Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2001
ТОТ САМЫЙ ВЕКСЛЕР

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

Производитель лекарства обязан указывать в рекламе те побочные эффекты, которые возникают при его применении, рассказывать о последствиях передозировки и противопоказаниях. К сожалению, авторы и производители психологических тестов чаще указывают на их достоинства, скрывая недостатки и недоделки.
Свою лепту в дискредитацию тестов как научных измерительных методов вносят недобросовестные и необученные пользователи, применяющие их не по назначению.
Еще одна существенная деталь: любой тест можно использовать «за пределами» его прямого назначения. Процесс диагностики раскрывает дополнительные стороны индивидуальности тестируемого. Зачастую регистрация побочных признаков поведения, проявляемых испытуемым, значит гораздо больше для его характеристики, нежели вычисление индексов, предусмотренных в инструкции к тесту.
На этом я закончу преамбулу и сформулирую свою задачу: рассказать не о самом тесте, а о его дополнительных свойствах и об опыте применения, который накоплен за многие годы. В конце концов, с самим тестом можно познакомиться, купив его или, в крайнем случае, прочитав учебник.

ИСТОРИЯ Д. ВЕКСЛЕРА И ЕГО ТЕСТА

Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в нашей стране стал тест Д. Векслера. История его появления в СССР в эпоху гонения на тесты (а это конец 40-х годов) является странной: легенды утверждают, что он был контрабандно ввезен через Таллинн после войны. Впервые тест был применен в клинической практике специалистами Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, ими же получены нормы на отечественной выборке, адаптированы задания и т.д. Полная ревалидизация теста тогда не проводилась. Она не проведена и до сих пор.
Автор теста, Дэвид Векслер, родился в 1896 году в Румынии в многодетной семье. Через шесть лет после его рождения семья эмигрировала в Нью-Йорк. Дэвид окончил городской колледж, защитив степень бакалавра, а через год получил степень магистра психологии в Колумбийском университете и сразу был призван в американскую армию. Шла Первая мировая война, Америка вступила в нее в 1917 году.
Американские психологи, будучи патриотами, предложили использовать для отбора новобранцев тесты умственных способностей. Векслер оказался в группе психологов, которая занималась тестированием и обсчетом результатов армейского теста «Альфа» и теста Стэнфорд—Бине.
После войны Векслер два года стажировался в Великобритании в лаборатории К. Пирсона, затем работал в Бюро детского воспитания г. Нью-Йорка, занимаясь консультированием детей.
С 1932 года Векслер становится главным психологом психиатрической клиники Белльвью. Там он изучает эмоциональные реакции у психически больных. Руководителем его докторской диссертации был Р.С. Вудвортс.
Ничто не вырастает на пустом месте: огромный опыт консультационной и психодиагностической работы, прекрасная научная школа, которую прошел
Д. Векслер под руководством выдающихся психологов, личный талант — явились основой творческого успеха этого ученого.
В 1939 году Векслер создает первый вариант шкалы интеллекта для взрослых, через три года выходит второй вариант, предназначенный для нужд армии (идет Вторая мировая война), — «армейский Векслер». В 1955 году появляется окончательная версия теста интеллекта для взрослых. Последняя прижизненная версия теста Векслера вышла в 1981 году (предназначена для обследования лиц от 16 до 64 лет), а к 1998 году относится новейшая переработка, сделанная его учеником Аланом Кауфманом. Создаются аналогичные формы теста для детей 5–15 лет (1949 год) и для детей от 4 до 6,5 лет (1963 год).

ЧТО НОВОГО ПРИВНЕС Д. ВЕКСЛЕР В ТЕСТИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА?

Во-первых, он отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей, а затем развил В. Штерн (он придумал формулу для определения IQ как отношения умственного возраста к физическому).
Векслер опирался на идею своего учителя Ч. Спирмэна: интеллект является общей способностью («умственной энергией»), влияющей на успешность выполнения любых задач на основе выявления отношений и связей между явлениями и предметами реальности. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.
Во-вторых, Д. Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия. Во время Первой мировой войны американские психологи столкнулись с тем, что не все новобранцы справлялись с тестом «армейский Альфа» по причине низкой интеллектуальности. В армию США было мобилизовано много недавних эмигрантов, плохо знавших английский и с трудом понимавших инструкцию к тесту и содержание заданий. Поэтому для них была создана вторая версия теста («Бета»), в которую вошли невербальные задания. Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.
В-третьих, Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.
Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста — тонкая диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием. Поэтому важнейшее значение при обработке тестовых результатов имеет выделение коэффициента интеллектуального дефекта, который характеризует снижение умственных способностей при старении.
Векслер никогда не был ограниченным «психометристом», он всегда осознавал недостатки своего теста. Опытный клиницист и консультант, Векслер рассматривал свой тест как способ многостороннего исследования пациента и обращал внимание на необходимость наблюдения за дополнительными признаками поведения (пониманием инструкции, мимикой и пантомимикой и т.д.), а также за процессом решения заданий.
Несмотря на свою сложность, тест стандартизирован, и отклонение от нормы при его проведении считается недопустимым. При этом существуют и сокращенные варианты теста, предназначенные для быстрой и грубой оценки уровня развития умственных способностей.
Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.
В мире насчитываются сотни, если не тысячи публикаций, посвященных применению теста интеллекта Д. Векслера. Еще больше исследований, проведенных с его использованием.
От этого теста нельзя так просто отказаться в психодиагностической практике и в исследовательской работе, также как нельзя просто так отказаться от платино-иридиевого метра — эталона длины, хранящегося в Париже. В противном случае результаты исследований и обследований, проводимых разными психологами в разное время и в разных странах, будут несопоставимыми. И как бы мы ни относились к тесту Векслера, мы будем его использовать еще очень долго.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на некоторые мифы, которые сложились вокруг теста Векслера, и дополнительные его возможности.

КАКИЕ СПОСОБНОСТИ ИЗМЕРЯЕТ ТЕСТ?

Версии теста Д. Векслера для взрослых (WAIS) и для дошкольников и младших школьников (WPPSI) состоят из 11 субтестов, версия для детей (WISC) — из 12. Все версии имеют две шкалы: шкалу действия и словесную шкалу.
Векслер полагал, что сумма баллов, полученных за все задания теста, характеризует общий интеллект, а сумма по каждой из шкал — невербальный и вербальный интеллекты.
Таким образом, тест должен был измерять три способности. Однако факторный анализ результатов применения «взрослой» версии теста показал, что тест на самом деле измеряет четыре способности: 1) общий интеллект, 2) словесное понимание, 3) перцептивную организацию, 4) способность, которая влияет на выполнение субтестов «Запоминание цифр», «Арифметический», «Шифровка».
Одни авторы интерпретируют последнюю способность как «мнемический фактор» (способность к кратковременному запоминанию), другие — как «математический интеллект» (способность мыслить числами). Существует и третья интерпретация — «свобода от отвлечений внимания» (FFD), или, проще говоря, «устойчивость произвольного внимания».
Опытные клиницисты еще в 50-х годах рекомендовали не включать результаты субтестов «Арифметический» и «Запоминание цифр» в итоговый балл по вербальной шкале и в ходе анализа профиля интеллекта рассматривать их отдельно от вербальной и невербальной шкалы.
Фактор FFD коррелирует с показателями многих тестов внимания и оценками успеваемости. Чаще всего низкие оценки по фактору FFD наблюдаются у детей с гиперактивностью при дефиците внимания (расстройство ADMD).
На сегодняшний день проведено множество исследований теста Д. Векслера с помощью конфирматорного факторного анализа или структурного моделирования. В различных исследованиях выделяется от одного до четырех факторов. При этом чем старше испытуемые, тем больше факторов выделяется.
Тест «Последовательные картинки», при выполнении которого испытуемый должен упорядочить «комическую историю», считается сложным: успешность его выполнения зависит как от перцептивной организации, так и от вербального понимания.
Выполнение каждого субтеста требует комплекса способностей. Поэтому следует подробно анализировать процесс выполнения отдельных субтестов. Важнейшее значение имеет анализ профиля, в частности, соотношение успешности выполнения субтестов, оценка степени разброса результатов относительно индивидуального среднего уровня (степень «пилообразности» профиля) и т.д. Каждый из дополнительных индексов имеет важное диагностическое значение.

ЧТО ПЕРВИЧНО, ЧТО ВТОРИЧНО?

Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект в большей мере, чем вербальный, зависит от психофизиологических особенностей работы головного мозга и в большей мере наследуется. В свою очередь, уровень вербального интеллекта, по мнению Векслера, определяется индивидуальными знаниями человека, степенью его приобщенности к культуре.
Данные психогенетических исследований дают противоположную картину: в большей мере генетически детерминированы индивидуальные различия в вербальном интеллекте, а уровень невербального интеллекта зависит от индивидуального опыта. Вербальный интеллект нельзя смешивать со знанием естественного (родного) языка: такой интеллект предполагает, в первую очередь, понимание смысла высказываний и оперирование значениями.
Вербальный интеллект, как любая специфичная для человека функция, выделяющая его из мира животных, подлежит более жесткому генетическому контролю, чем невербальный интеллект. Важно, что при повторном проведении теста показатели по невербальной шкале возрастают больше, чем по вербальной, то есть интеллект действия более тренируем.
Оказалось, что на развитие невербального интеллекта детей существенно влияет общение и совместная деятельность с отцами. Мать в большей мере влияет на развитие вербального интеллекта ребенка. Доказано, что мамы с младенцами-девочками общаются больше, чем с мальчиками, поэтому сначала девочки опережают мальчиков в уровне развития вербального интеллекта. Затем эта разница уменьшается.
Более того, результаты по тесту «Словарный запас» являются самыми устойчивыми, они не зависят от ситуации, мотивации, эмоционального состояния испытуемых. Поэтому при оценке индивидуальной структуры интеллекта рекомендуют использовать показатели «словарного разброса» — разницу между выполнением каждого субтеста и теста «Словарный запас». Применяют также индексы «общего словарного разброса» (сумма всех отклонений), «вербального разброса», «невербального разброса»
и т.д. Существуют довольно точные диагностические характеристики этих показателей, но чаще всего они используются в клинической практике.

