Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2001
ВОДА, ПЕСОК И ПЫЛЬНЫЕ ПОДУШКИ

КОЛЛЕГИ

ВОДА, ПЕСОК И ПЫЛЬНЫЕ ПОДУШКИ

Мне давно хотелось написать о том, как можно хорошо работать, получать от этого удовольствие и иметь ощутимые результаты. Такое бывает, к сожалению, не часто. В материале «И снова эта Самара!» мы уже упоминали о работе психологов и педагогов одного из дошкольных учреждений города Тольятти — ДОУ № 176 «Белочка» АО «АвтоВАЗ» (см. «Школьный психолог», № 46, 2000).
В красочно оформленном буклете, который одновременно является и визитной карточкой «Белочки», сказано, что это детский сад общеобразовательного типа, интеллектуально-личностного направления. С 1996 года здесь реализуется образовательная программа «Развитие» (автор — Д.Ц. Венгер).
Сейчас никого не удивишь наличием учебных предметов в детском саду. К сожалению, в погоне за их количеством часто забывают о самом ребенке. В «Белочке» все гармонично. Интеллектуальное развитие детей тесно связано с личностным.
Заведующая Татьяна Викторовна Шикова рассказывает: «Мы хотели создать такой детский сад, который отличался бы от других. И решили, что это будет сад — центр развития ребенка. придание такого статуса «Белочке» — дело будущего. Как всегда, многое упирается в решение организационных вопросов. Но самое главное в «Белочке» есть: создана система единого психолого-медико-педагогического обеспечения личностного развития ребенка».
Посмотрим, что же стоит за этими словами.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Исходной позицией, которая определяет всю работу с детьми в тольяттинском детском саду, является установка на то, что каждый ребенок — неповторимая личность. Роль психологической службы состоит в том, чтобы выявить интересы, задатки, способности каждого ребенка.
Здесь проводятся занятия по программе «Интеллектуальное личностное развитие». Дети постоянно проходят тестирование, и в зависимости от его результатов программа занятий корректируется. Например если у детей недостаточный словарный запас, то используются методики, способствующие пополнению их словаря.
Большое внимание уделяется умению взаимодействовать в группе. Для формирования этого умения используются диалоги, работа в парах и малых группах.
Во время последнего методического семинара педагоги решили пойти дальше: предоставить ребятам возможность самим выбирать задания и оценивать, правильно ли они выполнены.
Вся работа по развитию детей учитывает состояние их здоровья и физические возможности. Сейчас практически во всех группах «Белочки» есть «Паспорта здоровья». Кстати, в нее входят сведения и о наследственности ребенка.
Врачи и воспитатели вместе с родителями помогают детям узнать историю своей семьи, своих предков. Родителям это очень нравится, а многие из них впервые начинают интересоваться своим прошлым.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Педагоги и психологи «Белочки» демонстрируют модульную мебель,
созданную по собственным проектам

