Как-то раз, несколько лет тому назад,
мне довелось оказаться в машине своего приятеля,
который имел неосторожность проскочить
перекресток на красный свет. В то время почему-то
за порядком на дороге следили не только гаишники,
но и их коллеги из «обычных» отделений милиции.
Вот такие коллеги отняли у моего приятеля права и
отправили его разбираться к себе в отделение,
благо неподалеку. Я пошел вместе с ним и в первый
и последний (надеюсь!) раз оказался почти в
кутузке. Почти — потому что собственно за
решетку ни его, ни тем более меня не отправили, и
мы зависли в предбаннике, но все же внутри здания.
Впечатлений, я вам доложу, хватит на всю жизнь.
Грязь, ругань, мат. За решеткой бесчувственным
кулем валяется какой-то бомж, от которого ощутимо
разит чем-то, знакомым каждому москвичу,
ездившему вечером по кольцевой линии метро. Из-за
бомжа выглядывает взъерошенная небритая
физиономия сизого алкоголика, рядом трое
зашуганных торговцев вида довольно пристойного,
но, увы, кавказского. Тут же пара оперов бьет
морду возмущенному пьяному, дежурный, пытаясь
перекричать треск в трубке, громогласно выясняет
по телефону, где найдено тело, внезапно
появившийся дюжий санитар настаивает, чтобы ему
скорее отдали какой-то труп... Короче,
обстановочка.
Тогда у меня мелькнула мысль, что работающие в
отделении милиционеры должны совершенно
по-другому представлять себе окружающий мир. К
ним-то он повернут самой грязной, пьяной,
непристойной своей стороной. Далеко ли до
соблазна решить, что такова вся наша жизнь?
КОЛБАСА С КРОВЬЮ
С милиционерами мне не пришлось
обсудить эту тему, зато теперь я хорошо себе
представляю, как выглядит мир в глазах других
профессионалов, имеющих дело с темной стороной
человеческого существования. Боже упаси, я не об
оккультистах и даже не о психиатрах. Я об
известных своими книгами практических
психологах Ирине Медведевой и Татьяне Шишовой.
Причиной этой публикации стала их новая работа
«Дети нашего времени», вышедшая в издательстве
«Информпечать» загадочного ИТРК РСПП.
Надо сказать, что я давно не испытывал такой
гаммы сильных чувств, как при чтении этой книги.
Не могу до конца в ней разобраться, как ни тянул с
написанием статьи. Но номер сдавать надо, поэтому
постараюсь, как смогу.
Гнев, горечь, недоумение, растерянность и...
полное ощущение, что меня одурачили. Да еще как-то
так умело, что и не подкопаешься. Вот ведь как
складно написано, сплетено вплотную, все
срослось одно с другим, ни щелочки, ни зазора.
Отдельную строчку возьми — вроде все верно, а все
вместе... Страшная книга. Кликушеская. Похожа на
удар в спину.
Все у нас плохо. Нам внедрили чуждые ценности,
страну развалили, экономику разрушили, мораль
попрали, правят бандиты, зарплаты нищенские и с
задержкой. А что колбасы стало больше — так это
оплачено кровью. Да-да, именно кровью,
человеческими жизнями. Смертность-то возросла,
да и преступность тоже. Оно вам надо, такая
колбаса?
И ведь все правда, даже отчаянье берет.
Ценности? Впрямь не наши. Когда это у нас были в
цене свобода и успешность? У нас все больше
самопожертвование и «будь как все, не
высовывайся».
Страна? Конечно, ее развалили. Она должна была
стоять веками — последней империей мира,
неколебимым колоссом, нерушимым союзом, мы ее
даже в гимне заклинали два раза в день, а ее враги
расшатали.
Про экономику и говорить нечего. Где телевизоры
«Рубин», обеспечивавшие работой половину
пожарных Советского Союза? Где комбайны и
трактора, пусть одноразовые, зато всем и на
халяву? Где автомобиль «Запорожец», способный
иногда проехать подряд тысячу километров без
капремонта? Все заполонил проклятый «Панасоник»
с ксилитом и карбамидом.
