Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЖИ

Наверное, каждый взрослый может запросто вспомнить какую-либо забавную детскую ложь.
Вот, например, такую:
— Саша! Кто разрешил тебе взять пудру и помаду?
— Дядька какой-то. Он приходил. Саша спросил: «Можно?» — «Можно!»
Вероятно, малыш надеялся, что авторитет какого-то мифического дядьки может спасти его от наказания за испорченную косметику.
Поначалу неумелые попытки солгать умиляют и смешат взрослых. «Надо же, какой маленький, а такой смышленый и находчивый», — с гордостью заявляют родители. Однако постепенно, по мере взросления ребенка, невинная, на первый взгляд, детская ложь нередко становится серьезной проблемой.

РАДИ СЕБЯ И РАДИ ДРУГИХ

Мотивы лжи маленького человека могут быть весьма разнообразны. Прежде всего, ребенок может бояться наказания. А также — не желать нести ответственность за обещанное или содеянное, или наоборот — желать получить выгоду. Один из популярных (и не только в детстве!) способов добиться своего — всем известное «воспаление хитрости». Неожиданно «заболевает» горлышко, сердце, печень и прочие органы.
В начальной школе появляются и другие мотивы: умолчать о плохих отметках, замечаниях учителя и прочих школьных проблемах; похвастаться чем-либо, чтобы оправдать ожидания взрослых, повысить авторитет у сверстников; скрыть мелкое воровство. Нередко дети перекладывают вину на братьев, сестер, кошек, собак.
Такую ложь, направленную на искажение истины ради самого себя, своего благополучия, условно назовем прямой. Эта ложь в детском возрасте в основном детерминирована внешними мотивирующими факторами (получить желаемое, избежать наказания и т.п.). Однако одновременно могут присутствовать и мотивы лжи внутреннего содержания (не выглядеть глупым, трусливым, плохим).
Искажение истины ради другого человека (референтного лица) логично, на наш взгляд, определить как косвенную (опосредованную) ложь. При этом среди мотивирующих факторов могут быть такие: желание не причинить боль близкому человеку; «ложь во спасение» и др. Для субъекта, скрывающего правду, ложь выступает своеобразной мотивацией. Через нее он «вплетен» (по С.Л. Рубинштейну) в жизнь другого человека (сопереживает, проявляет эмпатию).
Высказывания лгуна могут и не совпадать с действительными мотивами, сознательно маскируя первопричину лжи.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОТРЯСЕНИЕ

Как правило, лживость в детстве вызывает мучительные эмоциональные переживания у самого лгунишки. Известно, что дошкольники при совершении лживого поступка могут испытывать боязнь, тревогу, чувство опасности, страх, огорчение. К переживаниям младших школьников добавляются и такие, как угрызение совести, стыд, обида, непонимание со стороны взрослых.
Бывает, что переживание названных состояний становится эмоциональным потрясением для ребенка, которое надолго остается в его памяти, деформирует личность, определяет внутри- и межличностные отношения в будущем.
Ранняя диагностика мотивов детской лжи может предупредить переход отдельных лживых поступков в лживость как устойчивое личностное качество.
Арт-терапевтическая техника «Рассказ в картинках», по мнению различных специалистов, имеет большую диагностическую ценность. Она проста в использовании, высокоинформативна, позволяет психологу быстро и корректно приблизиться к пониманию истинных причин тех или иных отклонений в поведении ребенка.
Предлагаем собственный вариант названной техники в диагностике детской лжи.

ОДНАЖДЫ СЛУЧИЛОСЬ ТАК...

«Рассказ в картинках» использовался нами в индивидуальной работе с младшими школьниками. Мы опробовали эту методику, работая со второклассниками.

Инструкция

Представь, что на свете живет человек, очень похожий на тебя. У него такое же, как у тебя, имя, такая же одежда, такой же дом и такие же игрушки. Все очень-очень похожее.
Однажды случилось так, что он солгал.
Закрой глаза и подумай, какая это могла бы быть история?
Возьми листы бумаги, карандаши или фломастеры и нарисуй «Историю одной лжи в картинках».
Желательно создать серию рисунков, из которых было бы видно, как поступил мальчик (девочка), почему это произошло, какова была реакция взрослых, что думал и чувствовал «автор» событий.
На последнем рисунке изобрази, как будет вести себя этот человек, если ситуация повторится.

