ЛИРИКА
КАМЕНЬ НА ШЕЕ
Аркадий АВЕРЧЕНКО
-
I
- Однажды, тихим вечером, на
берегу морского залива очутились два человека.
- Один был художник Рюмин,
другой — неизвестно кто.
- Рюмин, сидя на прибрежном
камне, давно уже с беспокойством следил за
поведением неизвестного человека, который то
ходил нерешительными, заплетающимися ногами
вдоль берега, то останавливался на одном месте и,
шумно вздыхая, пристально смотрел в воду.
- Было заметно, что в душе
неизвестного человека происходила тяжелая
борьба...
- Наконец он махнул рукой,
украдкой оглянулся на Рюмина и, сняв потертый,
неуклюжий пиджак, очевидно, с чужого плеча, —
полез в воду, ежась и испуская отчаянные вздохи.
- — Эй! — закричал испуганно
Рюмин, вскакивая на ноги. — Что вы там делаете?
- Незнакомец оглянулся, сделал
рукой прощальный жест и сказал:
- — Не мешайте мне! Уж я так
решил...
- — Что вы решили? Что вы
делаете?!
- — Ослепли вы, что ли? Не видите
— хочу утопиться...
- — Это безумие! Я не допущу вас
до этого!..
- Неизвестный человек,
балансируя руками, сделал нерешительный шаг
вперед и воскликнул:
- — Все равно — нет мне в жизни
счастья. Прощайте, незнакомец! Не поминайте меня
лихом.
- Рюмин ахнул, выругался и
бросился в воду. Вытащить самоубийцу не
представляло труда, так как в том месте, где он
стоял, было не глубоко — немного выше колен.
- — Безумец! — говорил Рюмин,
таща неизвестного человека за шиворот. — Что вы
задумали?! Это и грешно, и глупо.
- Извлеченный на берег
самоубийца сопротивлялся Рюмину лениво, без
всякого одушевления. Брошенный сильной рукой
художника на песок, он встал, отряхнулся и,
потупившись, сунул художнику в руку свою мокрую
ладонь.
- — Пампасов! — сказал он
вежливо.
- — Каких пампасов? — изумленно
спросил Рюмин.
- — Это я — Пампасов. Нужно же
нам познакомиться.
- — Очень приятно, — все еще
дрожа от напряжения, отвечал Рюмин. — Моя фамилия
— Рюмин. Надеюсь, вы больше не повторите своей
безрассудной попытки?
- Пампасов неожиданно схватился
за голову и завопил:
- — Зачем вы меня спасли? Кто вас
просил?! Пустите меня туда, в эти прозрачные
зеленоватые волны... Я обрету там покой!..
- Рюмин дружески обхватил его за
талию и сказал:
- — Ну, успокойтесь... Чего, в
самом деле... Я уверен, все обойдется. Самое
сильное горе, самое ужасное потрясение
забываются...
- — Да у меня никакого
потрясения и не было, — проворчал, уронив голову
на руки, Пампасов.
- — Тогда чего же вы...
- — С голоду... С нужды... Со стыда
перед людьми за это рубище, которое я принужден
носить на плечах...
- — Только-то? — оживился Рюмин.
— Да ведь это сущие пустяки! Этому горю можно
помочь в десять минут! Вы будете одеты,
накормлены и все такое.
- — Я милостыни не принимаю, —
угрюмо проворчал Пампасов.
- — Какая же это милостыня?
Заработаете — отдадите. Пойдем ко мне. Я здесь
живу недалеко.
- Пампасов встал, стряхнул со
своей мокрой, грязной одежды песок, вздохнул и,
спрятав голову в плечи, зашагал за своим
спасителем.
-
- II
- Рюмин дал Пампасову новое
платье, предоставил в его распоряжение диван в
мастерской и вообще старался выказать ему самое
деликатное внимание, будто чувствуя себя
виноватым перед этим несчастным, затравленным
судьбой неудачником, смотревшим с нескрываемым
восхищением на сигары, куриные котлеты, вино,
тонкого сукна пиджак и прочее, чем заботливо
окружил его Рюмин.
