ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ПОЛОЦКЕ
Пишу вам письмо под впечатлением от
проведенной в нашей школе «Недели психологии».
Я работаю психологом всего третий год. До этого
была заместителем директора по воспитательной
работе в гимназии. В связи с переездом в
г. Полоцк я перешла на работу психологом,
закончив в Витебске девятимесячные курсы
переподготовки. На курсах нам в основном
преподавали специалисты из Москвы,
Санкт-Петербурга, Донецка, Черкасс. Благодаря
этим знаниям мне стало гораздо легче работать в
школе. Сейчас я подпитываюсь новыми идеями из
вашей газеты. Наша «Неделя психологии» была
почти полностью построена по вашему плану (см.
статью Азаровой Т., Битяновой М., Земских Т.,
Королевой Е., Пятковой О. Неделя психологии в
школе. № 34, 1999).
Хочу поделиться своими впечатлениями.
Первый день — «Радуга настроений». К
сожалению, я не нашла тот номер «Школьного
психолога», где был описан этот день. Поэтому я
придумала различного вида цветограммы.
Дети после каждого урока отмечали свое
настроение квадратиками разного цвета. (Ящички с
фломастерами и карандашами были у старших
школьников.)
В учительской тоже висел плакат, на котором
учителя отмечали свое настроение.
В школе у нас 400 человек. Всю неделю школьники
приходили на 30 минут раньше в школу, где на
линейке им объясняли, какие психологические
мероприятия будут проходить сегодня.
Во второй день была проведена игра
«Тайный друг». На конференцию тайных друзей
пришло около 70 человек вместе с завучем, которая
тайком рассыпала всем подарки (шампуни, салфетки,
игрушки). Я получила в этот день очень много
подарков (46). Спасибо вам за эту игру.
В третий день у нас началась
психологическая викторина для 1—4-х и 5—11-х
классов.
На первом уроке в 1—7-х классах школьники писали
«Письмо другу». Они учились правильно оформлять
письма и складывать их фронтовым уголком. В этот
день работали почтальоны и разносили письма по
адресатам. Одна девочка из 9-го класса сказала: «Я
не ожидала, что нужна стольким людям! Вот только
не успеваю писать ответы».
Я сама получила столько учительских писем, что
подумала: «Не зря я все это затеяла».
В четвертый день проходила игра
«Следопыты», которая никого не оставила
равнодушным. У меня было 28 вопросов и десять
дополнительных (например, сколько окон в
школьных коридорах, цветочных горшков в 1-м «Б»
классе и т.д.).
Первые места в этой игре были определены только
после второй группы вопросов (1-й «А» и 11-й класс),
а за третье место боролись восемь классов. На
линейке я вручила три пирога и призы самым
быстрым и сообразительным учителям начальных
классов.
В пятый день были подведены итоги
викторины. Проводилась выставка рисунков на тему
«Кто мы такие» (старшеклассники представили
коллажи). Были также выступления на тему «Кто мы
такие» — получился небольшой концерт,
устроенный участниками психологического клуба
«Зеркало».
В этот же день «работали» ученические и
учительские заборы, где не было написано ни
одного (!!!) матерного слова, хотя я ожидала, что
мне придется заклеивать немало слов.
В субботу (шестой день) состоялась
дискотека, был накрыт сладкий стол. На это
заключительное мероприятие были приглашены
самые активные участники «Недели психологии».
Для взрослых я провела семинары «Коррекция
чтения в начальной школе» и «Новые формы и приемы
повышения успеваемости учащихся». На этой неделе
я также планировала провести совместно с
родителями, детьми и педагогами коллективную
игру «Мы и школа», но заболел социальный педагог,
и эту игру пришлось отменить.
Я думаю, что первый опыт проведения «Недели
психологии» был удачным. Я вам очень благодарна
за те идеи, которые помогли мне справиться с этой
задачей. Посмотрев, как в нашей школе прошла
«Неделя психологии», другие психологи уже не
боятся этой большой работы. Дети просили меня
почаще устраивать «Неделю психологии», хотя бы
раз в четверть.
Я готовила «неделю», начиная с сентября, вместе с
учителями и администрацией. А состоялась она 4—9
декабря. Учителя в это время получали зарплату,
поэтому была возможность собрать их на семинары.
Контрольных работ на эту неделю по моей просьбе
не планировали. Администрация не посещала уроки.
Поэтому все прошло безболезненно.
Я также являюсь руководителем методического
объединения психологов
г. Полоцка. В школе я регулярно (совместно со
своим клубом «Зеркало») провожу «Дни
самоуправления», игровые перемены. Каждую неделю
мы выпускаем социально-психологический вестник,
посещаем младших школьников и проводим игры на
внимание, память, воображение, упражнения по
релаксации. Все это проводят старшие школьники,
которых я обучаю. Сейчас в клубе у меня 60 человек,
на следующий год подали заявки еще 30 учеников. И я
уже сейчас думаю, где взять время на занятия с
этими детьми.
В свое рабочее время (40 часов) я должна еще
позаниматься с проблемными детьми, вручную
обработать результаты диагностики, провести
обучающие семинары и т.д. При такой зарплате
скоро все психологи сбегут из школы.
Правда, сейчас я нахожусь под впечатлением
успеха «Недели психологии». Спасибо вам огромное
за вашу работу!!!
Светлана МЕДВЕДСКАЯ,
педагог-психолог
средней школы № 5,
г. Полоцк, Беларусь