Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2001
ЖИТЬ - ЗНАЧИТ ОЦЕНИВАТЬ

НАШИ ДЕТИ

 

Слова оценки — знамена, водруженные там, где было найдено новое блаженство... новое чувство.
Ф. Ницше

Есть такие педагогические темы, вокруг которых общественный шум никогда не утихает, ничего не меняя по существу. Школьные отметки — несомненно, из их числа. Нужны ли они? Какие критерии должны стоять за школьными отметками? В каком конкретно виде оценки должны даваться ребенку? Эти и многие другие вопросы не теряют своей актуальности многие десятилетия. Звучат они и в письмах наших читателей. Мы решили внести свою лепту в общий шум вокруг проблемы.

ОТМЕТКА И ОЦЕНКА

Прежде всего, разведем два понятия: отметка и оценка — явления по сути своей разные. Отметка — это некая «цифирь», используемая в современной школе для того чтобы количественно выразить соотношение между учебным достижением ребенка и каким-то важным для учителя показателем. В качестве последнего могут выступать: общепринятый стандарт образования, среднее или высшее достижение данного класса, личное достижение конкретного ребенка и т.д.
Первая и самая главная задача отметки — быть выразителем оценки. Оценка же — это необходимый компонент любой человеческой деятельности — индивидуальной или совместной. Без оценки деятельность не может быть эффективно завершена или продолжена, и отметка — одна из форм, в которой школьнику может даваться внешняя оценка его деятельности.
Это в теории. В реальности же отметка давно стала самостоятельным явлением школьной жизни, которое живет и развивается по собственным законам, наполняясь различными смыслами и значениями.

ИПОСТАСИ ОТМЕТКИ

Да, во многих случаях отметка остается формой выражения оценки, но оценки чего? Весьма различных вещей. Дети уже в первом классе сталкиваются с использованием учебной отметки для оценки их поведения на уроке. То есть учитель адресует отметку не результату учебной работы, а процессу, причем конкретно: организационной, этической стороне этого процесса. И не только учебной работы!
Отметка может появиться в журнале, на тетрадной страничке, может отражать поведение ученика на перемене, перед началом урока.
Существует и такой вариант: отметкой оценивается активность ученика на уроке, включенность в процесс, независимо от качества выполненной работы. Например: «Я ставлю Васе «пятерку», потому что он весь урок был очень внимателен, тянул руку и не отвлекался на посторонние дела». Одновременно с этим «пятерка» может быть поставлена другому ученику за одноразовый, но очень хороший ответ у доски.
Отметкой угрожают, мотивируют, заинтересовывают, выражают свое личное отношение. И что важно — далеко не всегда объясняют ребенку, какой именно критерий лежит в основе данной, конкретной отметки в дневнике.

ОЧЕВИДНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ

Нередко отметка становится средством воспитания. С моей точки зрения, очень сомнительным средством. Помните, в знаменитом фильме «Розыгрыш» учитель математики Марья Петровна — однозначно положительный персонаж — выставляет колонку «двоек» за несостоявшуюся контрольную работу. Контрольная не состоялась, потому что класс сговорился и заявил учительнице, что та якобы забыла предупредить о ней заранее.
Раскрыв обман, учительница со всем возможным педагогическим тактом объявляет ученикам о том, что контрольная не состоялась по их вине и... оценивает их знания по данному разделу курса математики на «два». Или все же не знания, а поведение? Или она дает ученикам тем самым урок нравственности? Или выражает свое личное отношение к розыгрышу низкого пошиба? Или...?
Непонятно! А между тем в журнале появились совершенно конкретные оценки предметных знаний учеников. И исправить эти двойки они могут не тем, что будут отныне и всегда вести себя высоконравственно, стоять перед Марьей Петровной на коленях, защищать мир во всем мире, а только своими ответами по текущей математической теме. Не правда ли, что-то здесь не так?

