Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2001
ЯРОСЛАВСКИЕ РЕСУРСЫ

РЕПОРТАЖ

ЯРОСЛАВСКИЕ РЕСУРСЫ

В конце 2000 года в Ярославле прошла шестая областная научно-практическая конференция на тему «Социально-педагогическое и психологическое обеспечение реформирования региональной системы образования». Основным вопросом было обсуждение недавно принятой Программы развития образования Ярославской области на 2001–2005 годы

ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Участники конференции, среди которых были как исследователи, так и практики, высказали свое отношение к изменениям в региональной системе образования. Особенно подчеркивалась необходимость интеграции усилий педагогов, психологов, социологов.
Обсуждение актуальных аспектов социально-педагогического и психологического обеспечения образования в регионе проходило в форме пленарных заседаний, дискуссионных клубов, пресс-конференций и вечерних лекций.
За два дня работы конференции состоялось десять дискуссионных клубов:

— Роль и место центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров) в региональной системе образования.
— Технологии и методы поддержки детей в рамках Конвенции о правах ребенка.
— Критерии оценки деятельности психологической службы (психологов) образовательного учреждения.
— Вопросы взаимодействия педагогов-психологов школ и образовательных учреждений службы практической психологии (ППМС-центров).
— Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения: цели, задачи, взаимодействие специалистов.
— Физическое и психическое здоровье детей: проблемы, пути решения и взаимодействие специалистов.
— Трудные дети: социальная защита и поддержка.
— Проблемы социального партнерства.
— Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования: проблемы и опыт.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Большой интерес вызвала лекция директора Института педагогических инноваций РАО, члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора Виктора Ивановича Слободчикова на тему «Психология субъектности».
Участники конференции осваивали также практические формы, методы и технологии работы с детьми, родителями и педагогами. Было проведено девять авторских мастерских:

— Игра как метод психологической коррекции и терапии в работе с детьми, школьниками и взрослыми.
— Работа с пространством семьи.
— Модель работы психолога в образовательном учреждении.
— Психолого-медико-педагогический консилиум: программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка.
— Зона ближайшего развития.
— Психологическое обеспечение деятельности учителя: способы профилактики профессионального выгорания.
— Художественное творчество в групповой развивающей и коррекционной работе с детьми (методика «Новогодние маски»).
— Психолого-педагогический курс «Самосовершенствование личности».
— Организация социально-педагогической поддержки семьи: формы и методы.

Впервые участникам конференции была предложена такая форма работы, как мастер-класс «Интегративные психотехнологии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» с демонстрацией сказки-тренинга «Щелкунчик». Этот мастер-класс подготовили психологи Центра социального здоровья города Костромы в сотрудничестве с профессиональными актерами.
В заключение состоялась пресс-конференция «Вопросы нормативного и правового обеспечения деятельности службы практической психологии» (ведущий — И.М. Каманов, начальник отдела практической психологии и охраны здоровья детей Минобразования РФ). Участники получили ответы на многие актуальные вопросы.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ

В рамках конференции традиционно проводится выставка-конкурс научно-методических разработок «Социально-педагогические и психологические ресурсы образования». Состоялась она и на этот раз.
Особенностью выставки этого года был высокий научно-методический уровень большинства представленных работ. Среди авторов — сотрудники и преподаватели вузов, специалисты центров и служб, практические психологи, социальные педагоги, учителя-предметники. Активное участие в выставке приняли специалисты из других регионов: из Москвы (Психологический институт РАО), из Мурманска (гимназия № 6), Кирова (филиал Московского гуманитарно-экономического института), поселка Хурба-2 Хабаровского края (средняя школа № 2), Челябинска (Южно-Уральский государственный университет), Вологды (Институт развития образования).
Всего было представлено 99 работ: научно-методические разработки; творческие работы; коррекционно-развивающие материалы; информационно-справочные материалы; дипломные работы; диагностические материалы.
В настоящий момент большая часть материалов выставки размещена в постоянно действующем разделе фонда научно-методических материалов центра «Ресурс» (г. Ярославль, Которосльная наб., 44, тел.: (0852) 72-74-48, е-mail: root@resurs.edu.yar.ru).
Каталог материалов выставки размещен на сервере http://www.edu.yar.ru/russian/psih в рубрике «Научно-методические исследования и разработки».
Оргкомитет конференции благодарит всех участников выставки. Центр «Ресурс» приглашает к сотрудничеству и участию в работе семинаров, проводимых на базе этого центра.
По материалам выставки был издан каталог с краткими аннотациями на все представленные экспонаты. Мы не имеем возможности опубликовать в газете весь каталог, однако предлагаем вашему вниманию список работ, признанных лучшими.

