РЕПОРТАЖ
И СНОВА О ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
21 декабря 2000 года состоялось выездное
заседание коллегии Московского комитета
образования (совместно с префектурой г.
Зеленограда Московской области) «Опыт
реализации программы «Образование и здоровье» в
г. Зеленограде».
Заседание проходило в общеобразовательной школе
№ 367 надомного обучения (для больных детей и
детей-инвалидов). Об этой школе и ее
психологической службе «Школьный психолог»
писал несколько раз (Вачков И.
«Как учить больных детей?», № 27, 2000, Вачков И. «Психолог и больные
дети», № 31, 2000, Вачков И.
«Дистанционное обучение для детей-инвалидов», №
38, 2000).
ТРЕВОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
Однако пришло время, когда и высшие
московские чиновники образования решили
посмотреть, что же именно сделано в этой школе и в
других образовательных учреждениях г.
Зеленограда в плане оздоровления школьников.
С основными докладами на заседании коллегии
выступили Т.Н. Забелина — заместитель префекта
Зеленоградского административного округа
(кстати, долгое время работавшая директором
школы № 367) и И.А. Коробецкий — начальник
Зеленоградского окружного управления
образования.
Приятно отметить, что в этих выступлениях речь
шла не только об общеобразовательных и
медицинских проблемах, но и о системе
психологического обеспечения образования в
целом. Анализ этой системы, проведенный в округе
совместно с Московским городским
психолого-педагогическим институтом (МГППИ),
показал, что в 67% детских дошкольных учреждений и
в 98% школ созданы психологические службы.
Психологи активно участвуют в реализации
программы «Образование и здоровье». Однако
ситуация со здоровьем детей в Зеленограде, как
следует из результатов мониторинга, сложная.
Болезни органов дыхания составляют половину от
общего количества заболеваний школьников. За
ними идут заболевания нервной системы и органов
чувств, органов пищеварения,
опорно-двигательного аппарата, причем
показатели заболеваемости в Зеленограде выше
среднемосковских. А если выделить среди детского
населения только детей-инвалидов, то здесь
заболевания нервной системы составляют 23% —
самую большую часть. Над этим стоит задуматься:
именно эти дети нуждаются в комплексной
психологической и психотерапевтической
поддержке.
В докладах и выступлениях участников заседания
поднимались самые разнообразные проблемы,
связанные с
оздоровлением школьников. Речь шла, например, о
такой — парадоксальной по сути — ситуации, когда
в особых образовательных учреждениях, где
практически нет ни одного здорового ребенка, не
положена по штату должность врача (на одного
педиатра должно быть две тысячи детей, а их там
«всего» несколько сотен). Получается, что
образовательные учреждения должны
лицензировать медицинскую деятельность, что
вообще-то — нонсенс. Опять встала много раз
обсуждавшаяся, но так и не решенная проблема
социально-трудовой подготовки детей-инвалидов к
условиям рыночной экономики.
В.В. Рубцов, директор Психологического института
РАО, ярко и эмоционально говорил о деятельности
практического психолога в реализации программы
«Образование и здоровье». Он отметил
необходимость создания системы
психолого-педагогической поддержки
образовательной среды для больных детей и
детей-инвалидов.
Автор этого репортажа, тоже заявленный среди
выступающих, слова ввиду ограниченности времени,
к сожалению, не получил. А хотелось бы поднять
многие проблемы, которые волнуют московских (и,
думаю, не только московских) психологов,
работающих с больными детьми.
НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Невозможно представить себе
образовательную среду, особенно для больных
детей или детей с нарушениями в развитии, которая
может обойтись без специального
социально-психологического сопровождения.
Совершенно очевидно, что дети нуждаются в помощи
психолога. Однако до сих пор до конца неясно,
каково место школьного психолога в решении
глобальной проблемы — сохранения здоровья и
оздоровления учащихся. Каковы цели и задачи
такой работы, в чем заключается содержание
деятельности в этом направлении?
По-видимому, ответить на этот вопрос будет
возможно только тогда, когда будут решены многие
конкретные проблемы, с которыми повседневно
сталкиваются психологи, работающие в школах,
особенно для больных детей и детей-инвалидов.
Какие же это проблемы?
