Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2001
СТУПЕНИ К ЗНАНИЯМ

№1
ЯНВАРЬ-МАРТ  2001 года

СТУПЕНИ К ЗНАНИЯМ

Унылое зрелище представляет собой кабинетный ученый, извлекающий научное знание из пыльных фолиантов в тиши библиотек и пытающийся приумножить это знание, водя пером по бумаге.
Не менее удручающее зрелище — восторженный практик, предпочитающий до всего дойти на собственным опыте. Ему невдомек, что он движется по тупиковому пути, и это заблуждение уже описано его предшественниками. А порою оказывается, что его открытия давным-давно сделаны кем-то другим.
Эта закономерность справедлива по отношению к любой сфере научного знания, но для психологии, пожалуй, в наибольшей мере. Невозможно стать психологом, работая только с книгами, ведь психология — наука о людях (кстати, так незамысловато, но точно назван один из бестселлеров Ганса Айзенка). Но и пренебрегая книгами, психологом не стать, ибо десяти жизней не хватит, чтобы самостоятельно практически дойти до тех выводов, к которым в ходе многолетних изысканий пришли несколько поколений старших коллег. Обретение подлинной профессиональной зрелости, наверное, и состоит в глубоком усвоении книжного знания с параллельной наработкой собственного практического опыта.

ПО ВЕРХАМ

К сожалению, в последние годы в профессиональной подготовке психологов наметился явный крен в сторону эмпирических манипуляций в ущерб усвоению научных знаний. Это, с одной стороны, приводит к недопустимым упущениям в научной эрудиции. Физик, никогда не слышавший имен Бойля и Мариотта и не знающий открытого ими закона, едва ли имеет право называться физиком. Психолог, не знающий закона Йеркса—Додсона или теории Джеймса—Ланге, увы, банальное явление. Однако любые упущения такого рода в принципе восполнимы.
Хуже другое — стремление «освоить» психологию по верхам, с помощью всевозможных учебников, рефератов, дайджестов, обзоров. Впечатляющий пример такого рода — «Психология. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов», выпущенный издательством «МарТ». Здесь вся психология лапидарно изложена на 250 страницах. И сегодня получить свидетельство о профессиональном статусе психолога, а то и диплом, можно, ничего, кроме данного справочника, не прочитав. И это не преувеличение. Я видел немало старшекурсников психологических факультетов, которые прочитали за годы обучения лишь несколько учебников. Уровень их профессиональной компетентности вызывает очень серьезные сомнения.

ПО ПЕРВОИСТОЧНИКАМ

Сегодня прежние времена принято в основном ругать. Однако в плане профессионального образования было у психологов старой школы одно преимущество. Оно состояло... в отсутствии учебников. Учебники, написанные для педвузов, давали о психологии крайне одностороннее и поверхностное представление (каковы результаты изучения психологии по этим источникам, современный школьный психолог легко может воочию убедиться на примере коллег-учителей), и психологи-профессионалы ими пренебрегали.
Свою науку психологи изучали по первоисточникам. Существовала даже своеобразная контрольная процедура — «сдача монографии», когда от студента требовалось отчитаться в знании прочитанной работы.
Помню, как из-за юношеской безалаберности я решил однажды «проскочить» это испытание, ограничившись тем, что выслушал пересказ содержания работы из уст сокурсника. Естественно, для преподавателя не составило труда после пары конкретных вопросов уличить меня в легкомыслии. Даже спустя четверть века мне неловко про это вспоминать. Монографию — это был «Ум полководца» — я прочитал в ту же ночь и на следующий день, краснея, пересдал.
Молодым коллегам в похожей ситуации и в голову не приходит краснеть, ибо то, что мною расценивается как конфуз, составляет суть их обучения. Зачем читать объемный труд, когда выжимка его содержания за пять минут преподносится на лекции или лаконично изложена в виде параграфа в учебнике? Правда, потом многие из них, столкнувшись с нерешаемой практической проблемой, тянутся ко мне и моим сверстникам с вопросами типа: как понимать то или иное явление, понятие, закономерность; что имел в виду такой-то, говоря о...? На это так и хочется ответить: об этом черным по белому написано там-то и там-то. Не читали? А почему?

Сегодня моим сверстникам удается производить сильное впечатление на студентов и молодых коллег просто в силу того, что наша профессиональная эрудиция несколько превышает «100 экзаменационных ответов». Коллеги, но ведь это же так просто! Это свое преимущество мы охотно уступим всем желающим. Главное, чтобы они нашлись.

Сергей СТЕПАНОВ