Мы продолжаем разговор о базовых составляющих
психического развития ребенка (см. «Школьный
психолог», №№ 34, 35, 37, 43/2000 г.) и предлагаем читателям
познакомиться со способами оценки базовой
аффективной регуляции.
Теория аффективной регуляции была
разработана в школе К.С. Лебединской, В.В.
Лебединского, О.С. Никольской (1990, 2000) на модели
раннего детского аутизма. Сложноорганизованная,
многоуровневая система аффективной регуляции
лежит в основе всей психической деятельности
ребенка.
Аффективная система начинает формироваться на
самых ранних этапах развития ребенка. Эта
система теснейшим образом связана как с
формированием пространственно-временных
представлений, так и с произвольной регуляции
деятельности.
Базовая аффективная регуляция может быть
представлена в виде структуры, состоящей из
четырех уровней.
1. Уровень полевой реактивности
(аффективной пластичности).
2. Уровень аффективных стереотипов.
3. Уровень аффективной экспансии.
4. Уровень аффективного (эмоционального)
контроля.
Каждый уровень имеет свою смысловую
задачу, свои механизмы регуляции, вносит свой
вклад в общую тонизацию всей психической
деятельности. Эти уровни являются в своем роде
«единицами» эмоционально-аффективной сферы.
На каждом из уровней решаются качественно
различные задачи адаптации. Эти уровни не могут
подменить друг друга, и ослабление или усиление
функционирования какого-либо из них может
привести к общей дезадаптации системы в целом.
В процессе развития ребенка механизмы
аффективной регуляции преобразуются,
совершенствуются, включаясь в единый процесс
адаптации в наиболее широком смысле этого
понятия.
Остановимся на том, что происходит на каждом
уровне аффективной регуляции.
УРОВНИ АФФЕКТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Уровень полевой реактивности
Участвует в решении базальных задач
адаптации организма к внешнему миру. Смысл этого
уровня — организация аффективной преднастройки
организма к активному контакту с окружающим
миром. Эта форма аффективной оценки ограничена
непосредственной ситуацией, наименее
энергоемка, но адекватна для решения
определенного круга задач. Организм реагирует
лишь на интенсивность воздействий внешнего мира,
не оценивая качество воздействия.
Этот уровень является наиболее «примитивным»
механизмом регуляции, но во многом определяет
человеческое поведение в среде, обеспечивая
индивиду безопасность и эмоциональный комфорт. В
то же время первый уровень вносит важный вклад в
процесс творческого решения тех или иных задач.
Он обеспечивает ощущение результата как наития,
где красота и гармония являются первым сигналом
правильности принятого решения.
Аффективно значимыми на этом уровне являются
оценка динамики интенсивности внешних
воздействий: движения, изменения
пространственных соотношений в окружающем.
Именно на этом уровне начинают формироваться
собственные психотехнические приемы
стабилизации аффективной жизни (душевного
равновесия), которые в настоящее время входят в
состав различных психотерапевтических и
психокоррекционных техник.
Уровень аффективных стереотипов
На этом уровне происходит углубление
аффективного контакта со средой.
В раннем возрасте этот уровень играет важнейшую
роль в отработке приспособительных реакций
ребенка — пищевых, оборонительных, установления
физического контакта с матерью. В дальнейшем он
становится компонентом сложных форм адаптации,
которые определяют полноту и своеобразие
чувственной жизни человека.
Одной из задач этого уровня является регуляция
процесса удовлетворения витальных потребностей.
Уровень аффективных стереотипов устанавливает
контроль за функциями организма, упорядочивает
психосоматические ощущения и связывает
последние с внешними сигналами. Итогом развития
этого уровня является адаптация субъекта к
окружающему миру, выработка аффективных
стереотипов сенсорного контакта с ним; создание
специфической тонизации всей психической
деятельности ребенка.
Развитие этого уровня приводит к возникновению
первичной аффективной избирательности: оценке
соответствия внешнего воздействия витальным
нуждам организма, оценке комфорта или
дискомфорта в связи с нарушениями процесса
удовлетворения потребности.
Важной характеристикой этого уровня является
непереносимость, неприятие впечатлений,
связанных с изменениями условий жизни. Можно
сказать, что именно здесь закладываются основы
формирования индивидуальности человека.
Аффективные стереотипы являются фоновым
обеспечением наиболее сложных форм поведения
человека. Эти стереотипы задают аффективный
смысл поведению.