В ПОЛНОЙ МЕРЕ

Для меня совершенно очевидно: отметка по предмету должна быть четко соотнесена с оценкой учебных достижений ребенка, а для всех остальных педагогических ситуаций необходимо подбирать соответствующие им способы воздействия, передачи обратной связи.
«Жить — значит оценивать», — сказал в свое время Ф. Ницше. Фраза многозначная, но одно из ее значений напрямую связано с обсуждаемой темой. Жить, действовать, включаться в активные, субъектные отношения с миром — значит постоянно оценивать то, что делаешь, и то, что происходит вокруг. Любое осмысленное действие предполагает его последующую оценку как минимум — самим автором, очень часто — окружающими.
Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон.
Оценка должна решать, как минимум, три важные задачи.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Это первая задача. Ученик выполнил определенную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку на этом этапе и перейти к следующему, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата, самого процесса и субъективного состояния.
Если ребенок находится на такой стадии своего психологического развития, что является субъектом своей учебной деятельности, все эти оценки значимы для него, и он сам стремится их сформировать.
Если учеба отчуждена от ребенка, то есть он является объектом педагогических воздействий учителя, то учитель и формулирует ему все эти оценки. И очень важно, как он это делает.
Если учитель не заинтересован в том, чтобы ученик в результате-таки присвоил учебный процесс, превратил его в собственную деятельность, он четко сформулирует оценку результата работы ученика и на этом остановится. В обратном случае учитель не будет давать оценки сам, но организует ситуацию так, чтобы ребенок сумел оценить свою учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса, и в субъективном, эмоциональном аспекте.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Это вторая задача. Всесторонняя оценка позволяет развиваться и самому человеку, и его деятельности: стимулирует, дает возможность исправить совершенные ошибки, сделать работу более цельной и последовательной, увидеть личный смысл проделанного. Хорошая оценка — это старт для новой продуманной активности человека.

СРАВНЕНИЕ

Наконец, третья задача оценки — сравнение. Сравнение с самим собой, с эталоном, с конкретными людьми.
В данном случае человек помещает свое «Я» в разные системы координат и осуществляет сравнительную оценку своих достижений. Существующую систему школьного оценивания можно обвинить в явном социально-сравнительном уклоне, поэтому многие готовы удариться в другую крайность. Предлагается вообще отказаться от оценок, сравнивающих одного ученика с другим или с некоторым стандартом. Предлагается полностью перейти на другую систему: сравнивать ребенка с самим собой, отслеживать динамику его личных достижений. Я — за разнообразие сравнительных оценок.

С СОБОЙ И С ДРУГИМИ

Человеку очень трудно не сравнивать себя с другими. Так устроена созданная нами цивилизация, и в одночасье это не изменить. Да и нужно ли к этому стремиться? Да, личностный рост человека во многом обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию своих личных возможностей. И в этом ему может помочь сравнение с самим собой — вчерашним, позавчерашним и т.д.
Я полностью согласна, что нужно всемерно развивать такую систему педагогической диагностики, которая позволяла бы ребенку оценивать себя с точки зрения динамики собственных достижений. («Вот столько ошибок на это правило у тебя было неделю назад. Вот столько их у тебя за эту неделю». Или: «Мы с тобой видим, что в течение всей четверти лучше всего дело у тебя обстояло с решением задач, хуже — с усвоением правил, еще хуже — с изложением теории».)
И я знаю, что во многих школах педагоги создают такие технологии. Есть они и у педагогов нашей школы, в начальном звене — целая система такой диагностики. Ее значение трудно переоценить: отношение детей к учебе становится более осмысленным, учебная работа — более продуктивной.
Но это никоим образом не отменяет необходимости социального сравнения. На мой взгляд, человеку чрезвычайно важно понимать, как его личные достижения соотносятся с тем, что в его социальном окружении принято рассматривать как «средние» или «блестящие». Он не должен полностью зависеть от таких оценок, но они помогают ему мысленно увидеть себя в системе общественно значимых координат. Разве это не важно с точки зрения его дальнейшей самореализации и полноценной адаптации в мире?

В РАЗНЫХ КООРДИНАТАХ

Мне представляется, что школьные оценки должны быть многообразны, как многообразна сама жизнедеятельность ребенка в школе. И важно, чтобы ребенок мог понимать, за что он получает ту или иную отметку. Понятно, что одним отрезком целых чисел от двух до пяти здесь не обойтись. Как минимум, должны существовать оценки трех типов, помещающие ребенка в различные системы координат.

1. «Я» в системе образовательных стандартов данного общества. Такая оценка может быть выражена отметкой, например, по десятибалльной шкале с четкими и прозрачными критериями.
2. «Я» в системе учебной успешности класса, параллели. Здесь уместной будет рейтинговая шкала.
3. «Я» в системе личных координат. Оценки такого рода должны представляться в виде результатов диагностики, качественных показателей.

***

Итак, обучение не может быть безоценочным. Периодически оно может быть «безотметочным», но тогда нужно особенно тщательно продумывать форму трансляции ребенку внешних оценок его деятельности.
И в завершение темы — наставление У. Джеймса: «Желание ученика иметь сведения о своих успехах является нормальным конечным звеном в цепи его духовных функций... Поэтому знакомьте своих учеников с результатами их работ и с надеждами, которые они могут питать, и отступайте от этого правила только в отдельных случаях, когда вас останавливают какие-нибудь особые практические соображения».

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук