Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2001
В ПОИСКАХ ВАШЕГО ТРЕНИНГА

ЛИТОБЗОР

Многое, очень многое изменилось в отечественной практической психологии за последний десяток лет... Собственно говоря, лучше сказать, не изменилось, а появилось. Чтобы не утомлять читателя длинным списком того, что появилось, попробую одной фразой назвать главное: сегодня у психолога реально существует возможность стать практиком и непрерывно профессионально совершенствоваться.
Чем эта возможность обеспечивается? Как минимум тем, что практики сегодня востребованы, практической работе можно поучиться у специалистов и свой профессиональный багаж можно пополнять, благодаря новой литературе.
Говорить мы будем именно о литературе. Но сначала мне бы хотелось сформулировать некоторое общее, принципиально важное, с моей точки зрения, положение. Без него моя статья может быть понята превратно и привести к весьма плачевным последствиям.
Невозможно стать специалистом в области групповых форм активного психологического обучения (ведущим тренингов) только на основе знакомства с литературой. Научиться активным формам работы можно только в активной форме. Кроме того, практически не бывает хороших тренеров среди тех, кто прошел только через обучающие тренинговые программы и не имеет за спиной клиентского опыта участия в групповой психологической работе.
А теперь можно поговорить и о той литературе, которую предлагает современный книжный рынок тренерам. Книг по этой тематике последнее время выходит множество. Я заранее прошу у читателей прощения, если какая-то из них не будет упомянута в данном обзоре. Нельзя объять необъятное!

ТЕОРИЯ

Для многих отечественных психологов по-прежнему остается актуальным понимание сути групповой психологической работы: на что она направлена? Какие задачи призвана решать? В каких формах существует? Как эти формы соотносятся с целями?
Есть хорошая литература, излагающая методологию и теоретические основы групповой психологической работы. Тех, кто не чурается высокого научного «штиля», я с удовольствием адресую к отечественной и зарубежной классике: книгам Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, К. Рудестама.
Из книг, недавно написанных, в качестве теоретической «подпитки» рекомендую учебное пособие И.В. Вачкова, работу С.С. Харина.
Чтение таких книг позволяет понять социально-психологические и индивидуально-психологические механизмы, которые обеспечивают эффективную работу тренинговых групп.
Сплочение, ролевая структура, групповая динамика, лидерство и управление группой, этапы группового развития — как можно работать тренером, не будучи просвещенным в этих вопросах?
Виды психокоррекционных групп, их теоретические истоки, их возможности... Как найти свой стиль, если не знать об этом? «Базовые» технологии групповой работы — групповая дискуссия, ролевая игра, сенситивный тренинг... Они действительно составляют фундамент работы группы. Чем больше о них будет знать ведущий, тем разнообразнее он сможет построить свою работу.
Читать теоретическую литературу время от времени полезно всем практикам, в том числе и тем, кто уже чувствует себя психологом со своим индивидуальным стилем. Последним — особенно полезно, дабы можно было держать руку на пульсе и соотноситься в своих творческих поисках с деяниями коллег.
Вообще, чтение подобной литературы помогает по-новому осмыслить свою деятельность, сделать ее более целенаправленной и осознанной.

МОДЕЛИ

Большая часть имеющихся в нашем распоряжении книг по данной тематике — методические. Они посвящены вопросам построения тренинговых занятий, отбора содержания и методического оснащения.
Несомненно, что наибольшую ценность среди них представляют те методические пособия, которые содержат систематизированный, лично проработанный автором подход. В таких книгах методические приемы вписываются в общую логику групповой психологической работы.
Особенно хочу отметить книги Г.И. Марасанова, И.В. Вачкова, С.В. Петрушина, С.С. Харина, А.С. Прутченкова, Н.И. Козлова. Эти авторы дают читателям уникальную возможность: во-первых, познакомиться с их личной моделью групповой психологической работы, во-вторых, увидеть стоящие за ней ценностные основания и организационные принципы и решить, насколько данная модель подходит лично вам, читателю. А это, как вы понимаете, бесценный подарок.
Каждая модель групповой работы несет на себе мощный отпечаток личности создателя, каждая реализует его видение человеческих отношений, его личный «жизнезамышляющий» проект. «Жизнезамышление» — термин В.М. Розина. Очень важный и точный, с моей точки зрения.
За многими методами, применяемыми психологами, стоит их представление о ценностях и смыслах человеческой жизни, о допустимых способах их достижения, об «идеальном», с психологической точки зрения, человеке. Применяемый метод транслирует клиенту личный проект психолога, часто — в полускрытом виде. Скрывает его автор не потому, что желает управлять другим человеком, а потому, что и сам не всегда полностью осознает транслируемый проект.
Названные выше книги содержат разные личные модели тренинговой работы, транслируют различные жизнезамышляющие проекты. Увидеть это нетрудно. Для этого нужно только одно: не начинать читать книгу с конца, с методических рекомендаций, не знакомиться с ней выборочно, выписывая себе определенные понравившиеся приемы, а прочитать ее всю, с первой до последней страницы. Особое внимание при этом нужно обращать на комментарии.
Обязательно «примерьте» подход автора на себя.
Например, тренинг в исполнении Г. Марасанова практически весь построен на игровых приемах. Умеете ли и любите ли вы играть?
В модели И. Вачкова много техник, сближающих его тренинги с психотерапевтической работой, много тонких приемов, требующих высокой квалификации от тренера. Вы готовы? У вас есть опыт участия в таких тренингах? А соответствующая профессиональная квалификация?
Тренинговые программы А. Прутченкова совершенно иные. В них преобладают приемы рационального осмысления проблемы. Это ваш путь? Вы сами так решаете свои психологические проблемы?

УПРАЖНЕНИЯ И ТЕХНИКИ

Значительная часть литературы посвящена приемам и техникам тренинговой работы, то есть ответу на вопрос «как это делается?». Похоже, что пишутся сегодня подобные книжки людьми самыми разными — умными и ответственными, ушлыми и расчетливыми, а также весьма далекими от какой бы то ни было практической психологии. «Pozor!» — сказали бы в Чехии по поводу последнего случая, что в переводе означает «Внимание!», но без перевода звучит, пожалуй, точнее.
Будьте внимательны и осторожны, уважаемые читатели. Пользуйтесь литературой, издателям и создателям которой вы доверяете. Чутко прислушивайтесь к себе: возникает ли у вас после прочтения техники четкая «картинка» ее проведения и возможных реакций группы? Как ваша душа реагирует на этот прием — принимает ли, соотносится ли он с вашей системой ценностей? Я призываю вас к осторожности.
От себя лично могу рекомендовать «Психогимнастику в тренинге» под редакцией Н.Ю. Хрящевой, пособия К. Фопеля. Присмотритесь к книге В.Ю. Большакова. Она очень необычна, и подход, стоящий за предложенными играми, лично мной принимается не до конца. Но кому-то, возможно, он понравится.
На мой взгляд, большего доверия заслуживают те методические издания по тренингу, которые автор или авторский коллектив предварили серьезной вступительной статьей, изложив в ней свое представление о тренинговой работе, подходах к ее построению. В общем, обозначили свое профессиональное «Я». Именно так поступил, скажем, Клаус Фопель в методическом сборнике «Как научить детей сотрудничать». Во введении замечательно изложены взгляды автора на цели и задачи психологических групповых занятий с детьми. Вводная статья вызвала у меня доверие и уважение, а это значительно усилило положительную реакцию на представленные здесь техники работы.
В завершение темы мне хотелось бы сказать следующее.
Технологическая литература по тренингам действительно полезна тем, кто точно представляет себе, зачем и для кого он разрабатывает свою программу, какие ценностные основания за ней стоят. Тогда у него не возникнет проблемы с подбором конкретных упражнений.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук


ЛИТЕРАТУРА

Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось, 1999.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.
Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2000.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
Психогимнастика в тренинге. /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, 1999.
Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998. Части 1–4.
Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999.
Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998.