Уровень аффективной экспансии
Обеспечение активной адаптации к
изменяющимся условиям внешней среды, достижение
аффективно значимых целей через преодоление
неожиданных препятствий происходит на третьем
уровне аффективной регуляции.
Приспособительной, смысловой задачей этого
уровня является овладение неизвестной
(следовательно, опасной) ситуацией; поиск путей
преодоления трудностей; получение положительных
тонизирующих переживаний, если преодоление
удалось.
Этот уровень позволяет ребенку адекватно
оценивать свои силы, рождает потребность в
столкновении с препятствием, а также дает
информацию о границах собственных возможностей.
Подобные аффективные переживания отличаются
большой силой и напряженностью.
Аффективная память уровня становится
хранительницей нового знания о себе, здесь
происходит накопление опыта успехов и поражений,
создается основа для развития уровня притязаний.
Достижение аффективной цели может
осуществляться в символическом плане (при
фантазировании, в рисовании, в игре). Типом
поведения здесь становится активная экспансия
на окружающее. Ребенок стремится туда, где
опасно, неприятно, поскольку препятствие на пути,
неожиданное впечатление не пугают, а вызывают
любопытство, гнев, агрессию и тем самым
«подпитывают» психическую активность ребенка,
тонизируют ее. Адаптационной задачей данного
уровня является овладение меняющейся,
динамической средой.
Уровень эмоционального контроля
Смысловой задачей этого
«главенствующего» уровня является налаживание
эмоционального взаимодействия с другими людьми:
формирование правил, норм взаимодействия с ними.
С помощью этого уровня обеспечивается контроль
социума над индивидуальной аффективной жизнью,
она приводится в соответствие с требованиями и
нуждами окружающих.
Этот уровень дает возможность выделить
аффективные проявления другого человека как
сигналы, наиболее значимые для адаптации к
окружающему. Значимыми сигналами становятся
лицо человека, его мимика, взгляд, голос,
интонация, прикосновение, жест. Такая
ориентировка позволяет оценить возможные
эмоциональные последствия собственного
поступка. Положительно здесь оценивается
одобрение людей, отрицательно — их негативная
реакция.
Этот уровень реально опирается на аффективный
опыт других людей, стабильно обеспечивает
адекватную реакцию на их оценку, и это является
основой для возникновения эмоционального
контроля человека над своим поведением —
радость от похвалы и огорчение от неприятия.
Именно здесь формируется самоощущение,
окрашенное эмоциональными оценками других
людей, и создаются предпосылки развития
самооценки.
Индивидуальный эмоциональный опыт фиксирует
запреты и предпочтительные формы контакта с
другими людьми. Этот уровень создает образ
надежного, стабильного окружающего мира, в
котором существуют эмоциональные правила
поведения для всех. В случае неудачи субъект
обычно уже не реагирует ни уходом, ни
направленной агрессией — он обращается за
помощью к другим людям.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Каждый из взаимосвязанных уровней
решает свои адаптивные задачи, усложняющиеся в
процессе взаимодействия ребенка с миром. Помимо
этого вся система выполняет и чрезвычайно важную
функцию тонизации всей психической сферы
ребенка. При этом каждый уровень обладает
специфическими механизмами этой тонизации.
Недостаточная тонизация психической активности
приводит к появлению у ребенка специфических
трудностей в решении задач адаптации. При этом
начинают дополнительно «эксплуатироваться»
механизмы данного уровня. Иногда такой
компенсации бывает достаточно, и вся система
приобретает некую «устойчивость» для
эффективного решения задач адаптации.
При отклоняющемся же развитии ребенка
дисфункция какого-либо уровня аффективной
регуляции сказывается на функционировании всех
остальных уровней. Это способствует
формированию общей дезадаптации ребенка.
Таким образом, предлагаемая модель позволяет
описать как нормативное, так и отклоняющееся
развитие ребенка. Для диагностики и эффективной
коррекционной работы чрезвычайно важным
является понимание самой структуры уровневой
регуляции, характера ее сформированности и
специфики компенсации каждого из уровней.
ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАГНОСТИКИ
Для оценки сформированности уровней
аффективной регуляции К.С. Лебединской и О.С.
Никольской (1991) была предложена диагностическая
карта, на основе которой Т.Н. Павлий (1997) была
разработана «Карта наблюдений за поведением
ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие».
Мы модифицировали карту Т.Н. Павлий в
предлагаемую ниже схему наблюдения и анализа
поведения ребенка (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго,
2000).