- Пампасов жил у Рюмина уже
несколько дней, и художник, принявший в бедняге
самое искреннее, деятельное участие, рыскал по
городу, отыскивая работу своему протеже. Так как
Пампасов однажды в разговоре сказал: «Мы,
братья-писатели», то Рюмин искал главным образом
литературной работы...
- Через две недели такая работа
нашлась в редакции небольшой ежедневной газеты.
- — Пампасов! — закричал
оживленный Рюмин, влетая в комнату. — Ликуйте!
Нашел вам работу в газете!
- Пампасов медленно спустил
ноги с дивана, на котором лежал, и, подняв на
Рюмина глаза, пожал плечами:
- — Газета... Литературная
работа... Ха-ха! Сегодня один редактор —
работаешь. Завтра другой редактор — пошел вон!
Сейчас газета существует — хорошо, а сейчас же ее
закрыли... Я вижу, Рюмин, что вы хотите от меня
избавиться...
- — Господи!.. — сконфуженно
закричал Рюмин. — Что вы такое говорите... Да
живите себе, пожалуйста. Я думал, вам скучно — и
хотел что-нибудь...
- — Спасибо, — сказал Пампасов,
тронутый. — Должен вам сказать, Рюмин, что труд —
мое призвание, и я без какой-нибудь оживленной,
лихорадочной работы как без воздуха. Эх! — Он
размял свои широкие, мускулистые плечи и,
одушевившись, воскликнул: — Эх! Такую силищу в
себе чувствую, что, кажется, весь мир бы
перевернул... Труд! Какая в этом односложном слове
мощь...
- Он опустил голову и задумался.
- — Так бы хотел пойти по своему
любимому пути... Работать по призванию...
- — А какой ваш любимый путь? —
несмело спросил Рюмин.
- — Мой? Педагогика. Сеять среди
детей семена знания, пробуждать в них интерес к
науке — какое это прекрасное, высокое
призвание...
-
- III
-
- Однажды Рюмин писал картину, а
Пампасов, по обыкновению, лежал на диване и читал
книгу.
- — Дьявольски приходится
работать, — сказал Рюмин, выпуская на палитру
свежую краску. — Картины покупаются плохо,
платят за них дешево, а писать как-нибудь, наспех,
не хочется.
- — Да, вообще живопись... В
сущности, это даже не труд, а так что-то. Самое
святое, по-моему, труд!
- Рюмин ударил себя кулаком по
лбу:
- — Совсем забыл! Нашел для вас
целых два урока! И условия довольно не вредные...
Хотите?
- Пампасов саркастически
засмеялся:
- — Не вредные? Рублей по
двадцати в месяц? Ха-ха! Возиться с маленькими
идиотами, которым только с помощью хорошего
удара кулаком и можно вдолбить в голову, что
дважды два — четыре. Шлепать во всякую погоду
ногами, как говорится, за семь верст киселя
хлебать... Прекрасная идея, что и говорить.
- Изумленный Рюмин опустил
палитру:
- — Да вы ведь сами говорили...
- — Рюмин! — страдальчески
наморщив брови, сказал Пампасов. — Я вижу, я вам
надоел, я вам в тягость. Конечно, вы вырвали меня
из объятий смерти и моя жизнь всецело в ваших
руках... Ну, скажите... Может быть, пойти мне и
положить свою голову под поезд или выброситься
из этого окна на мостовую... Что же мне делать? В
сущности, я ювелир и безумно люблю это
благородное занятие... Но что делать? Где выход?
Что, спрошу я, — есть у меня помещение,
инструменты, золото и драгоценные камни, с
которыми можно было открыть небольшое дело? Нет!
Будь тысяч пятнадцать — двадцать...
- Пампасов шумно вздохнул,
повалился навзничь и, подняв с полу книгу,
погрузился в чтение...
-
- IV
-
- Рюмину опротивела своя
собственная квартира и ее постоянный обитатель,
переходивший от дивана к обеденному столу и
обратно, чем вполне удовлетворялась его
неугомонная жажда лихорадочного труда. Рюмин
почти перестал курить сигары и пить вино, так как
то и другое уничтожалось бывшим самоубийцей, а
платье и ботинки изнашивались вдвое быстрее,
потому что облекали два тела и четыре ноги —
попеременно...