«Белочка» — чуть ли не единственное из виденных мною образовательных учреждений, где было сложно отличить педагогов от психологов. Психологизация воспитания и образования имеет свои последствия — девять педагогов «Белочки» решили получить второе высшее образование по специальности педагог-психолог.
Психологи работают в саду начиная с 1993 года. Сначала это был «приходящий» специалист, работающий на полставки. Но со временем оказалось, что при осуществлении личностно-ориентированного подхода к детям одного, даже «целого», психолога мало.
Сейчас основной задачей психологической службы является психологизация образовательного процесса, в частности — создание предметно-развивающей среды.
Вести эту работу можно только вместе с воспитателем. Все усилия психологов в последнее время были направлены на то, чтобы помочь воспитателям осознать собственный стиль взаимодействия с детьми. Для этого проводились деловые игры. Были получены интересные результаты: 80% педагогов готовы к партнерским отношениям с детьми, но на практике 32% такие отношения построить не могут. Это противоречие является причиной многих трудностей, которые возникают при работе с детьми.
Чтобы помочь воспитателям освоить конструктивный стиль взаимодействия, психологи провели для них ряд тренингов, в программу которых вошли техника активного слушания, проектирование игровых ситуаций, психогимнастика. Это помогло многим воспитателям улучшить взаимопонимание с детьми.
Не остались без внимания и родители. В «Белочке» с ними работают постоянно.
Есть родительский клуб «Наедине с психологом», его члены собираются ежемесячно. Запросы на обсуждение тех или иных проблем идут, как правило, от родителей. Их интересуют не только особенности возрастного развития детей, но и ответы на вопросы: «Что делать?», «Как общаться?», «Что говорить?». На заседание клуба, кстати, приходит немало пап (до 70%).
Психологи «Белочки» отмечают, что на консультации и беседы также приходит много отцов, которые, по мнению психологов, более открыты для конструктивного общения, чем мамы.
В детских садах, принадлежащих АО «АвтоВАЗ», нередко выпускают собственные газеты. В информационном листке «Вести от «Белочки» для родителей и воспитателей ДОУ № 176 один раз в два-три месяца помещается психологическая информация. Родители могут поделиться с психологом своими проблемами не только во время консультаций, но и анонимно, опустив послание в специальный «почтовый ящик», который есть в раздевалке каждой группы.
В «Белочке» мне удалось увидеть уникальный и продуманный до мелочей психологический блок. Пространство его смоделировано таким образом, что в нем есть зоны, удобные для работы и общения с детьми и родителями. Во время консультации психолога с родителями они могут наблюдать за детьми, которые отправляются в «свободный полет» в предназначенной для них игровой зоне.
Каждый ребенок имеет возможность найти наиболее комфортное для себя место, где есть различные развивающие, коррекционные и диагностические игры и пособия. В психологическом блоке присутствуют все необходимые атрибуты для психологической разгрузки и снятия физического напряжения. Дети могут играть: здесь есть проективная игровая зона вокруг игрушечной кухни, кровати, телевизора. Есть уголки для уединения, игрушки и игры для моделирования отношений в семье, для изучения эмоциональных состояний.
Но самое замечательное и любимое детьми и психологами место — кабинет релаксации. Здесь специально подобран материал для стен, пола и потолка, музыка, освещение, фонтанчик, аквариум с золотыми рыбками.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

«Такие развивающие игры должны быть постоянно под рукой у ребенка», —
считает методист Наталья Шакина

Многие, казалось бы, самые фантастические идеи позволил реализовать метод проектов.
Методист сада Наталья Шакина рассказала, «как они дошли до жизни такой»:
«Когда мы решали вопрос о психологизации работы с детьми, Татьяна Викторовна (наш директор) определила, что любые воспитательные и образовательные задачи должны решаться совместными усилиями методической и психологической служб.
Но слова — это слова. Для того чтобы воплотить в жизнь благие порывы, надо принимать вполне конкретные решения. Поэтому мы очень обрадовались, когда Самарский региональный центр социопсихологических исследований предложил нам работать по методу проектов. Освоить его помогла Т.Н. Клюева. Она приезжала к нам и неоднократно выступала на семинарах для психологов, педагогов и руководителей дошкольных учреждений, на которых мы учились проектировать образовательную среду».
Реальное проектирование в детском саду проходило в несколько этапов. Сначала была организована диагностика детей (медицинская, педагогическая и психологическая). После анализа полученных данных возникла целостная психолого-медико-педагогическая картина образовательной и воспитательной ситуации. Потом уже были выявлены необходимые направления работы по развитию детей для каждой из возрастных групп. После этого начался процесс проектирования. Представители всех служб встречались с воспитателями и совместно намечали то, что будет делаться в каждой группе.
Одной из первых ставилась задача создания развивающей среды. При этом было выдвинуто условие: развивающая среда в каждой из групп должна быть особенной. Даже если воспитатели одной возрастной параллели будут разрабатывать одну и ту же игру, то ее форма и реализация должны различаться. Единой остается только идея, а исполнение у всех разное.
Кстати, сам процесс проектирования очень увлекателен. По форме он чем-то напоминает мозговой штурм. Отличие состоит в том, что здесь проблема разрабатывается на разных уровнях: постановка и выявление проблемы, разработка упражнений, игр и технологий, составление перечня необходимых для этого материалов и пособий и т.д.
Вообще, начав проектировать, остановиться трудно. Это затягивает, как наркотик. Теперь в «Белочке» проектирование стало традицией. Для этого регулярно проводятся специальные семинары. «Нас даже спрашивают: не слишком ли много мы проектируем, — смеются «проектировщики». — Метод проектов дает нам возможность глубоко погрузиться в суть проблемы, понять потребности каждого возраста. Когда мы увидели результаты, то поняли, что проектирование — самый ценный, эффективный метод, который дает простор для совместного творчества педагогов, психологов и медиков. К этой работе подключены и родители».

