Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2001
ПОЛЕЗНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПОЛЕЗНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Школьные психологи нередко ведут коррекционно-развивающие занятия. Благо сейчас нет недостатка в литературе, в которой описаны различные игры и упражнения для детей и подростков всех возрастов.
Какими программами при этом пользуются специалисты? Если внимательно просмотреть предлагаемые многочисленными изданиями практические разработки, то можно выделить, во-первых, целостные программы, представленные в виде краткого (реже подробного) описания каждого занятия; во-вторых, перечень игр и упражнений, объединенных одной целью (например, игры для развития памяти, упражнения для развития уверенности в себе и пр.)
Соответственно у психолога есть два пути: использовать чью-то, уже опробованную программу или составить свою.

НА ВСЕМ ГОТОВЕНЬКОМ

В первом случае психолог применяет программу, если так можно сказать, неосознанно.
Позволю себе достаточно вольную аналогию с медициной. Некий человек знает, что когда болит голова, надо выпить таблетку анальгина. У него болит голова — он принимает таблетку, испытывает облегчение. Вроде бы все в порядке. Но предположим, что в его аптечке не оказалось анальгина или он принял анальгин, а тот не помог. Что делать? Вот тут человек оказывается беспомощным. Ведь он в каком-то смысле ждал чуда: выпил — помогло. Другими словами, он не знает механизма действия лекарства на организм, он использовал это средство неосознанно.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, человек должен знать, что причины головной боли могут быть разными, соответственно необходимо использовать адекватные средства. Например, при боли, вызванной спазмами сосудов, может помочь но-шпа. Более того, существует индивидуальная непереносимость того или иного препарата. Да еще масса нюансов, о которых знает только хороший врач.
На мой взгляд, неосознанное использование практических разработок снижает их эффективность: ведь психолог не может изменить чужую программу в зависимости от особенностей детей, приходящих на его занятия. А если он меняет программу по своему усмотрению (ему кажется, что так будет лучше, или просто нашел интересное упражнение — почему бы не попробовать), то не обязательно это будет эффективным и принесет ожидаемый результат.

СВОЕ БЛЮДО

Если же психолог решает сам разработать программу, то перед ним встает множество вопросов. С чего начать? Какой результат он должен получить? В каком порядке использовать упражнения?
К сожалению, специалист не всегда даже ставит перед собой такие вопросы. Чаще всего он просто выбирает игры и упражнения, соответствующие его целям, и предлагает их детям в произвольном порядке, не задумываясь ни о внутренней логике своих занятий, ни о механизме их воздействия. Не удивительно, что это зачастую приводит к чувству неудовлетворенности: «Сколько ни бьюсь — никакого толка!»
Все эти мои размышления — результат посещения коррекционно-развивающих занятий в качестве психолога-методиста. Поэтому у меня и родилась идея организовать курсы повышения квалификации «Основы психокоррекции». Что и было сделано на базе Центра психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков г. Пскова. Предполагалось, что на этих курсах психологи не только получат теоретические знания о различных видах психокоррекционной работы, но и научатся самостоятельно разрабатывать коррекционные программы.

В ПОИСКАХ РЕЦЕПТА

Передо мной встала задача — найти в литературе что-то вроде общей структуры коррекционной программы. Честно говоря, очень рассчитывала на книгу А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» (издательство «Сфера», 2000), где есть даже глава «Особенности составления психокоррекционных программ» (рецензия на эту книгу была опубликована в «Школьном психологе», № 14, 2000). Каково же было мое разочарование, когда кроме общих фраз я ничего там не обнаружила.
Продолжила поиск у И.В. Дубровиной, одного из основателей и корифеев практической психологии в системе образования. В одном из последних учебников под ее редакцией «Практическая психология образования» (издательство «Сфера», 1997) во второй главе «Основные виды деятельности практического психолога образования» вообще отсутствует раздел, посвященный коррекционно-развивающей работе (все кончается диагностикой и практическими рекомендациями).
Немного помогла книга М.Р. Битяновой «Организация психологической работы в школе» (издательство «Совершенство», 1997): я нашла в ней требования к содержанию развивающей и психокоррекционной работы в начальной школе и общую структуру развивающего занятия.
Возможно, я плохо искала, и где-то уже есть разработанная структура психокоррекционной программы. Тем не менее предлагаю свою, с ней мы и работали с психологами на курсах повышения квалификации (см. ниже).
В данном случае речь пойдет именно о коррекционной программе. Чтобы не углубляться в дебри различий между коррекцией и развитием (анализ литературы показал наличие самых разных мнений на этот счет), будем условно считать, что цель развивающей работы — сделать из «хорошо» «еще лучше», а коррекционной — сделать из «плохо» «хорошо».

