Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2001
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ПОЛОЦКЕ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ПОЛОЦКЕ

Пишу вам письмо под впечатлением от проведенной в нашей школе «Недели психологии».
Я работаю психологом всего третий год. До этого была заместителем директора по воспитательной работе в гимназии. В связи с переездом в г. Полоцк я перешла на работу психологом, закончив в Витебске девятимесячные курсы переподготовки. На курсах нам в основном преподавали специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Донецка, Черкасс. Благодаря этим знаниям мне стало гораздо легче работать в школе. Сейчас я подпитываюсь новыми идеями из вашей газеты. Наша «Неделя психологии» была почти полностью построена по вашему плану (см. статью Азаровой Т., Битяновой М., Земских Т., Королевой Е., Пятковой О. Неделя психологии в школе. № 34, 1999).
Хочу поделиться своими впечатлениями.

Первый день — «Радуга настроений». К сожалению, я не нашла тот номер «Школьного психолога», где был описан этот день. Поэтому я придумала различного вида цветограммы.
Дети после каждого урока отмечали свое настроение квадратиками разного цвета. (Ящички с фломастерами и карандашами были у старших школьников.)
В учительской тоже висел плакат, на котором учителя отмечали свое настроение.
В школе у нас 400 человек. Всю неделю школьники приходили на 30 минут раньше в школу, где на линейке им объясняли, какие психологические мероприятия будут проходить сегодня.

Во второй день была проведена игра «Тайный друг». На конференцию тайных друзей пришло около 70 человек вместе с завучем, которая тайком рассыпала всем подарки (шампуни, салфетки, игрушки). Я получила в этот день очень много подарков (46). Спасибо вам за эту игру.

В третий день у нас началась психологическая викторина для 1—4-х и 5—11-х классов.
На первом уроке в 1—7-х классах школьники писали «Письмо другу». Они учились правильно оформлять письма и складывать их фронтовым уголком. В этот день работали почтальоны и разносили письма по адресатам. Одна девочка из 9-го класса сказала: «Я не ожидала, что нужна стольким людям! Вот только не успеваю писать ответы».
Я сама получила столько учительских писем, что подумала: «Не зря я все это затеяла».

В четвертый день проходила игра «Следопыты», которая никого не оставила равнодушным. У меня было 28 вопросов и десять дополнительных (например, сколько окон в школьных коридорах, цветочных горшков в 1-м «Б» классе и т.д.).
Первые места в этой игре были определены только после второй группы вопросов (1-й «А» и 11-й класс), а за третье место боролись восемь классов. На линейке я вручила три пирога и призы самым быстрым и сообразительным учителям начальных классов.

В пятый день были подведены итоги викторины. Проводилась выставка рисунков на тему «Кто мы такие» (старшеклассники представили коллажи). Были также выступления на тему «Кто мы такие» — получился небольшой концерт, устроенный участниками психологического клуба «Зеркало».
В этот же день «работали» ученические и учительские заборы, где не было написано ни одного (!!!) матерного слова, хотя я ожидала, что мне придется заклеивать немало слов.

В субботу (шестой день) состоялась дискотека, был накрыт сладкий стол. На это заключительное мероприятие были приглашены самые активные участники «Недели психологии».
Для взрослых я провела семинары «Коррекция чтения в начальной школе» и «Новые формы и приемы повышения успеваемости учащихся». На этой неделе я также планировала провести совместно с родителями, детьми и педагогами коллективную игру «Мы и школа», но заболел социальный педагог, и эту игру пришлось отменить.
Я думаю, что первый опыт проведения «Недели психологии» был удачным. Я вам очень благодарна за те идеи, которые помогли мне справиться с этой задачей. Посмотрев, как в нашей школе прошла «Неделя психологии», другие психологи уже не боятся этой большой работы. Дети просили меня почаще устраивать «Неделю психологии», хотя бы раз в четверть.
Я готовила «неделю», начиная с сентября, вместе с учителями и администрацией. А состоялась она 4—9 декабря. Учителя в это время получали зарплату, поэтому была возможность собрать их на семинары. Контрольных работ на эту неделю по моей просьбе не планировали. Администрация не посещала уроки. Поэтому все прошло безболезненно.
Я также являюсь руководителем методического объединения психологов
г. Полоцка. В школе я регулярно (совместно со своим клубом «Зеркало») провожу «Дни самоуправления», игровые перемены. Каждую неделю мы выпускаем социально-психологический вестник, посещаем младших школьников и проводим игры на внимание, память, воображение, упражнения по релаксации. Все это проводят старшие школьники, которых я обучаю. Сейчас в клубе у меня 60 человек, на следующий год подали заявки еще 30 учеников. И я уже сейчас думаю, где взять время на занятия с этими детьми.
В свое рабочее время (40 часов) я должна еще позаниматься с проблемными детьми, вручную обработать результаты диагностики, провести обучающие семинары и т.д. При такой зарплате скоро все психологи сбегут из школы.
Правда, сейчас я нахожусь под впечатлением успеха «Недели психологии». Спасибо вам огромное за вашу работу!!!

Светлана МЕДВЕДСКАЯ,
педагог-психолог
средней школы № 5,
г. Полоцк, Беларусь