В конце 2000 года в Ярославле прошла шестая
областная научно-практическая конференция на
тему «Социально-педагогическое и
психологическое обеспечение реформирования
региональной системы образования». Основным
вопросом было обсуждение недавно принятой
Программы развития образования Ярославской
области на 2001–2005 годы
ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Участники конференции, среди которых
были как исследователи, так и практики, высказали
свое отношение к изменениям в региональной
системе образования. Особенно подчеркивалась
необходимость интеграции усилий педагогов,
психологов, социологов.
Обсуждение актуальных аспектов
социально-педагогического и психологического
обеспечения образования в регионе проходило в
форме пленарных заседаний, дискуссионных клубов,
пресс-конференций и вечерних лекций.
За два дня работы конференции состоялось десять
дискуссионных клубов:
— Роль и место центров
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи (ППМС-центров) в региональной системе
образования.
— Технологии и методы поддержки детей в рамках
Конвенции о правах ребенка.
— Критерии оценки деятельности психологической
службы (психологов) образовательного учреждения.
— Вопросы взаимодействия педагогов-психологов
школ и образовательных учреждений службы
практической психологии (ППМС-центров).
— Психолого-педагогический консилиум
образовательного учреждения: цели, задачи,
взаимодействие специалистов.
— Физическое и психическое здоровье детей:
проблемы, пути решения и взаимодействие
специалистов.
— Трудные дети: социальная защита и поддержка.
— Проблемы социального партнерства.
— Социально-педагогическая деятельность в
учреждениях образования: проблемы и опыт.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Большой интерес вызвала лекция
директора Института педагогических инноваций
РАО, члена-корреспондента РАО, доктора
психологических наук, профессора Виктора
Ивановича Слободчикова на тему «Психология
субъектности».
Участники конференции осваивали также
практические формы, методы и технологии работы с
детьми, родителями и педагогами. Было проведено
девять авторских мастерских:
— Игра как метод психологической
коррекции и терапии в работе с детьми,
школьниками и взрослыми.
— Работа с пространством семьи.
— Модель работы психолога в образовательном
учреждении.
— Психолого-медико-педагогический консилиум:
программа психолого-медико-педагогического
сопровождения ребенка.
— Зона ближайшего развития.
— Психологическое обеспечение деятельности
учителя: способы профилактики профессионального
выгорания.
— Художественное творчество в групповой
развивающей и коррекционной работе с детьми
(методика «Новогодние маски»).
— Психолого-педагогический курс
«Самосовершенствование личности».
— Организация социально-педагогической
поддержки семьи: формы и методы.
Впервые участникам конференции была
предложена такая форма работы, как мастер-класс
«Интегративные психотехнологии в работе с
детьми дошкольного и младшего школьного
возраста» с демонстрацией сказки-тренинга
«Щелкунчик». Этот мастер-класс подготовили
психологи Центра социального здоровья города
Костромы в сотрудничестве с профессиональными
актерами.
В заключение состоялась пресс-конференция
«Вопросы нормативного и правового обеспечения
деятельности службы практической психологии»
(ведущий — И.М. Каманов, начальник отдела
практической психологии и охраны здоровья детей
Минобразования РФ). Участники получили ответы на
многие актуальные вопросы.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ
В рамках конференции традиционно
проводится выставка-конкурс научно-методических
разработок «Социально-педагогические и
психологические ресурсы образования».
Состоялась она и на этот раз.
Особенностью выставки этого года был высокий
научно-методический уровень большинства
представленных работ. Среди авторов —
сотрудники и преподаватели вузов, специалисты
центров и служб, практические психологи,
социальные педагоги, учителя-предметники.
Активное участие в выставке приняли специалисты
из других регионов: из Москвы (Психологический
институт РАО), из Мурманска (гимназия № 6), Кирова
(филиал Московского гуманитарно-экономического
института), поселка Хурба-2 Хабаровского края
(средняя школа № 2), Челябинска (Южно-Уральский
государственный университет), Вологды (Институт
развития образования).
Всего было представлено 99 работ:
научно-методические разработки; творческие
работы; коррекционно-развивающие материалы;
информационно-справочные материалы; дипломные
работы; диагностические материалы.
В настоящий момент большая часть материалов
выставки размещена в постоянно действующем
разделе фонда научно-методических материалов
центра «Ресурс» (г. Ярославль, Которосльная наб.,
44, тел.: (0852) 72-74-48, е-mail: root@resurs.edu.yar.ru).
Каталог материалов выставки размещен на сервере
http://www.edu.yar.ru/russian/psih в рубрике
«Научно-методические исследования и
разработки».
Оргкомитет конференции благодарит всех
участников выставки. Центр «Ресурс» приглашает к
сотрудничеству и участию в работе семинаров,
проводимых на базе этого центра.
По материалам выставки был издан каталог с
краткими аннотациями на все представленные
экспонаты. Мы не имеем возможности опубликовать
в газете весь каталог, однако предлагаем вашему
вниманию список работ, признанных лучшими.
