Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2001
ИДЕЯ ИЗМЕНЕНИЯ

ГИЛЬДИЯ

ИДЕЯ ИЗМЕНЕНИЯ

Психотерапия традиционно рассматривалась как отрасль медицины, поэтому и по сегодняшний день многие клинические психотерапевты считают, что психотерапией имеют право заниматься только врачи. Школьным психологам часто фактически запрещают использовать психотерапевтические методы. Насколько это справедливо? Мне думается, что абсолютно несправедливо, если понимать психотерапию достаточно широко. Ведь психотерапевтическим приемом может выступить, например, ласковая улыбка или слова поддержки и утешения.

РАЗНЫЕ МОДЕЛИ

Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии.
В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Используется такая психотерапия при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
Но в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. При этом под психотерапией следует понимать «оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни» (Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. С.312).
Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт. Разница заключается, прежде всего, в их нацеленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития.
В.Ю. Меновщиков отделяет неврачебную психотерапию от собственно психотерапии, которая в свою очередь делится на клинически- и личностно-ориентированную. Такая классификация представляется не вполне правомерной, поскольку для нее используются разные основания. Личностно-ориентированный подход реализуется и в медицинской, и в немедицинской психотерапии. При этом, на наш взгляд, именно в немедицинской психотерапии он становится ведущим.

РАЗНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ

Психотерапия предъявляет особые требования к подготовке психологов и уровню их квалификации. Представляется оправданной такая специализация практического психолога: психотерапевт, диагност, консультант, коррекционист.
В области психотерапии психолог неизбежно использует эклектичный подход, однако желательно выбрать какое-то определенное психотерапевтическое направление: психоаналитическое, поведенческое, экзистенциально-гуманистическое и др.
Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche- — душа и therapeia — забота, уход, лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века.
В последние годы условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.
При этом следует помнить о неоднозначном употреблении термина личностно-ориентированная психотерапия: во-первых, как подхода, разрабатываемого Карвасарским, Исуриной, Ташлыковым; во-вторых — более широко — как экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии; в-третьих — в наиболее широком значении — как психотерапии, базирующейся на положениях основных направлений современной психологии: динамическом, поведенческом и гуманистическом.

СТРАСБУРГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Расширительное понимание области психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году. В этой декларации зафиксировано следующее:

— психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
— психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
— гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;
— образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально: оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
— доступ к такому образованию осуществляется с помощью различной предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА САМОСОЗНАНИЕ

Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицинской модели, следует обратить внимание на ее отличие от других методов лечения. Речь идет прежде всего о том, что при психотерапии используются психологические методы и средства (а не фармакологические, например). Кроме того, в качестве пациентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов — лица, имеющие профессиональную подготовку, среди прочего, в области основ психологии и медицины.
В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения.
В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.
Тем не менее можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы — стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов и комплексов. В основе психотерапии лежит идея о возможности изменения, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире.
Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания.

ТРИ ПОДХОДА

Психоаналитический подход основан на выявлении интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Разновидности психоаналитического подхода: индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К.-Г. Юнга, эго-психология (А. Фрейд, Х. Хартманн, М. Кляйн), неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен), теоретики объектных отношений (М. Кляйн, О. Кернберг, Г. Кохут).
Еще одной разновидностью этого подхода является отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия В.Н. Мясищева, основанная на психологии отношений. Ее главная цель — реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего, искаженных межличностных отношений в родительской семье.

Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии.
Гуманистическая психотерапия основывается на следующих положениях:

— лечение есть встреча равных людей («энкаунтер»);
— улучшение у клиентов наступает само по себе, если терапевт создает правильные условия — помогает клиенту осознать свои чувства, принять их и выразить;
— нужно безусловно принимать и поддерживать клиента;
— клиенты полностью ответственны за свой выбор.

В поведенческом подходе терапевты рассматривают неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотерапия в этом случае направлена на формирование у клиента оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:

— позитивного и негативного подкрепления (направленного на разрыв нежелательной связи между условным раздражителем и реакцией);
— наказания;
— систематической десенсибилизации
(сочетание состояния релаксации с предъявлением ситуации, вызывающей тревогу);
— викарного научения (обучение через наблюдение предъявляемых моделей оптимального поведения).

В психотерапии существуют также другие подходы: когнитивистский, телесно-ориентированный, трансперсональный, гештальт-терапия, психодрама, нейролингвистическое программирование, психосинтез и др.
Сравнение основных психотерапевтических подходов по некоторым важным показателям можно увидеть с помощью таблицы .

 

Психоаналитический подход

Экзистенционально-
гуманистический подход

Поведенческий подход

Объект воздействия

Конфликт между Сверх-Я и Оно

Становление личности

Поведение

Причины невроза или других психологических проблем

Деструктивное действие механихмов психологической защиты

Блокирование внутриличностных ресурсов

Неправильное научение, приведшее к неадекватному поведению

Основной метод

Интерпретация

Помощь в самосознавании и личностном росте

Формирование навыков поведения

Основная задача психотерапии

Осознание пациентом внутреннего конфликта

Интерпретация адекватного целостного Я и расширение пространств бытия

Обучение новым адаптивным способам поведения

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ

Согласно современным взглядам (А.А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; Б.Д. Карвасарский, 1999; К. Рудестам, 1997 и др.), в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:

— исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении;
— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
— изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;
— развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук


ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997.
Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). Киев, 1991.
Годфруа М. Что такое психология. В 2-х тт. Т. 2. М.: Мир, 1992.
Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 1998.
Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.