ГИЛЬДИЯ
ЗАКОН О ПСИХОТЕРАПИИ
У нас в стране пока нет сложившейся
системы психотерапевтической помощи. Поэтому
можно только приветствовать подготовку закона о
психотерапии, рассмотрение которого
Государственной Думой РФ планируется на
сентябрь 2001 года.
Сейчас для обсуждения представлены два варианта.
Автор первого варианта — Российская
психотерапевтическая ассоциация (РПА). Полное
название этого варианта «Закон (проект) о
психотерапии и специалистах, занимающихся
психотерапевтической деятельностью».
Автор второго — Профессиональная
психотерапевтическая лига (ППЛ). Этот проект
закона называется «О профессиональной
психотерапевтической деятельности».
Заинтересованность в том, чтобы ввести
психотерапию в правовое поле, проявляют многие
как «сверху», так и «снизу». Естественна
озабоченность тех, кто претендует стоять «у
руля» подготовки, лицензирования и сертификации
психотерапевтов.
Мне пришлось поучаствовать в обсуждении одного
из вариантов закона на заседании
профессионального клуба психотерапевтов,
который функционирует при международном центре
практической психологии «Интеграция». Его члены
— практикующие психологи и психотерапевты
считают, что закон нужен для того, чтобы
отрегулировать отношения между государством,
психотерапевтами и клиентами. Безусловно, у всех
сторон есть общие интересы, но есть и
противоположные. Чтобы защитить интересы
клиентов, государства да и самих психотерапевтов
от разного рода шарлатанов от психотерапии,
необходимо ввести лицензирование в рамках
законодательно установленных норм.
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
В ходе обсуждения законопроектов
возникает закономерный вопрос: «Является ли
психолог психотерапевтом?» Если да, то при каких
условиях, если нет, то почему? В вариантах
законопроектов прослеживается явное
разногласие.
В проекте ППЛ предполагается создание единого
психотерапевтического сообщества, куда входят и
медики и психологи. Да и сама профессия
психотерапевта рассматривается достаточно
широко. Это «массовая профессия
современного общества, которая складывается в ее
основных моделях: медицинской, психологической,
педагогической, социальной, философской». А
психотерапия определяется как «специфическая
профессиональная форма эффективного
психического (психологического) взаимодействия
с целью развития индивидуального и социального,
психического, а также интегрального здоровья и
благополучия».
В обосновании же к законопроекту РПА
психотерапия рассматривается исключительно в
рамках медицинской сферы: «психотерапевтическая
деятельность реализуется в качестве
самостоятельной медицинской специальности.... В
случае принятия закона психотерапия будет
представлена тремя группами специалистов:
врач-психотерапевт, клинический
психолог-психотерапевт,
психотерапевт-специалист по социальной работе».
В оказании психотерапевтической помощи впервые
в нашей стране сможет принимать участие помощник
(ассистент) врача-психотерапевта, который «принимает
участие в психотерапии», используя
музыкотерапию, арт-терапию, хореотерапию и
другие, по поручению врача-психотерапевта.
Вводится также понятие волонтера в психотерапии
— добровольного участника, «содействующего
оказанию психотерапевтической помощи».
Рассматривая психотерапию как чисто медицинскую
практику, авторы распространяют «медицинский»
подход и на остальные сферы деятельности
психотерапии: «Учитывая, что в настоящее
время не существует единого общепринятого
научного определения психотерапии, действие
закона будет распространяться на все методы,
формы психотерапии и научные теории, которые
реализуются на практике. В этом смысле
законопроект «внеконфессионален» по отношению к
различным профессиональным
психотерапевтическим школам, течениям и
группам».
Даже если согласиться с мнением РПА, что не все
профессиональные психологи, занимающиеся
различными видами консультирования, вправе
претендовать на звание «клинического
психолога-психотерапевта, специалиста по
социальной работе — психотерапевта», то уж
«специалистом, занимающимся
психотерапевтической деятельностью», они вправе
называться.