Марина ХАХУНОВА, заведующая методическим отделом центра
«Ресурс»,
г. Ярославль
Тел.: (0852) 72-74-48, 72-95-00
ЛУЧШИЕ РАБОТЫ
Ансимова Н.П., Кузнецова И.В.
Критерии эффективности центров реабилитации по
работе с детьми и подростками, имеющими
отклонения в поведении. Методическое
пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1999. 48 с.
Башаева Т.В. Развитие
восприятия у детей. Форма, цвет, звук.
Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.
Белкова Е.А. Нарушения
общения с родителями и способы их коррекции в
подростковом и раннем юношеском возрасте.
Творческая работа (выполнена в Центре
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям «Доверие» г. Ярославля). Ярославль,
2000. 51 с.
Лабораторный практикум по
психологии человека. Часть 1. Диагностика
познавательных способностей. Методические
рекомендации. Составители Н.П. Ансимова,
Е.Г. Заверткина, Н.Г. Рукавишникова.
Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2000. 50 с.
Коррекционно-развивающая
направленность уроков обучения грамоте в группе
«Особый ребенок». Автор-составитель Головкина
Т.М. — учитель-дефектолог СКШИ г.
Переславля-Залесского. Переславская специальная
коррекционная школа-интернат, 2000. 38 с.
Залюбовская Е.Д. Телефон
доверия как форма социально-психологической
помощи подросткам. Творческая работа
(выполнена в Центре психолого-педагогической и
медико-социальной помощи детям «Доверие» г.
Ярославля). Ярославль, 2000. 36 с.
Кашапов М.М. Психология
педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2000.
463 с.
Клюева Н.В. Технологии
работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера»,
2000. 192 с.
Кряжева Н.Л. Готов ли ребенок
к школе? Ярославль: Академия развития:
Академия, К, 1999. 192 с.
Кряжева Н.Л. Развитие
эмоционального мира детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. Ярославль:
Академия развития, 1997. 208 с.
Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат
на помощь. Ярославль: Академия развития:
Академия, К, 2000. 176 с.
Левашова С.А. Разработка и
апробация двигательно-коммуникативного
тренинга для подростков. Дипломная работа.
Ярославль: ЯрГУ, 2000. 56 с.
Лофицкая Ю.Н. Программа
курса «Психология общения. Аттестационная
работа (выполнена в средней школе № 4 г.
Переславля-Залесского). Переславль-Залесский:
Центр диагностики и консультирования «Доверие»,
2000. 72 с.
Монахова А.Ю., Полянко М.А.
Методический материал для родительских собраний
(работа выполнена в средней школе № 15 г.
Ярославля). Ярославль, 2000. 40 с.
Пушина О.В. Психологическое
сопровождение психосоциального развития
подростка в условиях гимназического обучения.
Творческая работа (выполнена в гимназии № 1 г.
Ярославля). Ярославль, 2000. 47 с.
Селевко Г.К. Руководство по
организации самовоспитания школьников.
Сборник материалов. М.: Народное образование, 1999.
135 с.
Селевко Г.К. Современные
образовательные технологии. Учебное
пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Симановский А.Э. Развитие
пространственного мышления ребенка. М.:
Рольф, 2000. 160 с.
Ткаченко Г.А. Возрастная
динамика стереотипов мужественности и
женственности. Дипломная работа. Ярославль:
ЯрГУ, 2000. 88 с.
Текнеджян Т.В.
Рационализация труда школьного психолога.
Творческая работа (выполнена в средней школе № 27
г. Ярославля). Ярославль, 2000. 51 с.
Васильев Н.Н. Преодоление
конфликта. Практикум (работа выполнена на
кафедре психологии Вологодского
государственного педагогического университета).
Вологда: Издательско-производственный центр
«Легия», 2000. 72 с.
Локалова Н.П. 120 уроков
психологического развития младших школьников.
Книга для учителя начальных классов. М.:
Педагогическое общество России, 2000. 220 с.
Локалова Н.П. 120 уроков
психологического развития младших школьников.
Материалы к урокам для учащихся 1–4 классов. М.:
Педагогическое общество России, 2000. 140 с.
Локалова Н.П. Как помочь
слабоуспевающему школьнику.
Психодиагностические таблицы: причины и
коррекция трудностей при обучении младших
школьников русскому языку, чтению и математике.
М.: Ось-89, 1997. 80 с.
Молочкова И.В.
Личностно-ориентированная педагогика и
психология профессионализма учителя.
Учебное пособие. Челябинск: Южно-Уральский
государственный университет, факультет
психологии, 2000. 85 с.
Платонова А.А. Курс «Мир
профессий» (работа выполнена в Хурбинской
средней школе № 2, Комсомольский район,
Хабаровский край). Хабаровск, 2000. 49 с.