СТАРАЯ КНИГА
В
последнем номере «Независимой газеты» за
прошлое тысячелетие был опубликован список
десяти книг, «которые определили ход истории на
протяжении последнего тысячелетия».
Еще не открыв соответствующую страницу, я
подумал, что книга Фрейда «Толкование
сновидений» должна быть в этом списке. И не
ошибся.
Под номером шесть, в одном ряду с «Капиталом»
Маркса, «Молотом ведьм» И. Шпренгера и Г.
Инститориса, «Критикой чистого разума» Канта и
другими, находилось и «Толкование сновидений»
Фрейда. И хотя книга впервые увидела свет 4 ноября
1899 года, то есть ее влияние распространяется
только на человека ХХ века, в ранг «книг
тысячелетия» она попала заслуженно.
Сегодня о Фрейде знают все. Более того, многие
считают, что они понимают суть его метода.
Поговорить о снах люди всегда любили. Возможно,
поэтому «Толкование сновидений» имеет
безусловный коммерческий успех. Ну, примерно, как
гороскопы, дающие прогнозы на год.
Какая еще фундаментальная книга по психологии
лежит в метро на книжном лотке рядом с
бандитскими детективами и любовными
романчиками?!
Да еще кино всякое показывают типа
«Окончательного анализа» и «Основного
инстинкта», после просмотра которых становится
«все понятно о вашем психоанализе».
Ну а что тогда говорить о психологах! Особенно
когда изучение психоанализа в каком-нибудь
коммерческом вузе завершается (?!) зачастую на
первом курсе.
Наверное, вопрос «Читал ли ты «Толкование
сновидений»?» является сегодня даже неприличным.
Проблема заключается в том, что, задав второй
вопрос: «А, собственно, о чем книга?», зачастую
получаешь ответ типа: «Ну, о том, что любой
удлиненный предмет в сновидении соответствует
мужским гениталиям, а любой полый предмет —
женским».
А вот цитата из одной газеты: «Что бы вам ни
снилось, вы либо тайно вожделеете, либо глубоко
неудовлетворены вожделеющими вас».
В общем, понимать тут особенно нечего. И в конце
концов, мы говорим не о толковании сновидений, а о
соннике.
Таким образом, становится понятно, почему Фрейд в
конце своей жизни жаловался на то, что его теория
стала популярной, но осталась непонятой.
Вспоминая свое знакомство с теорией сновидений
Фрейда, я выделил несколько этапов в этом
процессе.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. WOW!
Представьте себе: первый курс, широко
раскрытые глаза, медленное осознание того, куда
же я попал и т.д. А вокруг «вумные»
старшекурсники, обсуждающие вопрос о том,
насколько глубока глубинная психология.
Прослушав лекции, в которых каким-то образом
упоминался Фрейд, я отправился в книжный магазин
и приобрел из Фрейда то, что ближе лежало, —
«Толкование сновидений».
После внимательного прочтения я понял, что
ничего не понял, но сделал умный вид и стал всем
рассказывать, какие у них бессознательные
желания, что сновидение — это осуществленное
желание и так далее.
Аналогично мои коллеги по факультету, прочитав
работу Фрейда о случае мальчика Ганса, обзывали
окружающих «Вивимахерами».
Короче, полный детский сад, или гиперкомпенсация
на основе снятия социального запрета обсуждать
сексуальные темы.
Вообще говоря, теория Фрейда казалась мне
настолько интересной, привлекательной и яркой,
что про все остальное слушать было как-то
скучновато. Ну согласитесь, что поэтапное
формирование умственных действий или опыты над
поведением обезьян проигрывают в красочности
описаний перипетиям Эдипа. А про сновидения —
так это просто роман какой-то!
Тем более, оказывается (!), что все наше поведение
связано с сексуальным желанием, а в снах можно
разглядеть вытесненные желания. И об этом не
шепчутся по закоулкам, а рассказывают на лекциях.
Просто фантастика...
Потом эффект новизны пропал. И я подошел ко
второму этапу.
ВТОРОЙ ЭТАП. НУ И ЧТО?
Этот этап был у меня связан в первую
очередь с таким фактом: Фрейда я больше не читал,
так как «все уже понятно». К тому же возник некий
скепсис по поводу различных описаний сновидений,
соответствующих якобы тем или иным заболеваниям.
Отсутствие реальных и полных знаний о
сновидениях заменялось понятием «верю—не верю».
Получалось что-то типа: «Здесь Фрейд прав, а здесь
он погорячился». Добавлю, что этот этап совпал с
«синдромом третьего курса», когда студент
ощущает себя практически корифеем. Именно тогда
становились популярными анекдоты про Фрейда.
Помните?
