Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2001
В ПАРАДИГМЕ ПОМОЩИ

ГИЛЬДИЯ

В ПАРАДИГМЕ ПОМОЩИ

Все мы с гордостью называем себя практическими психологами. А между тем до сих пор неясно, что же это такое — практическая психология. То ли психологическая практика, то ли учебная дисциплина, то ли новая отрасль науки?
Думается, что сейчас уже можно говорить о практической психологии как о новом направлении, удивительным образом объединяющем в себе и научные и практические компоненты.
Практическая психология особенно активно развивается в России лишь последние пятнадцать-двадцать лет, поэтому серьезно отстает от западных стран. Отечественная академическая наука занималась исследованиями, но не решением реальных психологических проблем.
Почти все наши школы практической психологии опираются на теоретические концепции, пришедшие с Запада, да и сами формы психологической работы в большинстве случаев являются модификациями зарубежных моделей.

НА РОДНОЙ ПОЧВЕ

Однако практическая психология имеет в России глубокие корни. Можно, пожалуй, утверждать, что некоторые методы практической психологии активно использовались в нашей стране еще в двадцатые-тридцатые годы. Речь идет, прежде всего, о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов.
Другим направлением, реализовывавшим психологические методы в социальной практике, выступала педология, претендовавшая на роль метанауки о детском развитии. Педологические лаборатории и секции вполне в духе времени пытались разрабатывать методы и приемы развития школьных коллективов в соответствии с целями коммунистического воспитания.
Многие воспитательные системы тех лет буквально пестрят примерами психотехнологий. Немало таких методик применялось в групповой работе с беспризорниками А.С. Макаренко. (Анализ разработанной значительно позже «коммунарской методики» позволяет легко вычленить и в ней элементы эффективных методов психологического воздействия.)
Советская психология на ранних этапах своего развития оказалась очень восприимчивой к идеям зарубежных исследователей. Одной из наиболее привлекательных концепций стал фрейдизм. Отечественные психологи пытались применять в работе с детьми психоаналитические идеи (Вульф, Ермаков).
Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда по ряду причин не смогли получить своего развития в отечественной науке. Долгие годы психология в России была лишена возможности развивать методы психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег.
Справедливости ради отметим, что в последнее время в нашей стране появились специалисты-практики мирового уровня.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

В настоящее время практическая психология может рассматриваться не только как сфера приложения психологических знаний, не только как психологическая практика и способ проверки умозрительных психологических моделей, но и как новая, активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая свой предмет изучения. В качестве такого предмета Г.С. Абрамова (1994) называет индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни.
Рискну высказать и свое понимание того, что является предметом практической психологии как науки. Я думаю, что это — методы, средства и условия оказания психологической помощи людям, имеющим психологические трудности.
Решение научно-исследовательских задач практической психологии нацелено на изучение закономерностей развития и формирования личности, на разработку методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем.
Решение прикладных задач практической психологии связано с психологическим обеспечением оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов. Это предполагает составление специальных обучающих программ; написание учебников и учебных пособий по практической психологии; разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологического обоснования деятельности служб практической психологии; создание проектов нормативных документов такой деятельности.
Практические задачи определяются конкретными проблемами профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей.
Первыми, кто понял важность и нужность особого вида деятельности психолога, были представители профессий типа «человек-человек» (по типологии Е.А. Климова). Прежде всего, это — учителя. В нашей стране получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.
Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах-имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.
Понятие «психологическая помощь» является наиболее устоявшимся в практической психологии. Существуют следующие направления такой помощи: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психотерапия.
Психологи оказывают помощь тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».

СОДЕЙСТВИЕ, ПОДДЕРЖКА, СОПРОВОЖДЕНИЕ

В середине восьмидесятых годов в практической психологии появилось такое понятие, как «содействие». Речь шла о том, что работать психологу следует не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию. Для психолога, работающего в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего ученикам, учителям, родителям.
Почти одновременно с термином «содействие» появился термин «поддержка». В практической психологии образования и в научной литературе стали встречаться такие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка образовательной среды», «психологическая поддержка развития детей». Однако нельзя сказать, что слово «поддержка» прочно закрепилось в профессиональной психологической речи. Пожалуй, из-за того, что слишком очевидно выпирает его «костыльное» содержание. Действительно, поддержка, подпорка нужны, как правило, тому, кто сам едва стоит на ногах. Если уж образовательный процесс сам не держится на ногах, то вряд ли ему помогут «психологические костыли».
В последние годы, благодаря стараниям М.Р. Битяновой и питерских практических психологов, стало широко употребляться словосочетание «психологическое сопровождение».
Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать за него проблемы, а создавать условия для его осознанного, ответственного и самостоятельного выбора. Психолог идет рядом с ребенком как друг и помощник (но не конвоир!). Ребенок всегда может обратиться за помощью, но это не значит, что психолог станет все делать за него.
Функции психолога в парадигме сопровождения напоминают в чем-то работу телохранителя. Его не видно до тех пор, пока он не понадобится. Но бывают моменты, когда психолог должен стремительно вмешаться (остановить ребенка, повести за собой). Важно, чтобы «душехранитель» всегда был рядом.

ПЯТЬ НАПРАВЛЕНИЙ

В какой бы парадигме — помощи, содействия, поддержки или сопровождения — ни рассматривалась деятельность практического психолога, в любом случае можно говорить о пяти ее основных направлениях.
Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.
Важнейшей целью психодиагностики является добывание психологической информации о человеке или группе, конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории.
Психологическая коррекция — это целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной нормой.
Психологическое консультирование обеспечивает человека необходимой психологической информацией и создает ему условия — в результате общения с психологом — для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.
Психотерапия направлена на оказание помощи клиенту при решении серьезных психологических проблем в переструктурировании личности в тех случаях, когда отсутствуют проявления психического заболевания.
Перечисленные направления практической психологии расположены в порядке возрастания ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы.
Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они открывают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук