ЛИТОБЗОР
Многое, очень многое изменилось в
отечественной практической психологии за
последний десяток лет... Собственно говоря, лучше
сказать, не изменилось, а появилось. Чтобы не
утомлять читателя длинным списком того, что
появилось, попробую одной фразой назвать
главное: сегодня у психолога реально существует
возможность стать практиком и непрерывно
профессионально совершенствоваться.
Чем эта возможность обеспечивается? Как минимум
тем, что практики сегодня востребованы,
практической работе можно поучиться у
специалистов и свой профессиональный багаж
можно пополнять, благодаря новой литературе.
Говорить мы будем именно о литературе. Но сначала
мне бы хотелось сформулировать некоторое общее,
принципиально важное, с моей точки зрения,
положение. Без него моя статья может быть понята
превратно и привести к весьма плачевным
последствиям.
Невозможно стать специалистом в области
групповых форм активного психологического
обучения (ведущим тренингов) только на основе
знакомства с литературой. Научиться активным
формам работы можно только в активной форме.
Кроме того, практически не бывает хороших
тренеров среди тех, кто прошел только через
обучающие тренинговые программы и не имеет за
спиной клиентского опыта участия в групповой
психологической работе.
А теперь можно поговорить и о той литературе,
которую предлагает современный книжный рынок
тренерам. Книг по этой тематике последнее время
выходит множество. Я заранее прошу у читателей
прощения, если какая-то из них не будет упомянута
в данном обзоре. Нельзя объять необъятное!
ТЕОРИЯ
Для многих отечественных психологов
по-прежнему остается актуальным понимание сути
групповой психологической работы: на что она
направлена? Какие задачи призвана решать? В каких
формах существует? Как эти формы соотносятся с
целями?
Есть хорошая литература, излагающая методологию
и теоретические основы групповой
психологической работы. Тех, кто не чурается
высокого научного «штиля», я с удовольствием
адресую к отечественной и зарубежной классике:
книгам Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, К.
Рудестама.
Из книг, недавно написанных, в качестве
теоретической «подпитки» рекомендую учебное
пособие И.В. Вачкова, работу С.С. Харина.
Чтение таких книг позволяет понять
социально-психологические и
индивидуально-психологические механизмы,
которые обеспечивают эффективную работу
тренинговых групп.
Сплочение, ролевая структура, групповая
динамика, лидерство и управление группой, этапы
группового развития — как можно работать
тренером, не будучи просвещенным в этих вопросах?
Виды психокоррекционных групп, их теоретические
истоки, их возможности... Как найти свой стиль,
если не знать об этом? «Базовые» технологии
групповой работы — групповая дискуссия, ролевая
игра, сенситивный тренинг... Они действительно
составляют фундамент работы группы. Чем больше о
них будет знать ведущий, тем разнообразнее он
сможет построить свою работу.
Читать теоретическую литературу время от
времени полезно всем практикам, в том числе и тем,
кто уже чувствует себя психологом со своим
индивидуальным стилем. Последним — особенно
полезно, дабы можно было держать руку на пульсе и
соотноситься в своих творческих поисках с
деяниями коллег.
Вообще, чтение подобной литературы помогает
по-новому осмыслить свою деятельность, сделать
ее более целенаправленной и осознанной.
МОДЕЛИ
Большая часть имеющихся в нашем
распоряжении книг по данной тематике —
методические. Они посвящены вопросам построения
тренинговых занятий, отбора содержания и
методического оснащения.
Несомненно, что наибольшую ценность среди них
представляют те методические пособия, которые
содержат систематизированный, лично
проработанный автором подход. В таких книгах
методические приемы вписываются в общую логику
групповой психологической работы.
Особенно хочу отметить книги Г.И. Марасанова, И.В.
Вачкова, С.В. Петрушина, С.С. Харина, А.С.
Прутченкова, Н.И. Козлова. Эти авторы дают
читателям уникальную возможность: во-первых,
познакомиться с их личной моделью групповой
психологической работы, во-вторых, увидеть
стоящие за ней ценностные основания и
организационные принципы и решить, насколько
данная модель подходит лично вам, читателю. А это,
как вы понимаете, бесценный подарок.
Каждая модель групповой работы несет на себе
мощный отпечаток личности создателя, каждая
реализует его видение человеческих отношений,
его личный «жизнезамышляющий» проект.
«Жизнезамышление» — термин В.М. Розина. Очень
важный и точный, с моей точки зрения.