Наша схема ориентирована на анализ поведения и
эмоциональных реакций ребенка в различных
жизненных ситуациях. Каждый из четырех уровней
анализируется с точки зрения гипо- или
гиперфункционирования, что дает возможность
представить как бы «профиль» строения
аффективной регуляции. Под гипер- или
гипофункцией мы понимаем дисфункцию какого-либо
уровня аффективной регуляции. На основе этой
схемы возможно создание программ по
гармонизации общего профиля или гармонизации
уровней.
При анализе функционирования отдельных уровней
аффективной регуляции в первую очередь
необходимо выявлять и анализировать характер
нарушения взаимодействия существующих уровней,
особенности закрепившихся гиперкомпенсаторных
механизмов, определять целостный синдром
аффективной дезадаптации.
Для анализа качественного строения уровней
аффективной регуляции возможно использование
следующих методик: фрустрационный тест
Розенцвейга, методика СОМОР, тест «Рука»,
методика «Контурный САТ-Н», Цветовой тест
отношений, методика «Метаморфозы», ВЕО-тест (Т.Н.
Павлий) и др.
Оценка аффективной регуляции ребенка позволяет
поставить психологический диагноз в таких
случаях, как ранний детский аутизм (искаженное
развитие), дисгармоничное развитие (экстра- или
интропунитивный тип), задержанное и парциально
несформированное развитие, поврежденное или
дефицитарное развитие.
Частично данные для составления этой схемы можно
получить из истории развития ребенка — из
психологического анамнеза. Необходимо также
непосредственное наблюдение за поведением
ребенка.
Анализируя симптомы, выявленные у ребенка в
процессе наблюдения за ним в естественных
условиях, можно прийти к заключению о характере дисфункций
базальной системы аффективной регуляции в целом.
Сопоставляя эти представления с результатами
психологической диагностики и сведениями,
полученными из анамнеза, можно описать
психологическую структуру эмоциональных
особенностей ребенка и, самое главное,
разработать для него индивидуальный вариант
коррекционной программы, основанный на
понимании значения пропорционального развития и
системного гармоничного иерархичного строения
уровней аффективной регуляции в онтогенезе.
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ
РЕБЕНКА
1. Уровень полевой реактивности
(аффективной пластичности)
1А. При гипофункции уровня
а) ребенок чувствителен к
интенсивности изменений в процессе контакта и
взаимодействия с другими людьми:
— чувствителен к резкой перемене
голоса;
— не переносит неожиданного (например, с
незнакомым человеком) зрительного контакта,
также для него труден длительный зрительный
контакт;
— чувствителен к качеству прикосновений,
напрягается, отклоняется, если кто-либо
неожиданно сильно или резко притягивает его к
себе, усаживает, передвигает;
— испытывает беспокойство, напряжение, если
кто-либо резко меняет дистанцию во время общения
(садится близко, касается коленями);
— замирает, капризничает или отказывается
работать при быстрой смене видов деятельности;
б) ребенок чувствителен к изменениям в
расположении окружающих объектов в процессе
освоения жизненного пространства:
— не любит находиться в пустых,
слишком просторных помещениях;
— боится маленьких, закрытых помещений;
— любит порядок, долго раскладывает вещи на
парте, пытается как бы все классифицировать,
разложить по группам;
в) чрезмерно чувствителен к
интенсивности сенсорных впечатлений:
— не любит или боится слишком громких
звуков, вида сильного пламени, яркого света, даже
незначительных перепадов температуры;
г) в поведении нередко проявляются
следующие особенности:
— боится новых впечатлений;
— боязлив, нерешителен при смене обстоятельств,
не уверен в собственных силах, часто
перестраховывается;
— часто имеет пониженное настроение, бывают
резкие перепады в настроении;
— любит играть один.
1Б. При гиперфункции уровня
а) ребенок не испытывает дискомфорта
при интенсивных изменениях во время
взаимодействия и общения с другими:
— не устает от случайных и частых
контактов с другими людьми, может подолгу
находиться среди незнакомых людей, в толпе;
— не боится прикосновений чужих людей;
— нечувствителен к изменению дистанции во время
общения;
— нечувствителен к отрицательной эмоциональной
оценке;
б) нечувствителен к качеству сенсорных
впечатлений:
— устойчив к холоду, голоду, боли;
— неразборчив в еде;
— не имеет выраженных сенсорных привычек;
— стремится к частой смене впечатлений;
в) ребенок отрицательно не реагирует
на интенсивное изменение объектов в окружающем
во время освоения пространства:
— не боится высоты, достаточно ловко
карабкается, любит смотреть вниз с высоты;
— не испытывает страха в просторном или тесном
помещении;
г) в поведении чаще всего проявляются
следующие особенности:
— любит частые перемены во внешних
обстоятельствах;
— не боится оказываться на новом месте, любит
находиться один, в том числе в незнакомых местах;
— склонен к бродяжничеству;
— неадекватно оценивает свои возможности,
некритичен;
— с трудом усваивает правила поведения, не
стремится их выполнить;
— имеет повышенное настроение.
