Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2001

РЕПОРТАЖ

В последнее время вопросы сохранения здоровья детей поднимаются на разных уровнях. В 2000 году прошло несколько всероссийских совещаний (в Казани, Иваново), о которых мы подробно рассказывали (см. «Школьный психолог», № 19, 2000, № 2, 2001).
В конце прошлого года в Казани состоялась выездная коллегия Министерства образования РФ. Вскоре после этого вышел долгожданный приказ министра образования об охране здоровья детей (подробнее об этом законе мы расскажем в одном из ближайших номеров).
Теперь «волна» борьбы за охрану и укрепление здоровья детей докатилась и до дошкольных учреждений. С 17 по 19 января в Москве произошло событие, которого ждали целых пятнадцать лет, — Всероссийское совещание-семинар «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях». На это мероприятие съехались руководители, методисты и воспитатели дошкольных учреждений всей страны.
Это совещание было организовано Министерством образования РФ и Министерством здравоохранения РФ, Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования и Московским комитетом образования. Такие встречи в системе дошкольного образования проходят нечасто, возможно, поэтому «дошкольники» отличались большой активностью. Сложилось впечатление, что даже организаторы не ожидали, что на совещание приедет такое количество заинтересованных лиц.

АЖИОТАЖ

Народ рвался в зал, вход в который строго охранялся. Пускали только счастливчиков, прошедших регистрацию. Остальные же стояли в длинных очередях. Но организаторы, сидевшие за столом, регистрировали далеко не всех. Была квота на Москву и Московскую область. Передо мной грозно сказали кому-то: «Из Подольска вас что-то очень много приехало!» Пакеты с методическими материалами давали только по заранее составленным спискам. Но в зал, как мне показалось, в результате пропустили всех желающих.
Строгий допуск на совещание настроил собравшихся на серьезный лад. Тем более что первые фразы, прозвучавшие с трибуны, содержали такие слова, как глобальная и планетарная проблема. А это уже серьезно.
Программа Всероссийского совещания-семинара была рассчитана на три дня. Первый и последний были полностью посвящены пленарным заседаниям. Во второй день проходили выездные заседания секций на базе восьми московских дошкольных образовательных учреждений.

БЕЗДУМНЫЙ КОНВЕЙЕР

В.Р. Кучма (директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей
и подростков РАМН) обеспокоен, что многие дети функционально
не готовы к школе

Выступление первого заместителя министра А.Ф. Киселева «О перспективных направлениях деятельности Министерства образования РФ» было почти полностью посвящено грядущей реформе системы образования.
Реформа неизбежна, но проводить ее надо продуманно. Необходим предварительный широкомасштабный эксперимент во всех регионах России. (Кстати, все предыдущие реформы проводились без предварительной апробации.) 10 января состоялось заседание коллегии министерства, посвященное организации этого эксперимента.
По мнению А.Ф. Киселева, главный недостаток современного образования состоит в том, что на уроках детям приходится воспринимать огромное количество информации. Школа является своеобразным конвейером по передаче знаний, который движется с неприемлемо высокой скоростью. А это приводит к тому, что в процессе обучения исчезают радость познания и творчество.
Сейчас многие учебные курсы в средней школе строятся по типу вузовских: в них высок удельный вес предпрофессиональных (углубленных) знаний. Разгрузить детей от излишне глубокого изучения ряда предметов позволит введение профильной школы в старшем звене обучения. В младшем и среднем звене также предстоит уменьшить удельный вес углубленных знаний по некоторым предметам, а освободившиеся учебные часы посвятить здоровьесберегающим технологиям и физической культуре.
Реформа образования неизбежно коснется и дошкольников. С точки зрения Александра Федотовича, в последние годы дошкольное образование стало чрезмерно копировать начальную школу. Детей учат счету, чтению, письму (причем, как правило, без учета возрастных особенностей и возможностей). А должно быть наоборот — в начальной школе следует использовать формы и методы дошкольного образования. Требуется создать условия для постепенного вхождения ребенка в школьную жизнь. При этом нагрузки в первом классе должны быть минимальными. В начальной школе надо уходить от многопредметности. Основу обучения здесь могут составлять интегративные курсы.
Уроки в первом классе должны проходить, по возможности, в игровой форме. Если обучение будет организовано с учетом возрастных особенностей детей, то они будут испытывать радость от учебы.
Сейчас многие не хотят идти в школу, и правильно делают, считает заместитель министра. О каком нормальном обучении, а тем более сохранении здоровья может идти речь, если пребывание детей в учебном заведении превращается в сплошной стресс?

МОЖНО ЛИ ОСТАТЬСЯ ЗДОРОВЫМ В ДЕТСКОМ САДУ?

Психологам еще предстоит завоевать доверие Т.И. Оверчук

С установочным докладом «Охрана и укрепление здоровья детей — приоритетное направление деятельности дошкольных образовательных учреждений» выступила Т.И. Оверчук — новый начальник Управления дошкольного образования Министерства образования РФ. Она проанализировала положительные и отрицательные тенденции в развитии системы дошкольного образования.
Позитивной тенденцией является создание и развитие системы вариативных детских садов. Правда, нужно отметить, что рост числа компенсирующих садов — показатель как положительный, так и настораживающий. С одной стороны, хорошо, что большое количество детей имеют возможность получать специализированную помощь, но с другой — беспокоит, что количество таких детей увеличивается.
Нельзя однозначно оценивать и сокращение сети детских садов. К положительным сторонам этого процесса можно отнести появление групп кратковременного пребывания, уменьшение количества детей в группах.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях используются современные программы по физическому воспитанию, появились должности инструктора по физической культуре и педагога-психолога. Несмотря на это, наблюдается ухудшение физического и психического здоровья детей. По мнению Татьяны Ивановны, так происходит потому, что не выполняются нормы питания, отсутствует гибкий режим дня, удобный для детей и родителей, не учитываются познавательные возможности ребенка.

ТАК ЛИ УЖ СТРАШЕН ПСИХОЛОГ?

«Система дошкольного воспитания в России переживает ренессанс», — считает Марьяна Михайловна Безруких

Слушая выступающих, я все время ждала упоминания о психологии или психологах. Но при перечислении специалистов, призванных сообща решать проблему сохранения здоровья детей в дошкольных учреждениях, были названы лишь педагоги, медики и почему-то социологи.
О том, что в садах существуют психологи, которым отводится определенная роль в сохранении здоровья детей (как физического, так и психического), вспомнила С.Р. Конова — начальник отдела медико-социальной помощи детям и подросткам Министерства здравоохранения РФ и М.М. Безруких — директор НИИ возрастной физиологии РАО.
К сожалению, педагоги упоминают о психологах лишь вскользь, да и то весьма странным образом. Т.И. Оверчук хотя и считает, что педагог-психолог может позитивно влиять на здоровье детей, тем не менее рассказала о том, как психолог в одном из детских садов садистски тестировал четырехлетнюю девочку, требуя от нее умения считать.
Очевидно, такие случаи могут иметь место, но это были единственные слова в адрес психологов, произнесенные начальником Управления дошкольного образования. Почему-то стало грустно... Получается, что многочисленная армия специалистов, работающих в системе дошкольного образования, самой системой в расчет не принимается.

 

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Управление дошкольного образования
Министерства образования РФ
Тел.: (095) 237-97-63