Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2001
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

НАШИ ДЕТИ

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

В предыдущих статьях (см. «В чьих руках здоровье школьников?», № 1, 2001 и «Уроки здоровья», № 2, 2001) мы говорили о том, как можно формировать мотивацию здорового образа жизни на учебных занятиях. В ППМС-центрах может быть организована научно-методическая работа для решения подобных актуальных проблем.
Обозначим наиболее важные психологические механизмы, способствующие формированию мотивации здорового образа жизни в процессе учебных занятий, которые проводят специалисты нашего центра.
Грамотная, достоверная, соответствующая возрасту информация по психологическим и медицинским аспектам сохранения здоровья способствует повышению компетентности как базовой потребности личности. Мы согласны с точкой зрения американского психолога Эдварда Диси о наличии у человека по крайней мере трех базовых потребностей: в компетентности, в теплых, доверительных отношениях и в самодетерминации.
Получение значимой информации активизирует мышление, рефлексию учащихся, меняет их отношение к своему здоровью. Учащиеся эмоционально переживают проблемы, связанные со здоровьем. Эти переживания формируют у детей ответственность за себя, свое поведение, здоровье, и в целом — за свою жизнь.
Но подобные занятия проходят нечасто, поэтому необходимо создание единого здоровьесберегающего мотивационного поля.
На Всероссийском форуме школ, содействующих здоровью (г. Иваново, декабрь 2000 г.), зарубежные коллеги, представляющие Всемирную организацию здравоохранения, утверждали, что гарантией эффективности работы по обучению детей здоровому образу жизни является то, что эту работу ведут специалисты школы (педагоги, врач, школьный психолог). Идея, безусловно, педагогически целесообразная, но она не подходит для современной России. Представьте себе педагога, которому вменяется в обязанность еще и проводить ежедневную работу по «обучению» здоровому образу жизни, или психолога, который физически не способен качественно решать эту проблему. Не говоря уже о школьном враче...
Наше мнение, подкрепленное девятилетней практикой, заключается в том, что ППМС-центры могут стать координаторами создания единого здоровьесберегающего пространства. Центры могут объединять и согласовывать усилия родителей, педагогов, администрации образовательных учреждений, различных структур (в том числе медицинских — поликлиник, центров медицинской профилактики, наркодиспансеров), специалистов, владеющих современными образовательными технологиями.
Для педагогов и родителей ценность здоровья не является реальным мотивом жизнедеятельности. Наше исследование показывает существенное расхождение между декларируемыми и действующими ценностями. В ответах на анкету на первое место педагоги ставят ценность здоровья, на реальном же поведении этот выбор практически не отражается.
Усилия сотрудников нашего центра и направлены на то, чтобы педагоги осознали собственные установки. На педагогических советах и психолого-педагогических семинарах наши специалисты используют групповые формы работы, предлагают педагогам проанализировать факторы, которые повлияли на их отношение к здоровью на протяжении жизни. Это помогает педагогам понять механизмы мотивации здорового образа жизни.
Важно также проводить с учителями обсуждение различных практических вопросов, например: «Что мешает и что помогает вам как учителю-предметнику и классному руководителю воспитывать у школьников ответственное отношение к здоровью?» Нужно, чтобы педагоги увидели, что же может стать действенным методом повышения этой ответственности.
Кроме того, нужно рассказывать педагогам о ситуации со здоровьем в стране, о нравственных, психологических и медицинских аспектах здоровья.
Работа с родителями начинается с их информирования о тенденциях в здоровье детей. Специалисты рассказывают родителям о целях, задачах центра и о программе обучения. Только после получения письменного согласия, начинается обучение и родителей, и детей.
В каждой школе (всего их 60) специалисты центра в течение года проводят шесть родительских собраний (по параллелям или в классе). Темы оглашаются в начале учебного года. После этого родители делают заявку на актуальную для них тему.
При работе с родителями используются различные методы: беседа, сообщение, дискуссия, анализ конкретных ситуаций. После таких собраний резко увеличивается число родителей, приходящих на индивидуальную консультацию.
В нашей области к решению проблем здоровья детей начали подключаться комитет по делам молодежи, депутаты Ярославской областной думы. До тех пор пока не будет сформирована законодательная база, работа по сохранению здоровья нации будет носить фрагментарный характер.

Ольга БЛАНДИНСКАЯ,
заведующая отделом Городского центра
психолого-медико-социального сопровождения, диагностики
и консультирования школьников,

Надежда КЛЮЕВА,
доктор психологических наук,
профессор кафедры педагогической психологии ЯрПГУ,
г. Ярославль

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта MedScape.ru. Посетив интернет проект MedScape.ru, Вы найдете сообщество врачей, ветеринаров, и студентов медицинских ВУЗов. Различные разделы, которые содержит медицинский форум MedScape.ru, помогут задать вопросы специалистам по хирургии, терапии и ветеринарной медицине, узнать о выставках и конференциях, обсудить актуальные проблемы врачей в России и за границей, приобрести новые полезные и интересные знакомства и пообщаться на самые разные темы.