НОВОСТИ
ПУЩИНО
(Московская область)
В дни зимних каникул здесь прошел городской
семинар «Возрастная периодизация. Проблемы
возрастных кризисов», организованный
психологами городских образовательных
учреждений для педагогов
Вот уже второй год подряд такие
семинары проводятся в дни зимних и весенних
каникул. Первый семинар из этого цикла назывался
«Технологии педагогического общения». Он был
интересен для педагогов, помог наладить
отношения сотрудничества между психологами и
педагогами, заложил основы для последующих
встреч.
Второй семинар был посвящен работе с детьми
«группы риска». Во время его подготовки и
проведения мы пришли к выводу, что для решения
этой актуальной проблемы нужны пролонгированные
программы. Общеизвестно, что работа с такими
детьми вызывает у педагогов наибольшие
затруднения. Часть семинара прошла в виде
ролевой игры, где педагоги, опираясь на свой опыт,
с увлечением перевоплощались в разных детей:
гиперактивных, застенчивых, неуверенных,
озорников, отличников и «почемучек». Именно эта
часть семинара вызвала наибольший эмоциональный
отклик у участников (сразу приходит на память —
«обучение через проживание»).
В последнем семинаре приняли участие 60 человек —
для нашего небольшого научного городка это не
так уж мало. В рамках семинара работали четыре
группы, ведущими которых были психологи школ и
ДОУ города. По форме это был семинар-практикум,
так как мы не могли обойтись без элементов
ролевой игры, без отработки проблемных ситуаций
в малых группах, без психотехнических
упражнений.
Необычным на этом семинаре было то, что психологи
затронули непривычную для педагогов тему —
кризисы зрелости (ведь жизнь, как и проблемы, не
заканчивается с окончанием школы). Эта тема
вызвала большой интерес, и многие выразили
желание принять участие в групповых
тематических занятиях. Для нас это предложение
является свидетельством доверия к нам — группе
психологов, которая работает с педагогами на
протяжении двух лет.
Мы — это группа из десяти психологов школ и ДОУ.
Наше психологическое сообщество как городское
методическое объединение существует три года.
Нам хочется все знать, все попробовать. В этом нам
иногда помогают высокопрофессиональные
психологи, такие как М.Р. Битянова и С.В. Кривцова.
В свое время они провели семинары и тренинги в
нашем городе, за что мы им очень благодарны. Мы
стараемся использовать полученные знания и
навыки в своей практике аккуратно и наиболее
эффективно.
И, конечно, мы очень любим «нашу» во всех
отношениях газету «Школьный психолог» —
уместного советчика, своевременного
информатора, умного собеседника и достойного
оппонента.
А.И. ЕМЕЛЬЯНЕНКО,
психолог,
специалист отдела образования
Г.П. МАХОРТЫХ,
руководитель городского методического
объединения психологов,
психолог-педагог средней школы № 1,
г. Пущино, Московская обл.
Пущинское городское методическое объединение
психологов
Тел.: (0967) 73-18-14
КОВРОВ
(Владимирская область)
В декабре-январе этого учебного года в
методическом объединении педагогов-психологов
школ города состоялись две встречи,
посвященные проблеме психологического
сопровождения
Педагоги-психологи занимаются
сопровождением учебно-воспитательного процесса.
Обычно мы больше обращаем внимание на первую
часть этого словосочетания. В этом учебном году
мы решили посмотреть на воспитательный процесс
как на «фигуру» сопровождения в работе
педагога-психолога и запланировали для этого два
заседания городского методического объединения
(ГМО).
На первом решили обсудить опыт психологов школ.
Проходило это заседание в школе № 22, в которой
воспитательная система опирается на проверенные
годами традиции школьной жизни.
Второе заседание состоялось в муниципальном
центре дополнительного образования «Гелиос»,
который объединяет детские клубы по месту
жительства. Директор центра О.Н. Слуцкая и
педагог-психолог Ю.С. Муратова познакомили
психологов и социальных педагогов школ с
различными программами центра, в том числе по
профилактике наркомании. В копилку ГМО психологи
получили методические разработки
социально-психологической службы «Гелиоса».
Выбирая для проведения заседания школу № 22, мы
хотели поближе познакомиться с ее
психологической службой. Здесь работают
педагоги-психологи Т.Ю. Рындина и
И.А. Смирнова. Обеим в декабре исполнилось по 30
лет. Мы поздравили Татьяну и Ирину и подарили
книги из серии «Мастера психологии».
Т.Ю. Рындина рассказала о психологическом
сопровождении нравственного развития учащихся.
