МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
|
А |
А |
В |
В |
Изменение
мотивации у Виталика Е. от первого класса к третьему, отображенное в рисунках на тему «Что мне нравится в школе». А — наиболее типичный рисунок в первом классе (учебная мотивация) В — наиболее типичный рисунок в третьем классе (игровая мотивация) |
Изменение
мотивации у Дениса Н. от первого класса к
третьему, отображенное в рисунках на тему «Что
мне нравится в школе».
А — наиболее типичный рисунок в первом классе (игровая мотивация) В — наиболее типичный рисунок в третьем классе (учебная мотивация) |
Рисунки школьников, имеющих низкую учебную мотивацию, на тему «Что мне нравится в школе» |
|
Рисунки школьников, имеющих высокую учебную мотивацию, на тему «Что мне нравится в школе» | |
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Для скрининговой оценки уровня
школьной мотивации учащихся начальных классов
может быть использована краткая анкета.
При разработке анкеты мы опросили более 200
школьников 6—8-летнего возраста. Нами было
отобрано десять вопросов, наилучшим образом
отражающих отношение детей к школе, к учебному
процессу, их эмоциональные реакции на школьную
ситуацию.
Для дифференциации детей по уровню школьной
мотивации была разработана система балльных
оценок:
— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так
как математический анализ показал, что при
оценках в ноль, один, три балла возможно более
надежное разделение детей на группы с высокой,
средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были
оценены по критерию Стьюдента, и было
установлено пять основных уровней школьной
мотивации.
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.
1. Вопросы читаются экспериментатором
вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или
ребенок) должны написать те ответы, которые они
выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем
ученикам, и экспериментатор просит их отметить
подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои
преимущества и недостатки. При первом варианте
выше фактор лжи, так как дети в большей степени
ориентируются на нормы и правила, поскольку
видят перед собой взрослого, задающего вопросы.
Второй вариант предъявления позволяет получить
более искренние ответы, но такой способ
анкетирования затруднен в первом классе, так как
дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет
оценить динамику школьной мотивации. Снижение
уровня школьной мотивации может служить
критерием школьной дезадаптации ребенка, а его
повышение — положительной динамикой в обучении
и развитии младшего школьника.
Наталья ЛУСКАНОВА
АНКЕТА
1. Тебе нравится в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
|
КЛЮЧ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок —
показатели деятельности второй сигнальной
системы. Автореф. канд. дисс. М., 1979.
2. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции
аномалий развития личности. В сб.: Здоровье,
развитие, личность. М.: Медицина, 1990.
3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского
рисунка для исследования внутрисемейных
отношений. Вопросы психологии, 1986, № 1.
4. Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных
отношений в диагностическом рисунке семьи.
Автореф. канд. дисс. М., 1985.
5. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его
рисунку. В сб.: Психопатология и
психопрофилактика детского возраста. /Под ред.
В.А. Гиляровского. М.: Изд-во Мосздравотдела, 1929.
6. Шуберт А.М. Рисунок аномального ребенка как материал для психологической характеристики. В сб.: Основные проблемы педологии в СССР. М., 1928.