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ

На курсах повышения квалификации, куда были приглашены психологи дошкольных учреждений и начальной школы, слушателям было предложено написать «скелет» программы для тех занятий, которые они проводят. Поверьте, это оказалось для них нелегко. Выделились три главные темы: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников», «Формирование навыков общения у дошкольников», «Познавательное развитие дошкольников». На соседней странице приведены коррекционные программы на эти темы.
Возможно, эти программы не идеальны, но опыт их составления оказался очень полезным для психологов, они почувствовали себя творцами, пережили настоящий творческий подъем. Слушатели говорили примерно следующее: «Я знаю теперь, как мне нужно строить работу с детьми. Раньше я тыкалась как слепой котенок, старалась включать новые и новые игры. Теперь я знаю, в каком направлении мне нужно идти, я вижу свои ошибки».
Наверно, именно этот прорыв в осознании собственной профессиональной деятельности и является главным результатом составления коррекционных программ. Таким образом, цель, поставленная мною вначале — сделать процесс коррекционной деятельности психолога осознанным, — оказалась достигнутой.

Румия КАЛИНИНА,
кандидат психологических наук,
руководитель психологической службы ППМС-центра,
г. Псков


СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

1. Цель

Цель — это результат, которого мы хотим достичь. Важно корректно сформулировать цель, для того чтобы впоследствии можно было оценить, сумели ли мы ее достичь. Именно исходя из цели, мы в дальнейшем и будем оценивать эффективность коррекционного воздействия.

Примеры цели

1) Развитие уверенности в себе у детей 7–9 лет.
2) Интеллектуальное развитие дошкольников.

2. Задачи

Задачи — это конкретизация цели, дробление ее на составные части.

Примеры задач

Для первой цели:

— снятие существующих страхов;
— развитие самостоятельности;
— формирование умения отстаивать свою позицию и т.д.

Для второй цели:

— развитие произвольной памяти;
— развитие произвольного внимания;
— развитие логического мышления и т.д.

3. Критерии отбора в коррекционную группу

Это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребенком занятий по той или иной коррекционной программе. Это своего рода установочная диагностика. Критерии должны быть выделены таким образом, чтобы после окончания занятий можно было провести повторную диагностику и оценить эффективность коррекционного воздействия.
Эти признаки могут быть выделены:

— с помощью психодиагностических методик (например, для программы по интеллектуальному развитию — измерение уровня развития памяти, мышления и т.д.);
— в процессе наблюдения за поведением ребенка (для этого необходимо выделить параметры наблюдения, например, для программы по развитию уверенности в себе: пассивность ребенка на уроках и на переменах, участие в общих играх и т.д.);
— с помощью экспертной оценки особенностей ребенка, которую дают родители или педагоги (например, взрослый оценивает в баллах уровень развития памяти, внимания, мышления ребенка).

4. Направления коррекционной работы, этапы программы

Необходимо продумать общее направление работы, логику продвижения к цели. Например, коррекцию интеллектуального развития целесообразно начинать с развития восприятия, а только затем переходить к развитию мышления. А при формировании уверенности в себе — сначала снять актуальные страхи, а затем формировать отношения с окружающими.
Стоит отметить критерии перехода с одного этапа на другой.

5. Организация занятий

Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (в том числе на каждом этапе), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.

6. Структура занятий

Мне понравилась структура занятия, предложенная М.Р. Битяновой в книге «Организация психологической работы в школе». Как говорится, без комментариев.

7. Список игр и упражнений, используемых на каждом этапе

Это, пожалуй, самая вариативная часть программы. Список игр и упражнений можно дополнять, изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы.
При описании программы упражнения и игры можно просто перечислить, если они взяты из книг и пособий. При этом необходимо указать список литературы. А можно эти игры подробно описать, особенно если они являются модифицированными или авторскими.

8. Критерии эффективности программы

На этом этапе используется повторная диагностика. Лучше, если она проводится с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо продумать, какой уровень развития является достаточным, а какой — требует повторного прохождения программы.


ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Цель

Развитие эмоциональной сферы у дошкольников в возрасте 3– 7 лет.

Задачи

  • Познакомить детей с основными эмоциями.

  • Способствовать осознанию своих эмоций.

  • Формировать умение понимать эмоции других людей.

  • Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально.

  • Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами.

  • Обучить приемам регуляции и саморегуляции.

Критерии отбора детей

Для отбора детей проводится диагностика, целью которой является изучение:

— особенностей использования детьми мимики, пантомимики и выразительности речи при демонстрации заданной эмоции;
— понимания детьми эмоциональных состояний других людей по изображению;
— понимания детьми своего эмоционального состояния.

Критерием отбора являются показатели ниже среднего уровня по двум и более параметрам.

Этапы программы

  • Формирование знаний об эмоциях.

  • Формирование умения выражать эмоции.

  • Формирование умения управлять эмоциями.

Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных диагностических заданий (не ниже среднего уровня)

Организация занятий

В группе может быть 6–8 человек. Частота занятий — 1 раз в неделю. Продолжительность 15–35 минут (в зависимости от возраста). Количество занятий — 20.

Структура занятий

Приветствие

Игра «Поздоровайся радостно, грустно...»

Рефлексия прошлого занятия

Испытывал ли ты и твои близкие радость (грусть и т.п.) за время, прошедшее с прошлого занятия? Чем это было вызвано?