За многими методами, применяемыми психологами,
стоит их представление о ценностях и смыслах
человеческой жизни, о допустимых способах их
достижения, об «идеальном», с психологической
точки зрения, человеке. Применяемый метод
транслирует клиенту личный проект психолога,
часто — в полускрытом виде. Скрывает его автор не
потому, что желает управлять другим человеком, а
потому, что и сам не всегда полностью осознает
транслируемый проект.
Названные выше книги содержат разные личные
модели тренинговой работы, транслируют
различные жизнезамышляющие проекты. Увидеть это
нетрудно. Для этого нужно только одно: не
начинать читать книгу с конца, с методических
рекомендаций, не знакомиться с ней выборочно,
выписывая себе определенные понравившиеся
приемы, а прочитать ее всю, с первой до последней
страницы. Особое внимание при этом нужно
обращать на комментарии.
Обязательно «примерьте» подход автора на себя.
Например, тренинг в исполнении Г. Марасанова
практически весь построен на игровых приемах.
Умеете ли и любите ли вы играть?
В модели И. Вачкова много техник, сближающих его
тренинги с психотерапевтической работой, много
тонких приемов, требующих высокой квалификации
от тренера. Вы готовы? У вас есть опыт участия в
таких тренингах? А соответствующая
профессиональная квалификация?
Тренинговые программы А. Прутченкова совершенно
иные. В них преобладают приемы рационального
осмысления проблемы. Это ваш путь? Вы сами так
решаете свои психологические проблемы?
УПРАЖНЕНИЯ И ТЕХНИКИ
Значительная часть литературы
посвящена приемам и техникам тренинговой работы,
то есть ответу на вопрос «как это делается?».
Похоже, что пишутся сегодня подобные книжки
людьми самыми разными — умными и ответственными,
ушлыми и расчетливыми, а также весьма далекими от
какой бы то ни было практической психологии.
«Pozor!» — сказали бы в Чехии по поводу последнего
случая, что в переводе означает «Внимание!», но
без перевода звучит, пожалуй, точнее.
Будьте внимательны и осторожны, уважаемые
читатели. Пользуйтесь литературой, издателям и
создателям которой вы доверяете. Чутко
прислушивайтесь к себе: возникает ли у вас после
прочтения техники четкая «картинка» ее
проведения и возможных реакций группы? Как ваша
душа реагирует на этот прием — принимает ли,
соотносится ли он с вашей системой ценностей? Я
призываю вас к осторожности.
От себя лично могу рекомендовать
«Психогимнастику в тренинге» под редакцией Н.Ю.
Хрящевой, пособия К. Фопеля. Присмотритесь к
книге В.Ю. Большакова. Она очень необычна, и
подход, стоящий за предложенными играми, лично
мной принимается не до конца. Но кому-то,
возможно, он понравится.
На мой взгляд, большего доверия заслуживают те
методические издания по тренингу, которые автор
или авторский коллектив предварили серьезной
вступительной статьей, изложив в ней свое
представление о тренинговой работе, подходах к
ее построению. В общем, обозначили свое
профессиональное «Я». Именно так поступил,
скажем, Клаус Фопель в методическом сборнике
«Как научить детей сотрудничать». Во введении
замечательно изложены взгляды автора на цели и
задачи психологических групповых занятий с
детьми. Вводная статья вызвала у меня доверие и
уважение, а это значительно усилило
положительную реакцию на представленные здесь
техники работы.
В завершение темы мне хотелось бы сказать
следующее.
Технологическая литература по тренингам
действительно полезна тем, кто точно
представляет себе, зачем и для кого он
разрабатывает свою программу, какие ценностные
основания за ней стоят. Тогда у него не возникнет
проблемы с подбором конкретных упражнений.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА
Большаков В.Ю. Психотренинг:
социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994.
Вачков И.В. Основы технологии группового
тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось,
1999.
Емельянов Ю.Н. Активное
социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999.
Марасанов Г.И. Социально-психологический
тренинг. М.: Совершенство, 1998.
Петровская Л.А. Компетентность в общении.
Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.
Петрушин С.В. Психологический тренинг в
многочисленной группе. М.: Академический проект,
2000.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе.
Методические разработки и сценарии занятий
социально-психологических тренингов. М.:
Российское педагогическое агентство, 1995.
Психогимнастика в тренинге. /Под ред. Н.Ю.
Хрящевой. СПб.: Ювента, 1999.
Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер,
1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.:
Генезис, 1998. Части 1–4.
Фопель К. Психологические группы. Рабочие
материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999.
Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой
гештальт. Минск, 1998.