2. Уровень аффективных стереотипов
2А. При гипофункции уровня
а) ребенок чрезмерно чувствителен к
качеству сенсорных впечатлений и собственному
соматическому состоянию:
— имеет устойчивые привычки в еде,
требователен к качеству пищи, не принимает новых
или незнакомых блюд;
— не любит расставаться с привычной одеждой;
— не любит перепадов температуры, пищу принимает
только той температуры, к которой привык;
— не может заснуть в непривычной обстановке;
— часто жалуется на недомогание, не переносит
малейшей боли;
— быстро устает, невынослив, часто жалуется на
усталость;
— часто испытывает немотивированный страх за
собственное здоровье;
— испытывает страх темноты, одиночества, высоты,
незнакомых людей и обстоятельств;
б) ребенок испытывает дискомфорт в
нестабильных, меняющихся обстоятельствах:
— с трудом привыкает к режиму в
детском саду, школе, чувствителен к изменениям в
режиме;
— с трудом привыкает к новому учителю, новому
коллективу;
— не любит перемен, новых впечатлений, не
стремится к ним;
— капризничает, может отказываться от работы или
проявлять агрессию при переключении на новый вид
деятельности;
в) ребенок испытывает трудности и
дискомфорт во взаимодействии и общении с другими
людьми:
— не склонен к сотрудничеству,
особенно, если оно протекает в непривычных для
ребенка обстоятельствах;
— имеет низкую коммуникативность;
— излишне привязан к людям, жалеющим его;
— имеет склонность к защитным, компенсаторным
реакциям и, в случае отрицательной оценки его
деятельности, наказаний, раскачивается, сосет
палец, теребит предметы и т.п.;
— часто замкнут, неразговорчив, одинок или имеет
таких же, как он, приятелей;
г) проявляет ряд особенностей в
поведении:
— часто имеет пониженное настроение;
— раздражителен, ворчлив;
— имеет ригидную самооценку;
— чувствителен к ритмическим впечатлениям,
любит музыку.
2Б. При гиперфункции уровня
а) имеет особое влечение к
разнообразным сенсорным впечатлениям и
затрудняется в оценке собственных
физиологических потребностей:
— отсутствуют устойчивые привычки в
еде, всеяден, любит обильную, разнообразную,
вкусную пищу, прожорлив;
— стремится к интенсивным, ярким сенсорным
впечатлениям (любит смотреть на огонь, дождь и
т.д.);
— имеет тягу к неприятным впечатлениям,
небрезглив, может взять с пола пищу и съесть ее;
— не боится боли, вынослив.
б) испытывает проблемы в процессе
взаимодействия и общения с другими людьми:
— агрессивен по отношению к близким,
учителям в тех случаях, когда ему не позволяют
осуществить влечение, задуманное действие;
— нечувствителен к нуждам других, если они
противоречат удовлетворению собственных;
в) проявляет ряд особенностей в
поведении:
— нетерпелив, ригиден;
— склонен к стереотипным аффективным реакциям
при давлении со стороны других;
— может быть конформным, если хочет добиться
своего.
3. Уровень аффективной экспансии
3А. При гипофункции уровня
а) ребенок испытывает значительные
затруднения в решении проблемных ситуаций:
— не интересуется новыми заданиями;
— быстро пресыщается, теряет цель, отвлекается,
отказывается от деятельности, если она вызывает
трудности;
— требуется постоянная организация
деятельности, стимуляция и одобрение для
продолжения деятельности в трудных для ребенка
обстоятельствах, самостоятельно работу в
случаях затруднения не продолжает;
— испытывает страх перед незнакомыми, новыми,
неизвестными обстоятельствами;
— не может принять решение, сделать выбор,
преодолеть сопротивление;
— склонен к фантазиям на тему успехов,
преодоления преград, риска;
б) испытывает затруднения в общении и
взаимодействии с другими людьми:
— имеет невысокую коммуникативность;
— внушаем, некритичен;
— ощущает чрезмерную потребность во внимании,
поддержке, стимуляции со стороны других людей;
— может использовать способность других людей к
сопереживанию с целью заставить их выполнять его
желания;
— сверхосторожен в восприятии отрицательной
оценки;
в) имеет ряд личностных особенностей:
— испытывает чрезмерную
чувствительность к оценке отрицательных
впечатлений;
— может быть боязлив;
— неуверен в себе, имеет неадекватную
самооценку.