Основная часть

Методические приемы:

— прослушивание и обсуждение рассказов, музыкальных произведений;
— рисование различных эмоций, чувств, настроений;
— разыгрывание этюдов;
— использование танцевальных техник;
— игры-драматизации.

Релаксационные упражнения

Упражнения, направленные на расслабление, успокоение, например, «Волшебный сон»

Рефлексия занятия

Что нового мы узнали сегодня на занятии? Что особенно понравилось?

Прощание

Игры «Рукопожатие в кругу», «Солнечный лучик», «Улыбнись другу». и др.

Критерии эффективности программы

Выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня по всем параметрам.


ПРОГРАММА "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО"

Цель

Развитие дружеских взаимоотношений у детей 5–7 лет

Задачи

  • Развитие эмоциональной сферы: формирование умения различать эмоции и называть их, осознавать свои эмоции и чувства, выражать их.

  • Формировать умение устанавливать контакты.

  • Повышение уверенности в себе.

  • Развитие самостоятельности.

  • Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них.

  • Развитие умения слушать и понимать других.

  • Обучение умению отстаивать свою позицию.

  • Формирование позитивного отношения к сверстникам.

Критерии отбора детей

На основе запроса родителей, педагогов; на основе результатов социометрии. В группу включаются изолированные, отвергнутые дети, отрицательные лидеры.

Этапы программы

  • Развитие эмоциональной сферы (3–4 занятия).

  • Формирование коммуникативных навыков (4–5 занятий).

  • Формирование навыков сотрудничества (6–7 занятий).

  • Формирование умения находить выход из конфликтной ситуации (2–3 занятия).

Организация занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по 45–60 минут. Количество занятий — 15. Количество детей в группе — 6–10 человек, (в зависимости от возраста).

Структура занятий

Приветствие

На первом этапе — по имени, на втором — с пожеланиями друг другу, на третьем и четвертом этапах — с комплиментами.

Разминка

На первом этапе — эмоциональные этюды. Далее — игры типа «Рука к руке», «Соберитесь вместе», «Пятнашки».

Обсуждение домашнего задания

На каждом занятии дети получают домашнее задание, выполнение которого обсуждается в группе. На первом и втором этапах — рисование на тему «Мое настроение в детском саду, дома, на занятии», «Автопортрет», «Я и мои друзья». На втором и последующих этапах — новые игры дома, в детском саду, на улице.

Основная часть

Первый этап — упражнения и игры «Страна Колобков», «Азбука настроения», «Маски», «Волшебник».
Второй и третий этапы — упражнения и игры «В тесноте да не в обиде», «Граница», «Рисование клубком», «Совместное рисование».
Четвертый этап — упражнения и игры типа: «Война», «Петушки», «Ругаемся овощами».

Рефлексия занятия или релаксация (в зависимости от этапа)

Прощание

Ритуал прощания включает в себя игры «Что в партнере понравилось?», «Добрые пожелания», «Придумай подарок».

Критерии эффективности программы

На последнем занятии детям даются задания, требующие умения сотрудничать, договариваться, решать спорные вопросы. Успешность выполнения этих заданий является критерием эффективности проведенной коррекции.


ПРОГРАММА "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Цель

Формирование познавательной сферы старших дошкольников.

Задачи

  • Формирование навыков произвольного поведения.

  • Обучение детей умению выражать свои мысли.

  • Развитие восприятия, наблюдательности.

  • Развитие воображения.

  • Обучение приемам мнемотехники. Развитие образного и логического мышления.

  • Развитие крупной и мелкой моторики.

Критерии отбора детей

Проводится педагогическая и психологическая диагностика.
Педагоги определяют, кто из детей испытывает трудности при обучении.
В процессе психологической диагностики определяются:

— произвольность поведения (используются игры с правилами);
— соотношение мышления и речи («Подбери узор», можно использовать первую матрицу Равена — «Объясни, как ты это понял?»);
— возможности восприятия (используются зашумленные картинки);
— наблюдательность (можно попросить ребенка описать картинку, отметить, сколько деталей он увидел);
— образное и логическое мышление (кубики Коса, последовательные картинки);
— возможности памяти;
— воображение (дорисовать картинки);
— крупная и мелкая моторика.

Критерием отбора являются показатели ниже среднего уровня по трем параметрам.

Этапы программы

  • Развитие восприятия, крупной и мелкой моторики.

  • Развитие наглядного мышления.

  • Развитие логического мышления, обучение приемам мнемотехники.

На каждом этапе происходит развитие произвольного поведения и формирование умения выражать свои мысли.
Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных заданий (не ниже среднего уровня).

Организация занятий

Первые 3–4 занятия проводятся индивидуально.
Их целью является подготовка детей к групповым занятиям; выявление индивидуальных особенностей детей; выработка стиля группового взаимодействия.
Групповые занятия проводятся 1–2 раза в неделю. В них участвуют 4–6 детей.
Продолжительность — 25–30 минут.
Количество занятий: около 20 (3–5 индивидуальных; 15 групповых).

Критерии эффективности программы

Способность детей к обучению в школе.