Психологи школы вдумчиво подошли к этой сложной
проблеме, попытались отобрать наиболее разумные,
общечеловеческие ценности, на которых можно
строить воспитательную работу. В результате
психологи создали для педагогов школы программу
нравственного развития школьников с 1-го по 11-й
классы. Эта теоретическая схема помогла классным
руководителям и психологам в совместных поисках
конкретных форм воспитательной работы.
По-деловому четко прозвучало сообщение
С.Н. Ежовой, педагога-психолога школы № 19.
Светлана принесла на заседание папку с
материалами, и коллеги смогли не только услышать,
но и увидеть, как можно психологу организовать
свою работу. Психологов заинтересовали методики
диагностики коллектива и личности, применяемые
С.Н. Ежовой, а также разработанный ею
«Социально-психологический паспорт учащегося и
его семьи» для работы с трудными подростками,
стоящими на учете в милиции.
В заключение встречи я, педагог-психолог школы №
15, рассказала о проведении массовых
психологических мероприятий «Забор» и «Коробка
настроений» (толчком к проведению игр послужили
публикации в «Школьном психологе»). Так как в
большинстве школ города есть только один
психолог, я поделилась опытом привлечения
старшеклассников к проведению таких игр. В нашей
школе «Коробка настроений» и «Забор» были частью
Дня самоуправления, поэтому моими помощниками
стали психологи-дублеры из 10-х классов.
Коллеги с интересом рассматривали принесенные
«заборы», задавали вопросы по методике
проведения и анализу результатов игр. Один из
вопросов остался открытым: где еще, кроме
«Школьного психолога», можно прочитать об этих
играх?
Светлана ЗАВЬЯЛОВА,
руководитель ГМО
педагогов-психологов,
г. Ковров,
Владимирская область
Тел.: (09232) 3-21-27
ЛИПЕЦК
24 января областной Центр
психолого-педагогической и социальной помощи
детям и подросткам совместно с Институтом
усовершенствования учителей провел семинар для
социальных педагогов общеобразовательных школ,
школ-интернатов, детских домов Липецкой области.
Обсуждались вопросы профессионального
самоопределения старшеклассников
С докладом выступила Н.Н. Вуколова,
социальный педагог образовательного учреждения
№ 43. Она заметила, что хотя проблема выбора
профессии не является новой, но на современном
этапе встает все более остро. Нестабильная
ситуация в стране, ориентация на западный образ
жизни, появление новых профессий создают
определенные трудности в работе по
профессиональному самоопределению учащихся.
Если раньше образ профессионала для выпускников
был связан с конкретными людьми, знающими свое
дело, то в настоящее время это «новые русские»,
рэкетиры, то есть люди, которые имеют деньги.
Поэтому помощь педагогов, психологов, родителей
малоэффективна и не имеет для подростков
существенного значения. Учащиеся находятся в
состоянии неопределенности или делают
примитивный профессиональный выбор.
Заведующая кабинетом социальной педагогики
Института усовершенствования учителей Т.Н.
Волынчикова рекомендовала применять в работе со
старшеклассниками метод «дискуссионного
диалога», в ходе которого учащиеся рассматривают
профессии с различных сторон. Затем со
школьниками обсуждается необходимость
профессии в современном обществе, условия труда,
заработная плата, перспективы роста, а также
профессиональные требования к личности
человека. В случае несформированности у
школьника необходимых личностных качеств для
овладения выбранной профессией с ним либо
обсуждается вопрос о другом выборе, либо
проводится длительная работа по формированию
необходимых качеств.
Социальный педагог областного детского дома И.Г.
Липилина с сожалением отметила, что воспитанники
детских домов недостаточно самостоятельны, а
главное — не умеют распоряжаться своим бюджетом.
Все выступления вызвали оживленную дискуссию. На
«круглом столе» при подведении итогов семинара
слушатели пришли к выводу, что вопросам
профессионального самоопределения необходимо
уделять больше внимания, использовать
современные технологии индивидуальной и
групповой работы с учащимися, способствующие
правильному выбору профессии.
Нужна психокоррекционная работа со
старшеклассниками, испытывающими трудности в
профессиональном самоопределении.
Только совместными усилиями всех специалистов
мы можем обеспечить превращение учащегося из
объекта педагогических воздействий в субъекта
профессионального самоопределения.
Наталия СТЕБЕНЕВА,
педагог-психолог
областного Центра
психолого-педагогической
и социальной помощи
детям и подросткам,
г. Липецк
Тел.: (0742) 47-31-98, 47-32-07