Про мораль, бандитов и зарплаты распинаться не
буду. Все знают — попрали, правят, нищенские. И с
задержкой.
СТОРОНА НИ ДЛЯ ЧЕГО
А почему же ощущение, что одурачили? А
потому, что это как у Жванецкого — полное и
беспристрастное освещение вопроса, но с одной
стороны. Той стороны, что нужна авторам для...
для... черт, а ведь я так и не понял, для чего? Каков
вывод? Мораль сей басни, так сказать?
Что раньше жизнь была лучше и надо к коммунизму
стройными рядами? Не-ет, вроде так прямо не
сказано. Что богатые — сволочи? Ну-у-у... оно,
конечно, да, но опять же впрямую это не сказано, не
придерешься. Что надо вернуться к истокам, то
есть, естественно, к Церкви? Есть эта мысль, и
заметьте, не к Богу, а именно к Церкви, причем к
конкретной. Но и эта идея выражена как-то
неубедительно, вяло, вскользь, в самом конце
основной части.
А больше никакого позитива и конструктива. Одни
только истории из жизни, страшные и ужасные.
Понятное дело, с другими-то к психологу кто ж
пойдет. Вот и возникает аберрация восприятия. Как
у тех ментов в отделении.
Неудивительно, что в книге полно традиционных
страшилок, типа компьютерных игр, способствующих
развитию агрессии. И не беда, что научные данные
по этому поводу далеко не столь однозначны, чтобы
объявить компьютер безусловно вредным. В данном
случае не до науки, надо Отечество спасать.
Кстати, кто собирается прочитать книжку из-за ее
названия, так не верьте глазам своим. И здесь
обдурят — текст все больше о взрослых и об
ужасном времени, в котором мы живем. Авторы даже
сами себя ловят на значительном отступлении от
темы — аж на сто третьей странице, но объясняют
это необходимостью «показать тот культурный и
социальный фон, на котором эта тема будет
развиваться». Но и дальше фон доминирует, а
фигура от него отделяется с трудом. Гештальт
цельным не становится.
СТРАСТИ ИХ КЛИЕНТОВ
Нехватка детей в тексте книги с лихвой
компенсируется в конце — там, где в качестве
своеобразных приложений приведены детские
истории.
Вот Наташа, чей папа попробовал заняться
бизнесом и капитально прогорел. Мама его,
конечно, выгнала (и правильно, зачем муж без
денег, не наша ценность), квартиру продала и
расплатилась. А девочке травма на всю жизнь. И
виноваты в ней, видимо, те, кто подбросил папе
чуждую ценность обогащения.
Вот Виталик, чей папа был физиком в научном
институте, а теперь швейцар в ночном клубе,
отчего он не может смотреть жене в глаза. Кто тут
виноват? Да те же проклятые западники,
разрушившие нашу экономику (шоб не
конкурировала, что ли? дак она вроде и не...).
Вот Тяпа, которую родители-бизнесмены отправили
с бабушкой на Кипр ради безопасности и лишили тем
самым своего тепла и привязанности. Девочка
выросла и стала наркоманкой. Неудивительно, ведь
даже само слово «бизнес» ненавистного
чужеродного происхождения. Ходили бы папа с
мамой на завод по гудку, деревья бы сажали на
субботниках, тогда дочь выросла бы нормальным
советским человеком, добрым, чутким и отзывчивым.
Как Маленькая Вера, например, если кто еще этот
фильм помнит весь, а не только знаменитую сцену.
Всех историй, описанных в приложении, не
перескажешь. А там есть еще не описанные, только
обозначенные. Про девочку, которую украли, чтобы
потребовать с родителей выкуп. Про игрока,
проигравшего в рулетку квартиру, машину и дочь.