Марина ХАХУНОВА,
заведующая методическим отделом центра «Ресурс»,
г. Ярославль
Тел.: (0852) 72-74-48, 72-95-00


ЛУЧШИЕ РАБОТЫ

  • Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Критерии эффективности центров реабилитации по работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении. Методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1999. 48 с.

  • Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.

  • Белкова Е.А. Нарушения общения с родителями и способы их коррекции в подростковом и раннем юношеском возрасте. Творческая работа (выполнена в Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям «Доверие» г. Ярославля). Ярославль, 2000. 51 с.

  • Лабораторный практикум по психологии человека. Часть 1. Диагностика познавательных способностей. Методические рекомендации. Составители Н.П. Ансимова, Е.Г. Заверткина, Н.Г. Рукавишникова. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2000. 50 с.

  • Коррекционно-развивающая направленность уроков обучения грамоте в группе «Особый ребенок». Автор-составитель Головкина Т.М. — учитель-дефектолог СКШИ г. Переславля-Залесского. Переславская специальная коррекционная школа-интернат, 2000. 38 с.

  • Залюбовская Е.Д. Телефон доверия как форма социально-психологической помощи подросткам. Творческая работа (выполнена в Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям «Доверие» г. Ярославля). Ярославль, 2000. 36 с.

  • Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2000. 463 с.

  • Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 192 с.

  • Кряжева Н.Л. Готов ли ребенок к школе? Ярославль: Академия развития: Академия, К, 1999. 192 с.

  • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 208 с.

  • Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль: Академия развития: Академия, К, 2000. 176 с.

  • Левашова С.А. Разработка и апробация двигательно-коммуникативного тренинга для подростков. Дипломная работа. Ярославль: ЯрГУ, 2000. 56 с.

  • Лофицкая Ю.Н. Программа курса «Психология общения. Аттестационная работа (выполнена в средней школе № 4 г. Переславля-Залесского). Переславль-Залесский: Центр диагностики и консультирования «Доверие», 2000. 72 с.

  • Монахова А.Ю., Полянко М.А. Методический материал для родительских собраний (работа выполнена в средней школе № 15 г. Ярославля). Ярославль, 2000. 40 с.

  • Пушина О.В. Психологическое сопровождение психосоциального развития подростка в условиях гимназического обучения. Творческая работа (выполнена в гимназии № 1 г. Ярославля). Ярославль, 2000. 47 с.

  • Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. Сборник материалов. М.: Народное образование, 1999. 135 с.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  • Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. М.: Рольф, 2000. 160 с.

  • Ткаченко Г.А. Возрастная динамика стереотипов мужественности и женственности. Дипломная работа. Ярославль: ЯрГУ, 2000. 88 с.

  • Текнеджян Т.В. Рационализация труда школьного психолога. Творческая работа (выполнена в средней школе № 27 г. Ярославля). Ярославль, 2000. 51 с.

  • Васильев Н.Н. Преодоление конфликта. Практикум (работа выполнена на кафедре психологии Вологодского государственного педагогического университета). Вологда: Издательско-производственный центр «Легия», 2000. 72 с.

  • Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 220 с.

  • Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Материалы к урокам для учащихся 1–4 классов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 140 с.

  • Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М.: Ось-89, 1997. 80 с.

  • Молочкова И.В. Личностно-ориентированная педагогика и психология профессионализма учителя. Учебное пособие. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, факультет психологии, 2000. 85 с.

  • Платонова А.А. Курс «Мир профессий» (работа выполнена в Хурбинской средней школе № 2, Комсомольский район, Хабаровский край). Хабаровск, 2000. 49 с.