3Б. При гиперфункции уровня
а) ребенок затрудняется в понимании
смысла взаимодействия:
— легко вступает в контакт, но к
эмоциональному взаимодействию не стремится;
— проявляет кратковременную заинтересованность
в заданиях;
— легко заражается состоянием другого человека;
— склонен привлекать внимание к себе любыми
доступными средствами, порой даже неадекватными;
— подчиняется требованиям только при
интенсивной эмоциональной оценке деятельности,
под угрозой наказания;
— часто проявляет негативизм;
— требует постоянной оценки своей деятельности
(при этом нечувствителен к ее знаку), постоянного
внимания к себе;
— часто провоцирует конфликты между другими,
испытывая от этого удовольствие;
б) имеет ряд личностных особенностей:
— склонен к вранью, бродяжничеству;
— стремится к опасным, рискованным поступкам, не
испытывает страха высоты, темноты и т.п.;
— испытывает влечение к отрицательным, часто
гадким впечатлениям;
— получает удовольствие от роли «бандита»,
негодяя.
4. Уровень эмоционального контроля
4А. При гипофункции уровня
а) ребенок испытывает трудности в
коммуникации и чрезмерную зависимость от
эмоциональной оценки других людей:
— проявляет низкую активность в
контакте;
— может ошибаться в определении знака
эмоциональной оценки в процессе общения,
проявляя особую чувствительность к взгляду,
голосу, тактильному контакту, дистанции в
общении;
— стремится к привычному кругу общения;
— особо раним во взаимоотношениях даже с
близкими людьми;
— испытывает постоянную потребность в
положительной оценке, во внимании;
— неуверен в правильности своего поведения,
постоянно нуждается в подтверждении этой
правильности со стороны других;
— постоянно обращается за помощью к взрослым,
несамостоятелен;
— имеет чрезмерную симбиотическую связь с
матерью (чаще всего);
— ощущает тревогу, страх, отказывается от
деятельности при отсутствии эмоционального
соучастия близких;
— в деятельности больше ориентируется не на
результаты труда, а на их внешнюю оценку;
б) имеет ряд личностных особенностей:
— внушаем, легко отказывается от
своего мнения в пользу мнения значимого
человека, часто попадает под аффективное
давление других людей;
— мнителен, недоверчив к предложениям других;
— излишне зависим от принятых им норм поведения;
— часто не терпит нарушений в сложившихся
взаимоотношениях.
4Б. При гиперфункции уровня
а) ребенок чувствует чрезмерную
потребность в эмоциональном общении с людьми:
— легко вступает в контакт, испытывает
удовольствие от общения со случайными людьми,
легко заражается их состоянием;
— допускает близкую дистанцию в общении, не
чувствуя усталости от общения с людьми, даже
малознакомыми;
— не требователен к качеству общения;
— под влиянием других может легко преодолевать
трудности, но под влиянием других может и легко
отказаться от принятого решения;
— испытывает огромную потребность в восхищении
или сопереживании со стороны всех других людей;
б) имеет ряд своеобразных личностных
черт:
— конформен;
— несамостоятелен, часто труслив;
— слепо подчиняется правилам, которые
выработаны другими.
Наталья СЕМАГО, ПМС-центр Северного округа,
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук,
Московский городской психолого-педагогический
институт,
г. Москва
ЛИТЕРАТУРА
Лебединская К.С., Никольская О.С.
Диагностика раннего детского аутизма: начальные
проявления. М.: Просвещение, 1991.
Никольская О.С. Аффективная сфера человека.
Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр
лечебной педагогики, 2000.
Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция
эмоциональной сферы у детей с ЗПР.
Комсомольск-на-Амуре: Изд. Гос. пед. института, 1997.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы
диагностической и коррекционной работы
психолога. М.: АРКТИ, 2000.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по
психологической диагностике: дошкольный и
младший школьный возраст. Методическое пособие.
М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их
коррекция /Лебединский В.В., Никольская О.С.,
Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
М.: Изд-во МГУ, 1990.