Про подростка, затянутого в секту. И про
многое-многое другое, к чему привело следование
ненашим ценностям. Почему высокая духовность
русской культуры (я не иронизирую, поверьте, под
этим готов подписаться и сам) не смогла
противостоять этому гнилью, из книги непонятно.
Но спорить мне не хочется. Понятно, что позиция
авторов прочувствована и выстроена. Главы из
книги уже публиковались в журналах «Москва» и
«Родина». Конечно, это не те издания, где можно
отточить рассуждения о тлетворном влиянии
Запада в полемике с читателями и редколлегией. Не
та аудитория, скорее аплодисменты сорвешь. Но,
думается, сам факт повторной публикации своих
мыслей дал авторам возможность в них укрепиться.
Так что спорить не буду. А вот на слове поймаю.
«Если кому-то покажется, что мало, он может
продолжить эту книгу сам». Обещали? Не
обессудьте.
ОПТИМИЗМ РАЗВАЛА
Я бы
продолжил книгу рассказом о переполненных
театральных залах, куда давно стали пускать
детей до шестнадцати, и они с удовольствием
пользуются этой возможностью. Классика, опера,
балет, современная трагедия, легкий водевиль,
оперетта, мюзикл — все жанры процветают, и на
любом спектакле полно детей и молодежи.
Насколько мне известно — не только в Москве. И
все это под крики о духовном обнищании
подрастающего поколения.
Я бы написал репортаж о часовых очередях в
Пушкинский музей или в Эрмитаж, где москвичи и
питерцы стоят, невзирая на капризы погоды.
Думаете, только старики, так сказать, на запасе
накопленной духовности? Пойдите проверьте. И все
это под стенания о засилье масс-культуры.
Я описал бы историю семьи своих друзей,
работавших и работающих физиками. Что сделало с
ними смутное время? Ничего особенного. Только
дало возможность подрабатывать, не потеряв
профессии, в результате чего они из комнаты в
общаге через год переехали в неплохую
двухкомнатную квартиру, а потом заключили
выгодный двухлетний контракт на работу в Японии.
По специальности, заметьте! Да еще через свой
институт, то бишь на благо Родины. И все это под
гневные обвинения в развале науки.
Можно было бы привести данные о конкурсе во все
вузы, в том числе и недавно презираемые
технические. Просто дать статистику за последний
десяток лет, и никаких комментариев. А то ведь
придется о падении ценности образования
рассуждать, но тут нестыковочка выйдет.
Еще я бы попросил фотографа пройтись по бывшим
дворцам пионеров, по изостудиям и фотокружкам
жэков, по спортивным секциям и театральным
студиям домов культуры, по школам юных
журналистов и радиолюбителей. Фотографиями
можно было бы иллюстрировать раздел
«Головоломки», сопроводив их вопросами типа:
«Если, по данным психологов, современные дети —
наркоманы, свободное время проводящие на
дискотеках и за компьютером, то откуда они
взялись на этом занятии клуба бальных танцев?»
И про десять-пятнадцать миллионов, выезжающих
каждый год отдыхать на лучшие мировые курорты. И
про владельцев кафе, магазинов, ферм, сумевших и
свой бизнес организовать, и порядочными людьми
остаться. И про поток умных и светлых книг,
который все явственней размывает мутный
ассортимент привокзального лотка. И про
старшеклассников, выбирающих профессию по ее
общественной значимости. И про голландских
знакомых моих дочерей, которые, вопреки
всеобщему представлению об этой стране, в свои
двадцать лет не пробовали не только наркотиков,
но и обычных сигарет. И про дружбу, любовь и
бескорыстие, которые не мешают многим из нас даже
тогда, когда мы пытаемся преуспеть в жизни и
купить в дом джакузи.
Многим можно было бы дополнить приложения к
книге «Дети нашего времени». Но тогда это была бы
другая книга. А дети — те же. И жизнь та же.
Парадокс?
Марк САРТАН |