Удивительно устроен человек. Сначала,
воодушевленный открывающимися перспективами, не
думая о последствиях, он на благо себе и ближним
изобретает полезный инструмент. Потом на горьком
опыте убеждается, что этим замечательным
изобретением при неразумном использовании можно
и покалечиться. И лишь тогда он начинает сочинять
инструкцию по технике безопасности, в глубине
души понимая, что изобретение уже
распространилось по городам и весям, далеко не
все его пользователи разумны и осмотрительны и
они, скорее всего, продолжат упоительную
процедуру набивания шишек.
Именно это и произошло с таким великолепным
«инструментом», как психологические тесты. Если
взять за точку отсчета 1905 год — дату появления
знаменитой шкалы Бине—Симона для измерения
интеллекта (хотя само понятие психологического
теста было введено еще на четверть века раньше) —
приходится признать, что процесс набивания шишек
занял свыше полувека.
Лишь в середине шестидесятых Американская
психологическая ассоциация наконец проявила
озабоченность в связи с недостаточно корректным
использованием этого тонкого инструмента. Был
создан специальный комитет во главе с Дж.В.
Френчем и В.Б. Майклом, разработавший «Стандарты
педагогического и психологического
тестирования». Соответствующая публикация
увидела свет 9 февраля 1966 года (впоследствии
«Стандарты» неоднократно уточнялись).
Советских психологов эта заокеанская проблема в
то время не волновала. Они успели набить
достаточно шишек к середине тридцатых, и рецепт
излечения был прописан в духе тех времен: «Лучшее
лекарство от перхоти — гильотина». Официальным
постановлением тестирование было исключено из
психолого-педагогической практики. Долгие годы
тесты дозволялось упоминать лишь в терминах
«извращений».
О драконовской политике тех лет нельзя
вспоминать без сожаления. Но нет худа без добра.
Советская школа оказалась избавлена от тех
издержек тестирования, которые американцы
накапливали не одно десятилетие.
В пору радикальной переоценки ценностей мы, как
это нередко бывает, поспешно заменили минус на
плюс и в одночасье вернулись в эпоху
«педологических извращений», фактически
проигнорировав опыт, выстраданный зарубежными
коллегами. Робкие попытки ряда отечественных
специалистов разработать на основе американских
«Стандартов» собственные нормы встретили
вежливое сочувствие, но ноль внимания. Сегодня
почти у каждого практикующего психолога на полке
стоит блестящий «Словарь-справочник по
психодиагностике». К нему постоянно обращаются
ради информации о пользовании той или иной
методикой. А признайтесь, «Приложение II» вы
читали? Просмотрите на досуге: очень
поучительное чтение!
Все еще не оставляет надежда, что наше
«беспредельное» государство потихонечку будет
превращаться в правовое. Вот тогда и посыплются
иски за топорное использование тестов! Как
свидетельствует американский опыт, даже
официальное введение стандартов не страхует от
подобных казусов (американские суды то и дело
рассматривают заявления лиц, «обиженных»
психологами). Но давайте, по крайней мере,
позаботимся, чтобы такие иски были адресованы не
нам.