Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2001
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Не знаю, заметили вы или нет, но мы обычно уклоняемся от этой деликатной темы. И прежде всего именно потому, что она деликатна. Здесь любое неосторожное высказывание может так аукнуть-ся — всю жизнь потом придется последствия расхлебывать. Мы и так все время имеем дело с нежнейшей человеческой психикой, но область пола и секса самая чувствительная из всех.
Подобная щепетильность свойственна не всем. Коллеги-журналисты первыми сорвали покров тайны с запретной прежде темы. Руководствовались они, похоже, лозунгом «Что естественно, то не стыдно», и теперь в любом газетном ларьке можно купить журнал для девочек-подростков со статьями «Что твой кекс знает про секс» или «Двадцать способов довести друга до оргазма».
В школе борьба с ханжеством велась (а кое-где и ведется) подобным же образом. Еще недавно повсеместно распространенные курсы, как бы они ни назывались, совершали главную ошибку: они путали половое воспитание с сексуальным просвещением. А это совершенно разные вещи! Нельзя таинство зарождения новой человеческой жизни описывать на уроке так же, как устройство цветка с его пестиком и тычинками. И для счастливой семейной жизни недостаточно только сексуальной грамотности и совместимости.
На самом деле половое воспитание — это воспитание мальчиков настоящими мужчинами, а девочек настоящими женщинами. Это гораздо более широкая, глубокая и даже «высокая» задача, чем знакомство с устройством половых органов и методами контрацепции. Программы же, как правило, составлялись медиками и биологами, для которых репродуктивная — такая же естественная система, как и пищеварительная или нервная. А что естественно, то не стыдно — см. выше.
Психологов к составлению программ, похоже, не привлекали, но часто заставляли их преподавать. И до сих пор еще приходится слышать или читать страшные истории о душевно травмированных детях или родителях, шокированных и оскорбленных уроками полового воспитания. Виноваты, естественно, оказываются психологи, которые вели эти уроки.
Впрочем, волна схлынула, и соответствующие предметы из программы обучения изъяли. Но осадок остался. И детям навредить успели, и психологов «подставить».
Правда, отмена предмета не отменила задачи. Все равно детей надо растить, и все равно мы будем воспитывать женщин и мужчин, а не бесполых андрогинов. Наших внуков им рожать, так что сказками про аиста и капусту не отделаешься.
Неудивительно, что сейчас явно поднимается вторая волна полового воспитания, часто в рамках модной темы здорового образа жизни. Как бы только не потянуть за собой груз прежних ошибок! Тем более что во главе новой кампании стоят медики, а их подход к щекотливой теме мы уже обсуждали.
Я бы рискнул предложить один совершенно нетехнологичный рецепт, так сказать прививку против повторения промахов. Не надо борьбу с ханжеством превращать во вседозволенность. От того, что тема перестала быть стыдной, она не перестала быть интимной. Люди мы, в конце концов, или ходячие органы размножения?

Марк САРТАН