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

А это — мой секрет!
В коробочке все самое-самое заветное.
Но вам, так и быть, покажу...

Вот что говорят психологи сада Вера Юшкова и Марина Корчина:
«В каждой группе активно ведется работа по созданию предметной развивающей среды. Это в основном творчество воспитателей. Они сами выбирают, что им делать. При этом учитываются как индивидуальные особенности детей, так и интересы и предпочтения педагогов».
Например, одна из задач, которую поставили психологи перед воспитателями младших групп, — развитие сенсорных способностей малышей. Для этого использовали существующие игры и разрабатывали новые.
Когда ребенок заходит в группу, он должен чувствовать, что все это сделано для него. Он может все что угодно открыть, расстегнуть, потрогать, понюхать. Для этого создан ряд уникальных интерьерных игр, которые ярко оформлены. В каждой группе есть пособия, которые формируют перцептивные действия, учат различать цвет и форму.

Уголок для настоящих мужчин.
Там, где крутые трассы
и не менее крутые машины,
девчонкам не место!

В старших группах ставятся совсем другие задачи по развитию детей. Предполагается создание сложных интерьерных пособий, которые должны определенным образом размещаться в комнате.
Для того чтобы дети постоянно были погружены в развивающую среду, было решено использовать все имеющееся пространство: пол, стены и даже потолок. Ребенок может выбрать любое удобное для него положение — подойти к столу, сесть на пол, найти для себя что-то на стене.
Пособия проектировались таким образом, чтобы дать возможность детям заниматься не только индивидуально, но и в парах или целыми группами. Большинство игр и пособий придуманы так, чтобы их содержание можно было менять в зависимости от задач.
Психологи рассказали, что при работе над такими пособиями используется и своеобразие самого материала. Если это, скажем, оргстекло, то можно определенным образом использовать его гладкую прозрачную поверхность, твердость и гибкость.

«НОУ-ХАУ»

Ну разве дома узнаешь, как устроен чайник!

Если бы в нашей стране активно внедрялись оригинальные разработки и при этом соблюдалось авторское право, то педагоги и психологи «Белочки» стали бы весьма состоятельными людьми. Их увлечение проектированием привело к тому, что они создали множество развивающих игр, пособий и даже предметов модульной мебели.
В «Белочке» считают, что спроектированная предметно-развивающая среда позволила раздвинуть пространственные рамки группы. У детей появилось гораздо больше возможностей и времени для игр.
Такой подход формирует самостоятельность: ребенок не только находит себе интересное занятие, но и сам снимает напряжение или тревогу. Любой ребенок в «Белочке» прекрасно знает, что если ему захочется побыть одному, то он всегда может залезть в «Уголок уединения». В каждой из групп такой уголок имеет оригинальное воплощение. В младшей группе есть скатерть, которая закрывает стол до пола и имеет закрывающиеся дверцы. К тому же, когда дети их зашнуровывают или застегивают, у них развивается мелкая моторика рук. В группах постарше можно уединиться за ширмой.