Психолог может дополнительно разъяснить детям, что необходимо нарисовать серию картинок, отражающих цепочку событий: создать своеобразный мультфильм. Причем эстетические достоинства рисунка не имеют значения. Важно отразить свои чувства, мысли, переживания, постараться объяснить, почему ребенок лгал и что из этого получилось.
На основе собственного опыта заметим, что нет необходимости в строгой регламентации размеров листа бумаги. К тому же самостоятельный выбор ребенком подходящего формата рисунков может рассматриваться как дополнительный диагностический показатель.
Таким образом, ребенок вправе изображать события на нескольких листах бумаги А4 или работать на одном листе, предварительно расчертив его на нужное количество прямоугольников.
Изобразительные средства также выбираются по желанию испытуемых.
Отметим, что демократичность инструкции, вкупе с проективным приемом «Жил-был человек, похожий на тебя» (по Дорис Бретт), заметно повышает уровень открытости детей, ослабляет их ситуативную тревожность, связанную с содержанием задания. Более того, некоторые участники отметили, что рисунки помогли им освободиться от «страшных секретов».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Подчеркнем, что приоритет в интерпретации рисунков также должен принадлежать их авторам. Можно предложить каждому ребенку кратко описать собственные работы на отдельном листе бумаги. Или даже сделать «книгу с картинками». Однако проведение индивидуального пострисуночного опроса все-таки предпочтительней.
Создавая серию рисунков, автор невольно анализирует «историю собственной лжи». При этом он как бы смотрит на произошедшее со стороны, воспринимает себя глазами другого человека.
Известно, что последний рисунок всей серии работ является наиболее ценным, как обобщенный результат рефлексии какой-либо тревожащей ребенка проблемы. Поэтому для заключительного рисунка нами предлагалось прогностическое задание: «Как будет вести себя этот человек, если ситуация повторится?» (Варианты: «Нарисуй, как можно вести себя в аналогичной ситуации», «Нарисуй, как бы ты поступил в такой ситуации».)
Это способствует осознанию ребенком альтернативных вариантов развития событий, с иными, менее драматичными последствиями.
Кроме того, в процессе анализа всей серии картинок становятся очевидными некоторые стереотипы лживого поведения или лживости как личностного качества.
Нетрудно заметить так называемые «триггеры» (англ. trigger — пусковое устройство), вызывающие детскую ложь. Это могут быть ситуации, когда маленький человек чувствует страх, бессилие, несправедливое или унижающее его достоинство поведение взрослых и т. д.

«ГОВОРЯЩИЕ» РИСУНКИ

Иллюстрацией к сказанному могут служить «говорящие» рисунки (см. рис. 1, 2), которые вряд ли требуют дополнительных комментариев. Эти произведения красноречиво говорят о семейной ситуации и принятых в семье способах «принесения извинений» ребенком.

Рис. 1

Рис. 2

Другой пример — история восьмилетней Насти. У нее нет друзей. Одноклассники говорят, что она — «вруша».
Настя долго размышляла, прежде чем взяться за рисование. Сначала расчертила лист на прямоугольники, но отложила его. Затем взяла несколько стандартных листов.
На первом из них девочка нарисовала желтое солнце. Затем фиолетовым и желтым цветами изобразила женщину, которую вскоре зачеркнула черным фломастером (рис. 3).
На втором листе — вновь солнце, только уже в виде хаотичных линий. У женщины желтые волосы, но все остальное нарисовано черным (рис. 4).
Поскольку и этот рисунок не удовлетворил Настю, она решила еще раз повторить первую картинку своей «истории одной лжи».
На сей раз солнца не было, а женщина совсем «почернела» (рис. 5).

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Как выяснилось в процессе пострисуночного опроса, девочка рисовала маму.
Остальные картинки — драма о «преступлении и наказании».
Насте очень хотелось собаку. «Дома раньше была собака, но ее продали, потому что кормить надо...», — сказала девочка. Она нашла одинокого, замерзшего щенка и принесла домой. Вечером, когда мама вернулась с работы, Настя солгала, что учительница поручила ухаживать за собакой и вести дневник наблюдений. За это даже отметки будут ставить.
«Когда все выяснилось, мама наказала меня ремнем», — написала девочка на последнем рисунке.
Интересно, что на предложение психолога представить эту ситуацию по-новому, Настя сказала, что уговорила бы учительницу не выдавать ее. Ведь без верного друга так плохо.
Понятно, что в данном случае в роли триггера, запускающего ложь и отрицательные эмоциональные переживания ребенка, выступают нарушенные взаимоотношения с мамой, что ярко проявилось в серии рисунков.
Таким образом, полученный диагностический материал послужил основанием для длительной коррекционной работы как с самой Настей, так и с ее родителями.
Таким образом, использование техники «Рассказ в картинках» («Рисуночного диалога», «Линий коммуникации») позволяет выявить и другие значимые проблемы ребенка.
Подчеркнем также, что коммуникативные возможности изобразительного искусства наряду с его диагностическими возможностями помогают реализовать тот внутренний потенциал человека, который и составляет основу позитивных изменений личности в будущем.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Ульяновского педагогического университета

Владимир СОЛОВЬЕВ,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики
и психологии младшего школьника
Ульяновского педагогического университета