Раннее утро в Германии. Зигмунд Фрейд пьет свой
кофе, внезапно на кухню входит его дочь, и
происходит следующий диалог:
— Папа, мне сегодня во сне приснился та-а-а-кой
банан!!!
Поперхнувшись кофе, Фрейд:
— Девочка моя, иногда банан — это просто банан!
Или:
Университет. Сессия. Читальный зал. Полно народу:
все как бы готовятся к экзаменам. К одному
студенту подходит другой:
— Слушай, а ты книгу вверх ногами держишь!
— А ты что, Фрейд, что ли?
— Причем тут Фрейд?
— Это же — книга! Какие у нее могут быть ноги? Ты
еще скажи, что я ей меж страниц заглядываю!
Кстати, попытки объяснения снов, в основном
собственных, ни к чему не приводили. Процесс
«сознательного осознавания неосознанного
бессознательного» как-то не шел. Все сводилось к
примитивному символизму. Интерес угасал,
психоаналитиком я быть не собирался. На какое-то
время Фрейд был забыт.
ТРЕТИЙ ЭТАП. ЧИТАЯ ЗАНОВО...
К пересмотру своего отношения к
Фрейду, к его теории сновидений в том числе, меня
подтолкнули дети. Как-то на занятии
старшеклассники попросили меня рассказать о
теории Фрейда поподробнее. Вспомнив кое-что с
грехом пополам, я понял, что знаю немного. Стало
стыдно. Я начал читать. Продолжаю до сих пор...
Я — не психоаналитик. По роду деятельности мне не
приходится интерпретировать сновидения
клиентов, и метод свободных ассоциаций я нечасто
использую. Надобности нет. Но понять содержание
«Толкования сновидений» для меня стало важно.
(Хотя эта книга и не входит в список 100 книг,
рекомендуемых «Школьным психологом».)
Что же на самом деле представляет собой эта
работа?
По мнению самого автора, она символизирует
переход психоанализа от психотерапевтического
метода к глубинной психологии. В ней есть и
теоретические обобщения, и материал, послуживший
основанием для этих обобщений: ассоциации
пациентов, наблюдения автора,
автобиографические штрихи.
Я попробовал найти ассоциации к названию этой
книги, и первыми словами у меня стали «символика»
и «сексуальность». Оказалось, что понимание
концепции Фрейда о сновидениях как раскрытия
символичности элементов сновидения и
сексуального их содержания въелось на уровне
бессознательного.
Только вот вполне возможно, что такое понимание
сам Фрейд не разделил бы. В своей работе
«Пересмотр теории сновидений» он пишет, что
никогда не утверждал, что все сновидения имеют
сексуальное содержание. А если внимательно
читать анализ сновидений, который делает автор
для того или иного пациента, то далеко не все
элементы Фрейд подвергает символической
трактовке. Он вообще пишет: «На вопрос о том,
может ли быть истолковано каждое сновидение,
следует ответить отрицательно».
«Толкование сновидений» способно стать для
любого психолога лучшим источником, из которого
он почерпнет представление о психоаналитической
технике. Только читать нужно внимательно и до
конца, не «к экзамену», а для себя.
В принципе, техника анализа сновидений близка к
обычной технике психоанализа. Здесь Фрейд
говорит о свободных ассоциациях. И из этой
техники вытекает один из главных выводов: нельзя
анализировать сновидение, если неизвестны
ассоциации, которые возникли у того, кто видел
сон.
Впрочем, многие последователи Фрейда этим
принципом пренебрегли.
Фрейд пишет: «Труднее всего внушить новичку в
толковании сновидений то, что его работа отнюдь
не завершается, когда он находит исчерпывающее
толкование сновидения, остроумное, связное и
разъясняющее ему все элементы его содержания. То
же сновидение может допустить еще и другое
толкование...»
Из этого можно сделать и иной вывод: явное
содержание и скрытый смысл сновидения не
совпадают.
Чтобы найти этот скрытый смысл, нужно
потрудиться. Признавая наличие этого смысла,
нужно понять, что сновидения выполняют какую-то
функцию. Функциональность сновидений — это
действительно революционный шаг Фрейда. Ведь это
утверждалось тогда, когда сновидения считались
проявлением болезни, а не здоровой психики.
Формирование сновидений — это активная
переработка информации, «работа сна». Она
происходит с помощью нескольких процессов, среди
которых выделяются сгущение, смещение и
символизация.
В общем, вывод такой: «Толкование сновидений»
невозможно читать в метро. Его нужно прочесть
много раз, если психолог действительно хочет
честно говорить о том, что он читал эту книгу и
понимает теорию З. Фрейда.
Иван ГАВРИЛОВ
P.S. А еще хочу побывать в Музее
сновидений, что открылся в Институте
психоанализа в Питере.
И. Г.