Не знаю, заметили вы или нет, но мы
обычно уклоняемся от этой деликатной темы. И
прежде всего именно потому, что она деликатна.
Здесь любое неосторожное высказывание может так
аукнуть-ся — всю жизнь потом придется
последствия расхлебывать. Мы и так все время
имеем дело с нежнейшей человеческой психикой, но
область пола и секса самая чувствительная из
всех.
Подобная щепетильность свойственна не всем.
Коллеги-журналисты первыми сорвали покров тайны
с запретной прежде темы. Руководствовались они,
похоже, лозунгом «Что естественно, то не стыдно»,
и теперь в любом газетном ларьке можно купить
журнал для девочек-подростков со статьями «Что
твой кекс знает про секс» или «Двадцать способов
довести друга до оргазма».
В школе борьба с ханжеством велась (а кое-где и
ведется) подобным же образом. Еще недавно
повсеместно распространенные курсы, как бы они
ни назывались, совершали главную ошибку: они
путали половое воспитание с сексуальным
просвещением. А это совершенно разные вещи!
Нельзя таинство зарождения новой человеческой
жизни описывать на уроке так же, как устройство
цветка с его пестиком и тычинками. И для
счастливой семейной жизни недостаточно только
сексуальной грамотности и совместимости.
На самом деле половое воспитание — это
воспитание мальчиков настоящими мужчинами, а
девочек настоящими женщинами. Это гораздо более
широкая, глубокая и даже «высокая» задача, чем
знакомство с устройством половых органов и
методами контрацепции. Программы же, как правило,
составлялись медиками и биологами, для которых
репродуктивная — такая же естественная система,
как и пищеварительная или нервная. А что
естественно, то не стыдно — см. выше.
Психологов к составлению программ, похоже, не
привлекали, но часто заставляли их преподавать. И
до сих пор еще приходится слышать или читать
страшные истории о душевно травмированных детях
или родителях, шокированных и оскорбленных
уроками полового воспитания. Виноваты,
естественно, оказываются психологи, которые вели
эти уроки.
Впрочем, волна схлынула, и соответствующие
предметы из программы обучения изъяли. Но осадок
остался. И детям навредить успели, и психологов
«подставить».
Правда, отмена предмета не отменила задачи. Все
равно детей надо растить, и все равно мы будем
воспитывать женщин и мужчин, а не бесполых
андрогинов. Наших внуков им рожать, так что
сказками про аиста и капусту не отделаешься.
Неудивительно, что сейчас явно поднимается
вторая волна полового воспитания, часто в рамках
модной темы здорового образа жизни. Как бы только
не потянуть за собой груз прежних ошибок! Тем
более что во главе новой кампании стоят медики, а
их подход к щекотливой теме мы уже обсуждали.
Я бы рискнул предложить один совершенно
нетехнологичный рецепт, так сказать прививку
против повторения промахов. Не надо борьбу с
ханжеством превращать во вседозволенность. От
того, что тема перестала быть стыдной, она не
перестала быть интимной. Люди мы, в конце концов,
или ходячие органы размножения?