УМ ИЛИ ГЛУПОСТЬ?

Принято считать, что тест интеллекта измеряет уровень развития умственных способностей личности. Однако, как точно отметил К.М. Гуревич, любой тест предусматривает некий норматив — абсолютно правильное выполнение заданий. Каждый тест основан на некоторой модели «идеального интеллекта». По Векслеру, «идеальный интеллектуал» — это человек, который может правильно решить задачу в уме без ошибок за минимально отведенное время. Правильными считаются либо ответы, соответствующие нормам формальной логики (вербальная часть), либо безошибочное и быстрое выполнение действий и получение результата, предусмотренного образцом (невербальная часть).
Диагност присваивает испытуемому баллы за продуктивность выполнения заданий, но с тем же успехом он мог бы фиксировать ошибки и вычитать баллы из некоторой «идеальной суммы», определяя расстояние индивида от норматива.
Психометристами давно замечено, что интеллект не имеет абсолютного нулевого значения, но в самом тесте закладывается возможность его абсолютно правильного и своевременного выполнения. Таким образом, снизу шкала интеллекта ограничена возможностями самого «глупого» представителя вида Homo sapiens, а сверху — «нормой» самого теста.
Итак, тесты интеллекта измеряют не уровень «ума», а уровень «глупости» — отклонение от идеала, зафиксированного в структуре теста. Сравнение результатов по тесту Д. Векслера с результатами по тесту Стэнфорд—Бине показало, что тест Векслера благоприятен для лиц с низким уровнем развития, пожилых людей, то есть шкала теста «растянута» снизу. С другой стороны, лицам с высоким и сверхвысоким уровнем интеллекта при выполнении теста трудно «развернуться» и продемонстрировать свои способности: срабатывает эффект «потолка».
Тест, предназначенный для клинической и «нормальной» школьной практики, вряд ли пригоден для различения уровней интеллектуальной одаренности детей и взрослых. Поэтому его не стоит использовать для отбора одаренных детей в спецшколы, элитные гимназии и лицеи. Для этого существуют другие тесты и тестовые батареи.

КАК ПРОВОДИТЬ ТЕСТ?

Тест Д. Векслера — одна из наиболее сложных и трудоемких психодиагностических методик. Он требует очень высокой квалификации от диагноста. Психолог должен надежно усвоить правила предъявления тестового материала и оценки ответов испытуемого.
В первую очередь, это касается общей картины поведения испытуемого, реакции на тестирование, переживания успехов и неудач, утомления и пр. Экспериментатор не должен подталкивать испытуемого к правильным ответам. Главным недостатком теста является «экзаменационная последовательность» заданий: они следуют от простого к сложному. Любой испытуемый после завершения выполнения каждого субтеста испытывает ощущение неудачи, а следовательно у испытуемого падает мотивация.
Особенно отрицательно отсутствие эмоциональной поддержки сказывается при выполнении теста лицами, боящимися неудачи, тревожными и эмоционально чувствительными: они показывают более низкие результаты по сравнению с теми, которые могли бы получить в ситуации позитивного общения.
Стоит только включить в нейтральную инструкцию мотивирующие и эмоционально-поддерживающие высказывания, как результаты тестирования детей возрастают в среднем на 10–15 баллов по сравнению с результатами испытуемых контрольной группы.
Интеллект можно определить как потенциальные когнитивные возможности индивида, как ограниченный «когнитивный ресурс», который влияет на успешность решения задач. Нейтральная инструкция, снижение мотивации препятствуют реализации возможностей индивида. Но это мое личное мнение.
К сказанному выше можно было бы добавить еще очень многое, но объем статьи ограничен, а любая статья не может заменить методичку или учебник.
Поэтому скажу, что версии теста Д. Векслера (взрослый и подростковый варианты) издаются фирмой «иматон» (Санкт-Петербург), руководство к русской версии подготовлено квалифицированными психологами Ю.Н. Филимоненко и В.Н. Тимофеевым. Более подробно о тесте можно прочитать в моей книге «Психология общих способностей», выпущенной издательством «Питер» в 1999 году.

Владимир ДРУЖИНИН,
доктор психологических наук