ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
БЕСЦЕННОЕ ДОВЕРИЕ
Одним из основных методов терапии в
детском реабилитационном центре «Солнечный мир»
является лечебная верховая езда (иппотерапия). О
том, что этот метод позволяет добиться хорошего
эффекта при работе с детьми-инвалидами и другими
дезадаптированными детьми, говорится уже давно.
Отдельные публикации как зарубежных, так и наших
авторов заслуживают серьезного внимания и
позволяют яснее представить суть иппотерапии.
Как показывают исследования (Д. Филлис, 1901; Б.
Гржимек, 1977 и др.), лошадь восприимчива ко многим
эмоциональным реакциям человека. Для нее не
столь важны слова, обращенные к ней, сколько
интонация, с которой они произносятся. Для лошади
значимы внешний вид человека, его походка, жесты.
У лошади хорошая память, она способна
вырабатывать привычку. Ее поведение достаточно
предсказуемо. Следовательно, хорошо
подготовленная лошадь может давать всаднику
ощущение стабильности. Это ощущение — основа для
снятия страхов у детей. Особенно у тех, чье
восприятие картины мира нарушено
(I. Shpitsberg, 2000).
Иппотерапия предполагает наличие трех главных
фигур — пациента, лошади и иппотерпевта.
Последний помогает направить энергию и эмоции
ребенка в необходимое для его социальной
адаптации русло.
В ПОИСКАХ РАВНОВЕСИЯ
Нередко окружающий мир ребенка с
отклонениями в развитии пропитан всевозможными
страхами. За ребенка чрезмерно беспокоятся
родные: «Это опасно, здесь ходить нельзя, тут с
твоей координацией можно покалечиться, тут
порезаться!» и т.п.
Лошадь — живая, и именно это очень важно. Мы
привыкли к тому, что все живое находится в
постоянном движении. Это закон жизни. И
способность вписываться в это движение и есть
адаптация.
Таким образом, лошадь дает возможность человеку,
находящемуся у нее на спине, получить ощущение
стабильности в процессе движения. Понятно, что
никакой тренажер, пусть даже грамотно сделанный,
такого эффекта дать не может.
Важную роль в снятии страхов играет доверие.
Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она
справится с теми изменениями в среде, которые
неизбежно возникают и с которыми сам всадник
пока справиться не в состоянии.
Человек, скачущий на лощади, попадает как бы в
другую систему координат: ему постоянно
приходится искать равновесие. Примерно так же,
как он это делал, когда учился держать голову,
сидеть, стоять и ходить. Лошадь становится его
проводником в поисках чувства равновесия в
изменяющихся условиях. Она является
одновременно и средообразующим фактором и
существом, помогающим адаптироваться к этой же
среде. Можно предположить, что нечто похожее
происходит с только что родившимся ребенком,
попадающим в совершенно новую среду. Тогда самым
надежным проводником для него была мама.
ЖИВОЙ КОНТАКТ
Ребенку с аномалиями в развитии крайне
важно помочь сформировать правильное
представление о своем теле. Верховая езда и
упражнения на лошади позволяют максимально
осознать свои телесные ощущения (I. Shpitsberg, 2000).
ребенок учится координировать движения в
процессе управления лошадью.
Большое значение имеет и непосредственный
физический контакт тела всадника с телом лошади.
И главное здесь то, что лошадь по сравнению с
ребенком огромна. Поэтому ее тело становится
значимым (оно также может «напоминать» ребенку
телесный контакт с матерью, когда он был совсем
крохой).
Взаимодействие всадника с лошадью (посыл
шенкелем, управление корпусом, обнимание,
похлопывание
и т.п.) позволяет снять у ребенка неловкость,
связанную с характером заболевания (аутизм, ДЦП).
Все движения становятся адекватными, нужными.
Таким образом, у ребенка проходит страх перед
своей неуклюжестью и, как следствие, уменьшается
мышечное напряжение.
Верховая езда вызывает у всадника, да и у любого
человека, просто находящегося рядом с лошадью,
массу эмоций, ощущений, переживаний,
затрагивающих не только высшие отделы коры
головного мозга, но и глубинные структуры. Это
способствует восстановлению нарушенных нервных
связей, возникновению (формированию)
компенсаторных механизмов в проведении нервных
импульсов. У ребенка восстанавливаются многие
функции.
Дети с восторгом рассказывают друзьям о своих
любимцах, с удовольствием рисуют лошадей. Все это
говорит о большой значимости лошади в их жизни.
ПОПРОБУЙТЕ РЕШИТЬСЯ
Интересен опыт детского сада для детей
с задержкой психического развития в городе
Ярославле. Там есть группа, в которую ежедневно
приводят пони. Дети ездят на лошадке на свежем
воздухе. У них развиваются и координация, и
память, и внимание. Ребенок попадает в особый
ритм, задаваемый движениями лошади, и в особое
эмоциональное поле.
Многие учебные заведения даже в наше непростое
время все-таки иногда покупают дорогостоящее
учебное оборудование. Если в вашей школе много
трудных учеников, если у вас случаются
правонарушения, возможно, не новый компьютер, а
приобретение лошади или ее аренда поможет снять
многие проблемы.
Верховая езда и общение детей с лошадью
позволяют добиться поистине ошеломляющих
результатов. Часто именно занятия в
конноспортивных секциях превращают «трудных»
детей в целеустремленных, тонко чувствующих и
надежных людей. Важно знать об этом и решиться. А
специалисты нашего центра помогут грамотно
организовать реабилитационный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
Винникот Д. Маленькие дети и их
матери. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
Гржимек Б. И снова лошади. М.: Прогресс, 1990.
Джосвик Ф. и др. Вопросы и ответы. Пособие по
терапевтической верховой езде. Москва, 2000.
Фельденкрайз М. Осознавание через движение:
двенадцать практических уроков. М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2000.
Филлис Д. Основы выездки и езды. Репринтное
издание. М.: Стройсервис, СП «Юнитек», 1990.
Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое
лечение с применением верховой езды. М.:
Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000.
Shpitsberg I. Therapeutic riding: new possibilities of body-oriented psychotherapy. The
materials of 10th International Congress. It is horse that makes the difference.
Anger-Saumur, France, 2000.
Инна КАРПЕНКОВА,
психолог, инструктор по лечебной верховой езде
Реабилитационный центр «Солнечный мир», г.
Москва
тел.: (095) 283-86-54
Рис. автора