Получается, что психотерапевтическая
деятельность психологов вне рамок медицины
проектом РПА вообще не предусматривается. Но
тогда в законе должно быть указано, что его
действие распространяется только на медицинские
учреждения. Следовательно, нужен еще один закон
(или хотя бы положение) о специалистах,
занимающихся психотерапевтической
деятельностью в сферах образования, социальной
помощи и др.
КАК ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ?
Внятный ответ на этот вопрос дается в
законопроекте РПА: «Профессиональная
психотерапевтическая деятельность представляет
собой целостную научно обоснованную систему
психического (психологического) воздействия,
реализуемого через общение профессионально
подготовленного психотерапевта
(врача-психотерапевта, клинического
психолога-психотерапевта,
психотерапевта-специалиста по социальной
работе), непосредственно или с помощью
помощников психотерапевта и волонтеров, с
пациентом, его семьей, группой пациентов и
сообществом пациентов с целью обеспечения и
сохранения здоровья и восстановления
индивидуального и социального функционирования
человека. Психотерапевтическая деятельность
включает в себя установление клинического
диагноза, прогнозирование результатов
применения психотерапии, заключение
психотерапевтического контракта, применение
психотерапевтических методов, оценку
результатов лечения, проведение
профилактических и реабилитационных
мероприятий».
Все это было бы хорошо, если бы хоть немного было
приближено к реальной ситуации.
Очевидно, предполагается, что где-то в
медицинском учреждении (вероятно, в районной
поликлинике или психоневрологическом
диспансере) сидят врач-психотерапевт,
клинический психолог-психотерапевт (дальше по
списку). К ним добровольно приходят на прием
желающие получить бесплатную
психотерапевтическую помощь.
Но господа медики! Ни один уважающий себя
специалист ни за что в жизни не пойдет работать в
простую поликлинику, больницу или даже
психоневрологический диспансер! Недаром там
даже основных врачей-специалистов не хватает.
Разработчики проекта РПА предполагают оказание
амбулаторной неврачебной психотерапевтической
помощи. Она «оказывается лицам в состоянии
социально-психологической дезадаптации, в
ситуации личностного кризиса и иных состояний,
не обусловленных психическим заболеванием, или
при состояниях, которые не могут быть
квалифицированы как болезненные, а также в
случаях последствий психических расстройств,
стабильных патологических состояний или других
заболеваний».
Но во многом этот перечень созвучен тому, чем
занимаются психологи за рамками медицинских
учреждений. Неужели для этого теперь надо
обращаться в поликлинику?
КАК СТАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ?
К этому вопросу авторы обоих вариантов
законопроекта подходят весьма серьезно. Даже
допуск к получению профессионального
психотерапевтического образования могут
получить далеко не все.
По версии ППЛ к нему допускаются те, кто:
«...получил высшее образование в области
медицины, психологии, педагогики, социальной
работы, философии, информационных технологий,
имеет документы установленного образца и
удостоверяющие данный факт, признаваемые в
Российской Федерации;
...успешно прошел процедуру отбора к
лицензионному психотерапевтическому
образованию».
Представители РПА не менее серьезно подходят к
претендентам на роль психотерапевтов: «Право
на оказание неврачебной психотерапевтической
помощи имеют клинические психологи и
специалисты по социальной работе, получившие
соответственно высшее образование по психологии
или специальности «социальная работа»,
прошедшие последипломную переподготовку по
клинической психологии или социальной работе
для деятельности в учреждениях, оказывающих
психиатрическую и психотерапевтическую помощь,
и подготовку по психотерапии в соответствии с
государственным стандартом».
Оказывается, не так-то просто стать и помощником
психотерапевта.
«Помощником (ассистентом)
врача-психотерапевта является лицо, имеющее
высшее или среднее специальное гуманитарное
образование, прошедшее специальную подготовку
по психотерапии, применяющее в своей
деятельности вспомогательный
психотерапевтический метод под
непосредственным руководством
врача-психотерапевта... Помощник (ассистент)
врача-психотерапевта может зачисляться на
специально выделенные должности в пределах
фонда оплаты труда учреждения, оказывающего
психиатрическую и психотерапевтическую помощь
по арт-терапии, музыкотерапии, хореотерапии,
двигательной терапии, телесной терапии и др.
