Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2001
ОСТРОВ НАДЕЖДЫ

РЕПОРТАЖ

ОСТРОВ НАДЕЖДЫ

Признаться, я всегда испытывала почтение по отношению к тем специалистам, которые работают на «телефоне доверия», поскольку занимаются они, на мой взгляд, святым делом — оказывают помощь отчаявшимся людям.
Не хочется произносить громких фраз о том, что многие из них, вероятно, спасли немало человеческих жизней. Работа на «телефоне доверия» не менее ответственная и сложная, чем работа врача «Скорой помощи» или спасателя. Но менее благодарная — ведь контакт может быть прерван в любую минуту, и консультант никогда не узнает, что стало с человеком, который обратился за помощью.
Служба «Телефон доверия» — это особый мир, попав в который, посторонний человек понимает, что приобщается к чему-то доселе неведомому. Такое чувство посетило меня на юбилейной десятой конференции Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи (РАТЭПП).

КОЛЛЕКТИВ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Два президента

Проходила конференция с 12 по 16 октября 2000 года в одном из живописнейших пригородов Санкт-Петербурга — усадьбе «Знаменка», история которой восходит к первой четверти ХVIII века. Само это место, расположенное на берегу Финского залива, обладает какой-то необыкновенной притягательностью. Это ощущение усиливала и прекрасная осенняя погода. Кругом царили спокойствие, мир и гармония.
Все это отразилось на настроении участников и тональности конференции. Приехавшие в «Знаменку» телефонные консультанты (а их было более ста человек) были настроены на серьезный, конструктивный разговор.
В обсуждении на равных участвовали все: от «живых легенд» РАТЭПП до начинающих «телефонщиков». Здесь собрался коллектив единомышленников, чего не встретишь ни в каком другом психологическом или психотерапевтическом сообществе.

ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

РАТЭПП — единственная независимая ассоциация в стране. Она возникла не как формальная структура, а как живой организм. Все ее члены прекрасно осознают, зачем они вступили в ее ряды, и ответственно относятся к своей деятельности.
На конференцию члены ассоциации приезжают не за готовыми рецептами, а за тем, чтобы вместе обсудить и решить проблемы. Здесь нет так свойственной нашей российской натуре надежды на «доброго дядю» и высшие инстанции (здесь даже нет единого ведомственного подчинения).
Быстро и конструктивно решались проблемы той или иной региональной службы, вынесенные на общее обсуждение. Происходило это с помощью «мозгового штурма» или деловой игры.

Бесспорным авторитетом у всех телефонных
консультантов пользуется экс-президент РАТЭПП Евгений Креславский

ВЕДОМСТВЕННЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ

На этой конференции участники имели все условия для профессионального и личностного общения, возможность поучиться, получить поддержку.
«Телефоны доверия» создаются при организациях, принадлежащих различным ведомствам. Это приводит к тому, что каждая служба работает в соответствии с теми положениями, которые приняты в том или ином ведомстве. Иногда эти положения не соответствуют друг другу. Так, в положении о службах «Телефон доверия», относящихся к учреждениям социальной защиты, определена 40-часовая рабочая неделя. В службах другого подчинения рабочая неделя намного короче.
Немало проблем связано с подготовкой и переподготовкой консультантов. Специального образования никто из них не получал. Возможностей постоянно повышать свою квалификацию, особенно в отдаленных регионах, мало.

ЗАВИДНОЕ БЕСКОРЫСТИЕ

Телефонному консультанту необходимо обладать эмпатией. Трудно представить, что таких людей могли бы удовлетворить формальные взаимоотношения. Они привыкли помогать другим, но сами прекрасно осознают, что им нужно надеяться только на собственные силы.
В РАТЭПП никто не стремится к материальной выгоде. Членские взносы здесь чисто символические. Их едва хватает на выпуск и рассылку методических пособий, которые члены РАТЭПП получают бесплатно. Ни президент, ни секретарь ассоциации не получают за свою большую работу ни копейки. Конечно, при нашей сложной жизни нельзя этим гордиться, но такие особенности делают организацию честной и открытой.
Мне бросилось в глаза, что семинары и тренинги, которые проводились на конференции, не стали, как это часто бывает, презентацией. Их ведущие хотели как можно лучше донести до коллег свой опыт.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Семинар по супервизии, проводимый сотрудниками
Института психологического консультирования «Гармония»
Е. Ларионовой и И. Ильиной, в самом разгаре

Как любая живая структура, РАТЭПП постоянно развивается. На этой конференции «всем миром» переосмысливались многие положения, на которых строится ассоциация: миссия, структура, задачи.
Десять лет назад в ассоциацию входило всего двадцать служб. Теперь, когда их более двухсот, руководить их деятельностью стало гораздо сложнее. Поэтому разговор шел о том, что структура РАТЭПП должна быть изменена. Например, сегодняшний президент Ольга Федотова сказала следующее: «Сейчас нам важно понять и определить, что могут или должны делать региональные отделения. Они могут взять на себя разные функции. Однако мы уже решили, что такие отделения способны проводить информационно-методический патронаж служб, подготовку и обучение консультантов, супервизию, сбор информации о работе служб. Совет РАТЭПП будет заниматься обобщением и анализом информации».
В стране существует уже два региональных отделения, у которых есть определенный опыт работы. На расширенном заседании совета РАТЭПП было также предложено начать подготовку супервизоров на уровне региональных отделений.
Ольга Федотова считает: «Мы не знаем, как оценивать успешность консультанта, какими критериями пользоваться для отбора на работу, для оценки работы, как подготовить людей для консультирования по телефону. Здесь возникает вопрос и об экспертной оценке тренеров, которые готовят специалистов для работы на телефоне». Участники конференции пришли к выводу, что сейчас «телефоны доверия» перешли на новый качественный уровень. Речь идет о повышении профессионализма консультантов.

СПАСИБО ВАМ...

wpe21C.jpg (11052 bytes)

Идет активный обмен мнениями

Больше всего меня удивило, что столь высокие требования к своей работе выдвигают люди, оказывающие помощь фактически бескорыстно. Кстати, среди консультантов немало молодых людей, которые идут работать на «телефон доверия» сразу после окончания института или даже совмещают дежурства с обучением. Многие из них проявляют чудеса самоотверженности!
При общении с телефонными консультантами создается ощущение, что попадаешь на необычный остров — остров доброты и надежды в океане нашей суетной жизни. И удержаться на нем может далеко не каждый. Не все способны часами дежурить на телефоне в полной готовности выслушать и поддержать любого, обратившегося за помощью человека. Ведь мы часто не находим душевных сил или времени даже на то, чтобы выслушать и успокоить близких нам людей...
Спасибо вам, и хорошо, что вы есть!

Ольга РЕШЕТНИКОВА