Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2001
БЕСЦЕННОЕ ДОВЕРИЕ

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

БЕСЦЕННОЕ ДОВЕРИЕ

Одним из основных методов терапии в детском реабилитационном центре «Солнечный мир» является лечебная верховая езда (иппотерапия). О том, что этот метод позволяет добиться хорошего эффекта при работе с детьми-инвалидами и другими дезадаптированными детьми, говорится уже давно. Отдельные публикации как зарубежных, так и наших авторов заслуживают серьезного внимания и позволяют яснее представить суть иппотерапии.
Как показывают исследования (Д. Филлис, 1901; Б. Гржимек, 1977 и др.), лошадь восприимчива ко многим эмоциональным реакциям человека. Для нее не столь важны слова, обращенные к ней, сколько интонация, с которой они произносятся. Для лошади значимы внешний вид человека, его походка, жесты.
У лошади хорошая память, она способна вырабатывать привычку. Ее поведение достаточно предсказуемо. Следовательно, хорошо подготовленная лошадь может давать всаднику ощущение стабильности. Это ощущение — основа для снятия страхов у детей. Особенно у тех, чье восприятие картины мира нарушено
(I. Shpitsberg, 2000).
Иппотерапия предполагает наличие трех главных фигур — пациента, лошади и иппотерпевта. Последний помогает направить энергию и эмоции ребенка в необходимое для его социальной адаптации русло.

В ПОИСКАХ РАВНОВЕСИЯ

Нередко окружающий мир ребенка с отклонениями в развитии пропитан всевозможными страхами. За ребенка чрезмерно беспокоятся родные: «Это опасно, здесь ходить нельзя, тут с твоей координацией можно покалечиться, тут порезаться!» и т.п.
Лошадь — живая, и именно это очень важно. Мы привыкли к тому, что все живое находится в постоянном движении. Это закон жизни. И способность вписываться в это движение и есть адаптация.
Таким образом, лошадь дает возможность человеку, находящемуся у нее на спине, получить ощущение стабильности в процессе движения. Понятно, что никакой тренажер, пусть даже грамотно сделанный, такого эффекта дать не может.
Важную роль в снятии страхов играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, которые неизбежно возникают и с которыми сам всадник пока справиться не в состоянии.
Человек, скачущий на лощади, попадает как бы в другую систему координат: ему постоянно приходится искать равновесие. Примерно так же, как он это делал, когда учился держать голову, сидеть, стоять и ходить. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях. Она является одновременно и средообразующим фактором и существом, помогающим адаптироваться к этой же среде. Можно предположить, что нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новую среду. Тогда самым надежным проводником для него была мама.

ЖИВОЙ КОНТАКТ

Ребенку с аномалиями в развитии крайне важно помочь сформировать правильное представление о своем теле. Верховая езда и упражнения на лошади позволяют максимально осознать свои телесные ощущения (I. Shpitsberg, 2000). ребенок учится координировать движения в процессе управления лошадью.
Большое значение имеет и непосредственный физический контакт тела всадника с телом лошади. И главное здесь то, что лошадь по сравнению с ребенком огромна. Поэтому ее тело становится значимым (оно также может «напоминать» ребенку телесный контакт с матерью, когда он был совсем крохой).
Взаимодействие всадника с лошадью (посыл шенкелем, управление корпусом, обнимание, похлопывание
и т.п.) позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания (аутизм, ДЦП). Все движения становятся адекватными, нужными. Таким образом, у ребенка проходит страх перед своей неуклюжестью и, как следствие, уменьшается мышечное напряжение.
Верховая езда вызывает у всадника, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, массу эмоций, ощущений, переживаний, затрагивающих не только высшие отделы коры головного мозга, но и глубинные структуры. Это способствует восстановлению нарушенных нервных связей, возникновению (формированию) компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов. У ребенка восстанавливаются многие функции.
Дети с восторгом рассказывают друзьям о своих любимцах, с удовольствием рисуют лошадей. Все это говорит о большой значимости лошади в их жизни.

ПОПРОБУЙТЕ РЕШИТЬСЯ

Интересен опыт детского сада для детей с задержкой психического развития в городе Ярославле. Там есть группа, в которую ежедневно приводят пони. Дети ездят на лошадке на свежем воздухе. У них развиваются и координация, и память, и внимание. Ребенок попадает в особый ритм, задаваемый движениями лошади, и в особое эмоциональное поле.
Многие учебные заведения даже в наше непростое время все-таки иногда покупают дорогостоящее учебное оборудование. Если в вашей школе много трудных учеников, если у вас случаются правонарушения, возможно, не новый компьютер, а приобретение лошади или ее аренда поможет снять многие проблемы.
Верховая езда и общение детей с лошадью позволяют добиться поистине ошеломляющих результатов. Часто именно занятия в конноспортивных секциях превращают «трудных» детей в целеустремленных, тонко чувствующих и надежных людей. Важно знать об этом и решиться. А специалисты нашего центра помогут грамотно организовать реабилитационный процесс.


ЛИТЕРАТУРА

Винникот Д. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
Гржимек Б. И снова лошади. М.: Прогресс, 1990.
Джосвик Ф. и др. Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде. Москва, 2000.
Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.
Филлис Д. Основы выездки и езды. Репринтное издание. М.: Стройсервис, СП «Юнитек», 1990.
Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000.
Shpitsberg I. Therapeutic riding: new possibilities of body-oriented psychotherapy. The materials of 10th International Congress. It is horse that makes the difference. Anger-Saumur, France, 2000.

Инна КАРПЕНКОВА,
психолог, инструктор по лечебной верховой езде
Реабилитационный центр «Солнечный мир», г. Москва
тел.: (095) 283-86-54

Рис. автора