Эти игрушки может сделать каждый воспитатель со своими воспитанниками

В групповом пространстве предусмотрены возможности для снятия различных негативных эмоциональных состояний (тревожности, агрессии). Этому детей обучают начиная с самого раннего возраста. В группах очень много перцептивных игровых пособий. Это центры «песок-вода», где ребенок может снять напряжение. Для детей, находящихся в состоянии агрессии, есть замечательные «пыльные» подушки или «подушки-злючки», «мокрые полотенца» для физической разрядки.
«Свалка» — это такое место, где находятся сломанные игрушки и приборы, то есть то, что с точки зрения взрослого не является ценностью. Но с точки зрения детей это именно то, с чем хочется заниматься. Если хочется сломать — то ломай, но можно заняться и другими формами творчества.
Когда в группе появилась первая «свалка», то оказалось, что здесь детям просто очень здорово, спокойно и интересно. Всячески экспериментируя с предметами из «свалки», дети познают окружающий мир, постоянно что-то изобретая. Опять же развивается мелкая моторика рук, поскольку все предметы можно разбирать, моделировать.
Другой значимый для детей предмет «Личная коробка» — своеобразный «уголок» души. В эту коробку ребенок может положить все, что захочет. Есть вещи, которые близки и дороги только одному ребенку. Важно, что дети сами оформляют коробку и подбирают ее содержимое вместе с родителями.
В средней группе для формирования диалогического общения используется «телефон». У каждого есть собственный телефонный аппарат, который сделан собственноручно, вместе с родителями. Фантазия тут расцветает буйным цветом. Все телефоны по-своему звенят, шумят, гремят. На них есть кнопочки с разными тактильными ощущениями. С этими телефонами дети не расстаются. Кроме того, в группе есть большой телефон, по которому можно «вызывать» любого ребенка.

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ

Почтовая связь в «Белочке» налажена: сообщения доставляются без задержки

При посещении занятий в «Белочке» мне сразу бросилось в глаза, насколько дети раскрепощены, свободны и талантливы. Они умеют вести диалог, доказывать что-то, спорить, высказывать свое мнение, отстаивать индивидуальность.
Это при том, что работать по программе интеллектуально-личностного развития детский сад начал с февраля 1999 года, а проектированием развивающей среды здесь занимаются меньше года. Но даже за такой короткий период достигнуты ощутимые результаты. «Мы идем от ребенка, работаем на то, чтобы детям было комфортно. Основные задачи концепции личностно-ориентированного развития детей: активизация психической деятельности, гармонизация эмоциональной сферы ребенка. Мы все делаем, для того чтобы ребенку было хорошо, чтобы он радовался», — говорят специалисты.
Конечно, не все государственные садики имеют такие возможности, которые есть в этом саду (финансирование идет от АО «АвтоВАЗ», от города не получено ни копейки). Татьяна Викторовна Шикова очень тепло говорила о том, что все начинания находят полное понимание, поддержку и одобрение со стороны начальства — директора отдела дошкольных образовательных учреждений АО «АвтоВАЗ» Е.И. Кузьмичевой и ее заместителей Л.А. Пеньковой и Л.Я. Ивановой. А это дает стимул к работе. Без их поддержки и помощи, считают в «Белочке», не было бы таких результатов, да и самой психологической службы.
Вообще система дошкольного образования, сложившаяся на ВАЗе, уникальна. Во времена перестройки, когда рушилась система дошкольных учреждений в России, в ВАЗовских садах делалось все возможное для детей: строились бассейны, сауны, продолжались разработка и внедрение новых методик.
Но главное, на мой взгляд, — это отношение к детям.
Как уже говорилось, большинство игр, пособий и развивающих центров сделано самими педагогами и психологами сада из «подручного материала». Своими наработками специалисты «Белочки» обещали поделиться с нашими читателями.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
ДОУ № 176 «Белочка»
АО «АвтоВАЗ», г. Тольяти
Тел.: (8482) 30-14-90 30-14-83