Во-первых, отсутствие четкой нормативно-правовой
базы деятельности психолога. Это касается и
регламентации работы, системы отчетности и учета
результатов, оценки эффективности деятельности,
отсутствия ее однозначных критериев, форм
обязательной документации, а также системы
аттестации психологов при повышении разряда и
категории.
Во-вторых, плохая материальная оснащенность
психологических кабинетов. А ведь для
эффективной работы с больными детьми
специалисту необходимы наглядные пособия,
игрушки, разнообразные материалы для
диагностических и развивающих методик,
тренажеры, в том числе компьютерные, и многое
другое.
В-третьих, отсутствие единого пакета
психодиагностических методик. В настоящее время
невозможен сравнительный анализ
диагностических данных тех детей, которые
переходят из одной школы в другую и попадают от
одного психолога к другому. Крайне необходимо
издание специального сборника таких методик для
психологов Москвы. При этом надо провести
специальное обучение школьных психологов
квалифицированному применению
психодиагностических методик.
В-четвертых, недостаток информации о действующих
в Москве психологических центрах, службах,
специалистах, к которым может быть направлен
ребенок.
ЗДОРОВЫЙ УКЛАД
Не слишком высокая квалификация
школьных психологов стала уже притчей во языцех.
Одним из способов решения этой проблемы могло бы
стать обучение психологов с помощью семинаров,
посвященных конкретным психотехнологиям. Такое
обучение, думается, мог бы осуществить МГППИ,
привлекая не только отечественных, но и
зарубежных специалистов. Конечно, это потребует
отдельного финансирования со стороны МКО.
Нужно построить систему взаимосвязи
специалистов смежных областей для решения
проблем оздоровления детей — педагогов,
психологов, физиологов, психиатров,
психотерапевтов, врачей разных специальностей.
Начать можно было бы с проведения «круглых
столов» — также в МГППИ или Психологическом
институте. Проблема здоровья детей должна
рассматриваться не только с медицинских, но и с
психологических и общекультурных позиций.
Понятно, что недостаточно только лечить детей,
здоровье которых ухудшается в школе. Ведь
главное — это здоровый уклад всей школьной
жизни. Об этом давно говорят психологи.
ЕСТЬ НАДЕЖДА
Школа № 367 встретила гостей не просто
доброжелательно — она встретила их ласково,
по-домашнему. Одна из участниц заседания
искренне удивлялась: «Никогда не видела таких
добрых и открытых детей. Тем более больных».
Дети-инвалиды в школе № 367 (а их большинство,
около 80%) — в общем-то, обычные школьники. Только,
может быть, сама атмосфера школы располагает к
душевности и ласковости. Как искренне и
наперебой объясняли ребята кому-то из участников
коллегии, заглянувшему в психологический
кабинет во время занятий, что такое арт-терапия!
Как спокойно и строго дежурные старшеклассники
просили случайно отставших от группы гостей не
мешать урокам!
Может быть, во многом благодаря такому приему
заседание коллегии МКО прошло четко и
конструктивно.
В результате решено выделить деньги на
строительство школы для детей с
ограниченными возможностями, просить МКО
открыть в Зеленограде Центр реабилитации для
работы с детьми-олигофренами в стадии
имбецильности, разработать
программно-методическое обеспечение для
введения дистанционного обучения
детей-инвалидов.
Выступления ученых, прозвучавшие на заседании,
вдохновили членов коллегии на принятие решения
провести научно-практическую конференцию,
посвященную проблеме образования и здоровья.
Хочется надеяться, что такая конференция будет
иметь мощную психологическую составляющую и
позволит продвинуться в решении многих
злободневных задач.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
Школа-лаборатория № 367
(для больных детей и детей-инвалидов),
г. Зеленоград
Тел.: (095) 538-67-88, 534-48-77
Спонсор публикации статьи: авторизованный поставщик медицинского оборудования ведущих мировых производителей ООО «ИНФОМЕД» предлагает приобрести продукцию датской компании DAMECA. К Вашим услугам первоклассные наркозно-дыхательные аппараты ИВЛ, обеспечивающие высокую безопасность пациента. Знания и профессионализм сотрудников компании «ИНФОМЕД», обеспечат поставку, монтаж и пуско-наладочные работы в оговоренный срок, соответствуя самым высоким стандартам качества.