумчивое отношение к ученикам, а также поддержание среди учеников и учителей чувства гордости школой.
В 1997 году наша школа была признана «Школой года».

Евгения БОЦАЦЕНКО,
ученица 11-го класса школы № 1158,
г. Москва