- Рюмин давно ухаживал за
какой-то интересной вдовой, с которой
познакомился на прогулке... Он был несколько раз у
нее и приглашал ее к себе, рассчитывая на время ее
визита услать куда-нибудь назойливого
самоубийцу.
- Однажды, возвращаясь из
магазина красок домой и войдя в переднюю, Рюмин
услышал в мастерской голоса:
- — Но ведь я не к вам пришла, а к
Николаю Петровичу! Отстаньте от меня.
- — Ну, один раз поцелуйте, что
вам стоит!..
- — Вы говорите глупости! Я вас
не знаю... И потом, если об этом узнает Николай
Петрович...
- — Он? Он придет, уткнет нос в
берлинскую лазурь, возьмет в зубы палитру и ухом
не поведет. Это простак чрезвычайный! Миледи!
Если вы дадите поцелуй — я его сейчас же отдам
вам обратно. А?
- — Сумасшедший! Что вы...
делаете?..
- Послышался тихий смех и звук
сочного поцелуя.
- «Негодяй! — заскрежетал
зубами Рюмин. — Ему мало моего платья, квартиры,
еды и моих нервов... Он еще пользуется и моими
женщинами!»
- Рюмин повернулся и ушел.
Вернулся поздно вечером. Разбудил спавшего
Пампасова и сурово сказал, смотря куда-то в
сторону:
- — Эй! Вы видите, нос мой не
уткнут в берлинскую лазурь и в зубах нет палитры.
Завтра утром можете уходить от меня.
- — Зачем же вы меня спасли? —
удивился Пампасов. — Сначала спасал, потом
прогоняет. Очень мило, нечего сказать.
- Голова его упала на подушки, и
через минуту послышалось ровное дыхание спящего
человека.
- С ненавистью посмотрел Рюмин в
лицо Пампасову, заскрипел зубами и злобно
прошептал:
- — У, проклятый! Так бы и дал
тебе по голове...
-
- V
-
- Утром Пампасов проснулся
веселый, радостный, совершенно забыв о вчерашнем
разговоре.
- — Встали? — приветствовал его
стоявший перед картиной Рюмин. — Помните, что я
вам вчера сказал? Можете убираться.
- Пампасов побледнел:
- — Вы... Серьезно? Значит, вы
опять толкаете меня в воду?
- — Пожалуйста! Пальцем не
пошевелю, чтобы вытащить вас. Да вы и не будете
топиться!..
- — Не буду? Посмотрим!
- Пампасов взглянул на мрачное,
решительное лицо Рюмина, опустил голову и стал
одеваться.
- — Прощайте, Рюмин! —
торжественно сказал он. — Пусть кровь моя падет
на вашу голову.
- — С удовольствием! Пойду еще
смотреть, как это вы топиться будете.
- Вышли они вместе.
- На берегу залива виднелись
редкие фигуры гуляющих. У самого берега Пампасов
обернул к Рюмину решительное лицо и угрюмо
спросил:
- — Так, по-вашему, в воду?
- — В воду.
- Рюмин хладнокровно отошел и
сел поодаль на камень, делая вид, что не смотрит...
А Пампасов принялся ходить нерешительными,
заплетающимися ногами вдоль берега, изредка
останавливаясь, смотря уныло в воду и шумно
вздыхая. Наконец он махнул рукой, украдкой
оглянулся на приближавшихся к нему двух
гуляющих, снял пиджак и, нерешительно ежась,
полез в воду.
- — Что он делает? — в ужасе
воскликнул один из гуляющих... — Это безумие!
Нельзя допустить до этого.
- Со своего места Рюмин видел,
как к Пампасову подбежал один из гуляющих, вошел
по колено в воду и стал тащить самоубийцу на
берег. Потом приблизился другой, все трое о чем-то
заспорили... Кончилось тем, что двое неизвестных
взяли под руки Пампасова и, дружески в чем-то его
увещевая, увели с собой.
- До Рюмина донеслись четыре
слова:
- — Я милостыни не принимаю!..
-
«Сатирикон», 1909, № 48
|