Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2001
 И СНОВА О ЗДОРОВЬЕ  ШКОЛЬНИКОВ

РЕПОРТАЖ

И СНОВА О ЗДОРОВЬЕ  ШКОЛЬНИКОВ

21 декабря 2000 года состоялось выездное заседание коллегии Московского комитета образования (совместно с префектурой г. Зеленограда Московской области) «Опыт реализации программы «Образование и здоровье» в г. Зеленограде».
Заседание проходило в общеобразовательной школе № 367 надомного обучения (для больных детей и детей-инвалидов). Об этой школе и ее психологической службе «Школьный психолог» писал несколько раз (Вачков И. «Как учить больных детей?», № 27, 2000, Вачков И. «Психолог и больные дети», № 31, 2000, Вачков И. «Дистанционное обучение для детей-инвалидов», № 38, 2000).

ТРЕВОЖНАЯ СИТУАЦИЯ

Однако пришло время, когда и высшие московские чиновники образования решили посмотреть, что же именно сделано в этой школе и в других образовательных учреждениях г. Зеленограда в плане оздоровления школьников.
С основными докладами на заседании коллегии выступили Т.Н. Забелина — заместитель префекта Зеленоградского административного округа (кстати, долгое время работавшая директором школы № 367) и И.А. Коробецкий — начальник Зеленоградского окружного управления образования.
Приятно отметить, что в этих выступлениях речь шла не только об общеобразовательных и медицинских проблемах, но и о системе психологического обеспечения образования в целом. Анализ этой системы, проведенный в округе совместно с Московским городским психолого-педагогическим институтом (МГППИ), показал, что в 67% детских дошкольных учреждений и в 98% школ созданы психологические службы.
Психологи активно участвуют в реализации программы «Образование и здоровье». Однако ситуация со здоровьем детей в Зеленограде, как следует из результатов мониторинга, сложная.
Болезни органов дыхания составляют половину от общего количества заболеваний школьников. За ними идут заболевания нервной системы и органов чувств, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, причем показатели заболеваемости в Зеленограде выше среднемосковских. А если выделить среди детского населения только детей-инвалидов, то здесь заболевания нервной системы составляют 23% — самую большую часть. Над этим стоит задуматься: именно эти дети нуждаются в комплексной психологической и психотерапевтической поддержке.
В докладах и выступлениях участников заседания поднимались самые разнообразные проблемы, связанные с
оздоровлением школьников. Речь шла, например, о такой — парадоксальной по сути — ситуации, когда в особых образовательных учреждениях, где практически нет ни одного здорового ребенка, не положена по штату должность врача (на одного педиатра должно быть две тысячи детей, а их там «всего» несколько сотен). Получается, что образовательные учреждения должны лицензировать медицинскую деятельность, что вообще-то — нонсенс. Опять встала много раз обсуждавшаяся, но так и не решенная проблема социально-трудовой подготовки детей-инвалидов к условиям рыночной экономики.
В.В. Рубцов, директор Психологического института РАО, ярко и эмоционально говорил о деятельности практического психолога в реализации программы «Образование и здоровье». Он отметил необходимость создания системы психолого-педагогической поддержки образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов.
Автор этого репортажа, тоже заявленный среди выступающих, слова ввиду ограниченности времени, к сожалению, не получил. А хотелось бы поднять многие проблемы, которые волнуют московских (и, думаю, не только московских) психологов, работающих с больными детьми.

НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Невозможно представить себе образовательную среду, особенно для больных детей или детей с нарушениями в развитии, которая может обойтись без специального социально-психологического сопровождения. Совершенно очевидно, что дети нуждаются в помощи психолога. Однако до сих пор до конца неясно, каково место школьного психолога в решении глобальной проблемы — сохранения здоровья и оздоровления учащихся. Каковы цели и задачи такой работы, в чем заключается содержание деятельности в этом направлении?
По-видимому, ответить на этот вопрос будет возможно только тогда, когда будут решены многие конкретные проблемы, с которыми повседневно сталкиваются психологи, работающие в школах, особенно для больных детей и детей-инвалидов.
Какие же это проблемы?
Во-первых, отсутствие четкой нормативно-правовой базы деятельности психолога. Это касается и регламентации работы, системы отчетности и учета результатов, оценки эффективности деятельности, отсутствия ее однозначных критериев, форм обязательной документации, а также системы аттестации психологов при повышении разряда и категории.
Во-вторых, плохая материальная оснащенность психологических кабинетов. А ведь для эффективной работы с больными детьми специалисту необходимы наглядные пособия, игрушки, разнообразные материалы для диагностических и развивающих методик, тренажеры, в том числе компьютерные, и многое другое.
В-третьих, отсутствие единого пакета психодиагностических методик. В настоящее время невозможен сравнительный анализ диагностических данных тех детей, которые переходят из одной школы в другую и попадают от одного психолога к другому. Крайне необходимо издание специального сборника таких методик для психологов Москвы. При этом надо провести специальное обучение школьных психологов квалифицированному применению психодиагностических методик.
В-четвертых, недостаток информации о действующих в Москве психологических центрах, службах, специалистах, к которым может быть направлен ребенок.

ЗДОРОВЫЙ УКЛАД

Не слишком высокая квалификация школьных психологов стала уже притчей во языцех. Одним из способов решения этой проблемы могло бы стать обучение психологов с помощью семинаров, посвященных конкретным психотехнологиям. Такое обучение, думается, мог бы осуществить МГППИ, привлекая не только отечественных, но и зарубежных специалистов. Конечно, это потребует отдельного финансирования со стороны МКО.
Нужно построить систему взаимосвязи специалистов смежных областей для решения проблем оздоровления детей — педагогов, психологов, физиологов, психиатров, психотерапевтов, врачей разных специальностей. Начать можно было бы с проведения «круглых столов» — также в МГППИ или Психологическом институте. Проблема здоровья детей должна рассматриваться не только с медицинских, но и с психологических и общекультурных позиций. Понятно, что недостаточно только лечить детей, здоровье которых ухудшается в школе. Ведь главное — это здоровый уклад всей школьной жизни. Об этом давно говорят психологи.

ЕСТЬ НАДЕЖДА

Школа № 367 встретила гостей не просто доброжелательно — она встретила их ласково, по-домашнему. Одна из участниц заседания искренне удивлялась: «Никогда не видела таких добрых и открытых детей. Тем более больных».
Дети-инвалиды в школе № 367 (а их большинство, около 80%) — в общем-то, обычные школьники. Только, может быть, сама атмосфера школы располагает к душевности и ласковости. Как искренне и наперебой объясняли ребята кому-то из участников коллегии, заглянувшему в психологический кабинет во время занятий, что такое арт-терапия! Как спокойно и строго дежурные старшеклассники просили случайно отставших от группы гостей не мешать урокам!
Может быть, во многом благодаря такому приему заседание коллегии МКО прошло четко и конструктивно.
В результате решено выделить деньги на строительство школы для детей с
ограниченными возможностями, просить МКО открыть в Зеленограде Центр реабилитации для работы с детьми-олигофренами в стадии имбецильности, разработать программно-методическое обеспечение для введения дистанционного обучения детей-инвалидов.
Выступления ученых, прозвучавшие на заседании, вдохновили членов коллегии на принятие решения провести научно-практическую конференцию, посвященную проблеме образования и здоровья. Хочется надеяться, что такая конференция будет иметь мощную психологическую составляющую и позволит продвинуться в решении многих злободневных задач.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
Школа-лаборатория № 367
(для больных детей и детей-инвалидов),
г. Зеленоград
Тел.: (095) 538-67-88, 534-48-77

Спонсор публикации статьи: авторизованный поставщик медицинского оборудования ведущих мировых производителей ООО «ИНФОМЕД» предлагает приобрести продукцию датской компании DAMECA. К Вашим услугам первоклассные наркозно-дыхательные аппараты ИВЛ, обеспечивающие высокую безопасность пациента. Знания и профессионализм сотрудников компании «ИНФОМЕД», обеспечат поставку, монтаж и пуско-наладочные работы в оговоренный срок, соответствуя самым высоким стандартам качества.