вспомогательным методам психотерапии».
Посмотрим, что же представляет собой
«специальная подготовка по психотерапии».
По версии ППЛ: «Образование в области
психотерапии состоит из трех частей: теории,
опыта личного самопознания, тренинга и
психотерапии и практики с супервизией.
Теоретическая часть составляет 720 часов,
личностный тренинг и психотерапия — 300 часов и
практика под контролем супервизора практики — 2
180 часов. Вся программа в общей сложности
составит 3 200 часов обучения. Курс обучения
считается завершенным в случае успешного
прохождения претендентом процедуры экзамена».
Несложно подсчитать, что в условиях очной формы
обучения такое образование займет около двух
лет.
Похожий вариант предлагается и в РПА.
«На обучение по психотерапии принимаются
клинические психологи, получившие высшее
образование по клинической психологии в
медицинских и гуманитарных вузах и имеющие
последипломную подготовку (резидентуру) по
клинической психологии в учреждении
здравоохранения, имеющем лицензию на
последипломное обучение с длительностью его не
менее одного года;
после окончания обучения врач-психотерапевт,
клинический психолог-психотерапевт, специалист
по социальной работе-психотерапевт и помощник
(ассистент) врача-психотерапевта сдают экзамен,
после чего им выдаются сертификаты специалистов.
Само обучение включает в себя теоретическую
подготовку продолжительностью не менее 300 час.,
практическую подготовку — не менее 300 час.,
практическую работу и супервизию — не менее 1 600
час., а также личностно- и
профессионально-ориентированные тренинги — не
менее 160 час.; общая продолжительность обучения
клинического психолога составляет в целом 2 360
час., отдельные его разделы не могут быть
сокращены и заменены экстернатом».
После этого предполагается, что будущий
психотерапевт должен пройти практику под
руководством супервизора (супервизоров): «работа
в качестве клинического
психолога-психотерапевта или
психотерапевта-специалиста по социальной работе
в медицинских учреждениях, допущенных в системе
последипломного образования к проведению
специализации по психиатрии и психотерапии».
Но даже это еще не все. Для того чтобы в конце
концов стать психотерапевтом, предполагается
участие в личностно- и
профессионально-ориентированных тренингах.
КАК ЖИТЬ?
Тут сразу возникает вполне реальный
вопрос: кто будет финансировать такую подготовку
и насколько она оправданна? Если она платная, то
кто в состоянии оплатить такое обучение?
Успешные (а потому высокооплачиваемые)
психотерапевты и психологи? Но они и так являются
высококвалифицированными специалистами. Бывшие
студенты? Для них это нереально!
Кто же в результате выиграет от таких высоких
требований к подготовке психотерапевтов?
Клиенты? Нет! При такой системе они никогда не
получат бесплатную квалифицированную помощь.
Психотерапевты? Тоже нет, поскольку не каждый
найдет возможность, силы и время для такого
образования.
Кстати, обеспечить подготовку психотерапевтов
на высоком профессиональном уровне вряд ли
возможно: где найдется столько специалистов, а
главное — супервизоров?
Ну хорошо, даже если ценой невероятных усилий
будущие психотерапевты пройдут все эти
испытания — что дальше? Где найти клиентов,
способных платить за такую работу?
Похоже, в результате выиграют только те, кто
будет заниматься обучением, лицензированием и
сертификацией.
После знакомства с этими проектами становится
как-то грустно — настолько далеки они от
реальной жизни. Возникает даже крамольная мысль:
если все другие законы составляются таким же
образом, как же по ним жить?
Ольга РЕШЕТНИКОВА
С полным текстом проектов можно
ознакомиться в Интернете по адресам:
Российская психотерапевтическая ассоциация
http://rpa.newmail.ru
Профессиональная
психотерапевтическая лига
http://ppl.ptt.ru/~sovet